ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА, ХРАНЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА




ТРАНСПОРТ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА

За годы после второй мировой войны произошли заметные изменения в характере транспортировки нефти, природного газа и продуктов их переработки. Если раньше основным видом транспорта по перевозке нефти и нефтепродуктов был железнодорожный, то в настоящее время ведущую роль играют трубопроводный транспорт и танкерный флот. В соответствии с этим и развивается транспортная сеть в различных странах мира.

Нефть и газ добываются лишь на площадях, где находятся их залежи. Перерабатываются они на заводах, расположенных в других местах. Потребление же нефтепродуктов происходит повсеместно. Поэтому транспорт нефти и газа от места добычи к месту их переработки и к потребителю играет большую роль в нефтяной и газовой промышленности. Коррозия металлов в неэлектролитах, т. е. в жидких средах, не обладающих электропроводностью (нефть, нефтепродукты и другие органические соединения), представляет опасность для резервуаров, трубопроводов и другого оборудования в системе транспорта и хранения нефти. Входящие в состав нефти и моторных топлив углеводороды в чистом виде и при отсутствии воды неактивны по отношению к металлам. Опасными в коррозионном отношении они становятся при наличии в них сернистых соединений (меркаптанов, сероводорода, сернистого газа и т. п.).

Модель в основном верна и в настоящее время она основана на существующем в планировании методе линейного программирования. Гибкость и динамичность модели достигаются путем изменения информации об уровнях и соотношении затрат на сырье (нефть, природный газ) и о потребности в нефтепродуктах. В качестве критерия оптимальности принят минимум народнохозяйственных приведенных затрат на добычу, транспорт, переработку нефти и замещение мазута природным газом при условии полного обеспечения заданной потребности в моторных топливах, сырье для нефтехимии и других продуктах, включая котельное топливо.

При взаимодействии металла с жидкостями, не проводящими электрический ток (нефть, нефтепродукты, расплавленная сера и т.п.), происходит химическая коррозия в неэлектролитах. Этот вид коррозии достаточно широко распространен при транспорте и хранении сырых нефти и газов, особенно если они с содержанием серы.

Предприятия нефтяной и газовой промышленности обеспечивают промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство нефтью, нефтепродуктами и газом.

Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и их капитальный ремонт на предприятиях транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа во многом определяют уровень эксплуатационных издержек.

Потери нефти, нефтепродуктов и газа при транспорте, хранении и реализации планируют в пределах норм, установленных соответствующими инструкциями.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА, ХРАНЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ГАЗА

Рассмотрим важнейшие задачи при проведении экономических изысканий по выбору трассы магистральных трубопроводов, являющихся одним из основных звеньев системы транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа.

Транспортное хозяйство на предприятиях нефтяной и газовой промышленности осуществляет перемещение грузов из сферы производства в сферу потребления (магистральный транспорт) или производит транспорт грузов внутри предприятия (межцеховый транспорт, внутрипромысловый транспорт). Внешний транспорт нефти, нефтепродуктов и газа осуществляется различными средствами. Более 80% нефти транспортируется но нефтепроводам. При доставке нефтепродуктов большое значение сохраняют железнодорожные и водные перевозки. Нефтепродукты потребителям поставляют в значительной мере автомобильным транспортом.

Основой для расчета себестоимости транспорта нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам или перевалки (распределения) нефтетоваров на нефтебазах являются эксплуатационные затраты за определенный период.

Одним из важных моментов при проведении расчета режимов эксплуатации является определение теплофизических свойств перекачиваемого продукта. Входящие в систему уравнений математической модели течения жидких углеводородов плотность, теплоемкость, коэффициент теплоотдачи являются функциями состава перекачиваемого продукта, температуры и давления. Учет переменности свойств при транспортировке нестабильных конденсатов и широкой фракции легких углеводородов позволяет значительно уменьшить погрешности расчетов режимов работы систем трубопроводного транспорта При построении математических моделей теплофизических свойств нестабильных жидкостей следует учитывать технологические отличия способа перекачки от транспорта, например, природных газов, нефти или нефтепродуктов, так как для нестабильных углеводородов, о чем свидетельствует опыт эксплуатации существующих конденсатопроводов, характерно постоянное изменение компонентного состава.

До сих пор подготовка сырья к переработке, выбор и расчет технологических процессов добычи, транспорта, переработки нефти и газа проводятся с использованием основных законов молекулярно-кинетической теории строения газа — законов Дальтона, Рауля, Ньютона. Гиббса-Дюгема и т, д., что обеспечивает извлечение нефти из пласта на уровне 35—40%, углубление переработки нефти без — больших капитальных вложений до 55—60%. транспорт газоконденсата и нефти по трубопроводам со значительными энергетическими потерями, потребление топлив, масел и специальных нефтепродуктов в двигателях, котельных установках и существенно высокими эксплуатационными затратами.

Темпы роста народного хозяйства определяют ускоренное развитие всех видов транспорта. Это объясняется тем, что непрерывный рост добычи и переработки нефти и газа сопровождается интенсивным строительством трубопроводов, резервуарных парков для хранения нефти и нефтепродуктов, газгольдеров и других объектов нефтяной и газовой промышленности.

Так, увеличение выхода светлых нефтепродуктов с 44,7 до 75,7% приводит к росту прибыли на 1т нефти в 2,1 раза, но при этом эксплуатационные затраты на 1т нефти увеличиваются в 2,4 раза, капитальные — в 2,5 раза на 1 т светлых нефтепродуктов соответственно на 42% и на 48%. В то же время для выработки одинакового количества светлых нефтепродуктов при большей глубине переработки требуется меньше нефти, экономятся ее ресурсы, а следовательно, уменьшаются затраты на добычу и разведку. Одновременно увеличивается выход сырья для нефтехимии и улучшается качество продукции. Поэтому выводы о целесообразной глубине переработки нефти необходимо делать, исходя из общей народнохозяйственной эффективности, т.е с учетом затрат в переработке нефти, добыче нефти и газа, эффекта у потребителя от применения более качественного топлива, от обеспеченности районов энергетическими ресурсами и затрат на транспорт.

Нефтяная и газовая промышленность— сложная отрасль производства, включающая поиски и разведку запасов нефти и газа, добычу нефти и газа, их переработку, транспорт нефти и нефтепродуктов, нефтяное машиностроение.

Основной производственный процесс на трубопроводах обеспечивает транспорт нефти и газа, на перевалочных нефтебазах — перевалку нефтетоваров, на распределительных нефтебазах — хранение и реализацию нефтепродуктов.

Бесперебойная работа промышленного предприятия во многом определяется условиями эксплуатации, обслуживания и ремонта оборудования. На современном этапе, когда основные фонды трубопроводного транспорта и нефтебазового хозяйства оцениваются в несколько миллиардов рублей, расходы на их восстановление и обслуживание составляют большой удельный вес в себестоимости выполняемой работы по транспортированию и хранению нефти, нефтепродуктов и газа. В течение года около 15% технологических сооружений и оборудования подвергается капитальному ремонту, 20—25% среднему и почти все оборудование — текущему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: