Учебных действий у младших школьников»




Подготовил:

Карнаухова Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ с. Красный Яр»

 

 

2021 г.

 

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Социальные изменения в обществе существенно повлияли на личность, ее взгляды и интересы, развитие творческих способностей, новые способы получения знаний. На данном этапе возрастают требования к уровню подготовки обучающихся, особенно младших школьников, их социализации и умению выстраивать отношения с окружающими людьми. В образовательной практике наметился переход от усвоения готовых знаний к активному взаимодействию ребенка с учителем и одноклассниками. Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству; умение слушать собеседника.

Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится отвечать на вопросы; задавать вопросы; вести диалог; пересказывать сюжет; слушать. В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем.

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, давать обучающимся не только знания, но и формировать УУД. Согласно современным требованиям образования, я использую в работе такие технологии, как:

1. технология группового обучения;

2. технология критического мышления;

3. проблемно — диалогическая технология;

4. технология продуктивного чтения;

5. игровые технологии.

В ходе работы в рамках этих технологий учащиеся: учатся вырабатывать собственное мнение, на основе осмысления опыта, представлений идей; приобретают навык строить умозаключения и логические цепи доказательств; учатся слушать и слышать, выражать свои мысли ясно, уверенно и по отношению к окружающим корректно.

Лично я осуществляю образовательный процесс на основе программ и учебников УМК «Школа России», в которых связь формирования коммуникативных УУД с содержанием учебных предметов отчётливо выражена. Для формирования коммуникативных УУД на уроках использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, так как они создают условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем.

Формировать коммуникативные умения в совместной деятельности начинаю с первого класса постепенно. На начальном этапе специально подбираю задания — ловушки, с которым учащиеся не могут справиться индивидуально. Например, на уроке ИЗО раскрасить сегменты рисунка определённым цветом. В конце урока проводится рефлексия, на которой выясняется, что если бы ребята работали в паре, то справились бы с заданием быстрее. У детей возникает потребность работать сплоченно. На следующем этапе работы формирую у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. На уроке ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых ребят в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.

На последнем этапе учащиеся осознают нормы простой коммуникации. Это даёт возможность организовать работу в паре по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга. Например: прочитайте текст, определите героев произведения; распределите роли, прочитайте текст по ролям; сообщите о выполненном задании условным сигналом. Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: Ученик – ученик, ученик — учитель.

На уроках я применяю работу в парах. Например, на уроке математике, работая в паре, дети получают задание собрать цветочек «Состав числа»; проверить, друг у друга, правильно ли решены примеры. На уроке окружающего мира надо распределить животных по группам, подготовить вместе с соседом по парте сообщение об одном из животных или группе животных. На уроке литературного чтения подготовиться к чтению по ролям, распределив самостоятельно роли. Прочитать текст, составить план пересказа произведения. Работа в паре помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как: желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности; умение презентовать себя – рассказать о себе, своих возможностях; умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения поставленной цели). Обучение навыкам работы в паре осуществляется на доступном учебном материале; на знаниях, которые актуальны для учеников; на опыте, который знаком каждому.

В своей работе использую задания, направленные на формирование коммуникативных навыков, которые отличаются тем, что ориентируют на сотрудничество, на установление партнёрских отношений. Такие задания должны, содержать инструкции: «Расскажите…», «Объясните…», «Обоснуйте свой ответ», «Докажите».

Приведу несколько примеров приёмов формирования коммуникативных УУД на уроках.

1. На уроках русского языка совместная игра «Кто быстрее составит слово». Формируемые коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. Задание. Вместе с соседом по парте поиграй в игру «Кто быстрее составит слово». Предлагаю составить слова из букв и слогов: о, д, м; у, д, б; в, о, р, д; с, д, а; р, о, д, в, а; т, е, д, и; ре, во, де. Если игра тебе понравилась, поиграй в неё дома со своими близкими.

