Понятие криминальной субкультуры.




ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.

2