Задания на инициативное сотрудничество, предполагающее взаимоконтроль. Формируемые коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Пример задания: в русском языке есть много одинаковых приставок и предлогов. Проверьте друг друга: можете ли вы узнать приставки вне слова? У, за, к, над, рас, с, пере, по, возле, из, от, вос, в, до, на, перед, бес, под, около, про, над, раз, без, воз, из-под. Запишите приставки. Проверьте правильность своей записи. Устно назовите друг другу примеры слов с записанными приставками. Оцените точность подбора слов.

Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие). Формируемые коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников. Задание. Запиши предложение из сказки. Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу. Найди и подчеркни грамматическую основу предложения. После этого ты без труда найдёшь однородные второстепенные члены предложения. Аня считает, что это однородные дополнения, и доказывает это, задавая к ним вопросы. Ваня думает, что это однородные обстоятельства, и тоже подтверждает это с помощью вопросов. А как думаешь ты? Объясни соседу по парте.

Работа, предполагающая совместное выполнение задания. Формируемые коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, рефлексия своих действий. Задание. Работа в группе. Прочитайте слова. Вода, водяной, водоём. Близки ли они по смыслу? Выделите корень. Объясните соседу по парте как вы нашли корень слова. Прочитайте правило в учебнике.

Взаимные диктанты в паре. Формируемые коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, управлять поведением партнёра. Задание. Подготовьтесь к письму слов под диктовку. В каких частях речи и в каких частях слова нужно вставить буквы? Как вы их будете выбирать? Н-летел, -тплыл, -тец, оз-ро, п-дарил, -бед, -шибка, з-движка, з-вод, п-купка, п-ставить. Продиктуйте друг другу слова по порядку (через одно). Укажите части речи. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.

2. На уроках литературного чтения – подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного), пересказ по плану, творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей, игра «Комплимент», работа с текстом, «рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ?», игра КВН.

Что касается литературного чтения, то хотелось бы добавить следующее: коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий также способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст.

3. На уроках математики использую следующие виды заданий: «Домики», «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», «Решение примеров по цепочке».

Активные методы обучения предполагают групповую форму работы. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. В парной или групповой деятельности, учащиеся могут: проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания; задать друг другу или всему классу вопросы, например, по изученной теме или по прочитанному тексту; проанализировать работу своего одноклассника; оценить работу товарища по заданным критериям. Для результативной групповой работы, необходимо соблюдать следующие требования: цель, которая ставится перед учащимися, должна быть посильной для них, а содержание задания должно обеспечивать активность всех школьников; задания должны способствовать возникновению различных мнений и являться основой для совместного обсуждения, носить поисковый характер, так как групповая работа тесно связана с проблемным обучением; материал заданий должен быть структурирован так, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы; каждая группа должна иметь возможность видеть взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса; учебный материал и применяемые при его изучении методы должны дать возможность каждому ученику реализовать свои способности в рамках групповой работы, применить имеющиеся знания и умения.

На уроках использую разнообразные методы работы: «Мозговой штурм», «Пила», «Вертушка», взаимные вопросы и задания, интервью. Для диагностики коммуникации, предполагающей рефлексию усваиваемого содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности, предлагаю такие виды заданий: составь задание партнёру; напиши отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи). Дают хорошие результаты такие приёмы как взаимопомощь, совместное выполнение заданий: выполнять задание, комментируя свои действия соседу по парте; раскрывать содержание задания какого-либо упражнения; объяснить друг другу понятие слова («предложение»); помочь своему однокласснику; продиктовать друг другу заданный материал (предложение); совместно выполнить практическое задание.

Для оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, а также для их развития использую следующие виды заданий:«Рукавички» (Г.А. Цукерман), игра «Комплименты», игра «Доброе животное», "Волшебные конфеты", игра «Слепой и поводырь», игра «Горячий стул», игра «Пожелание на день» (см. Приложение).

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

формирование коммуникативных умений младших школьников-чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Поэтому очень важно развивать в детях коммуникативные качества личности, так как

овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

 

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: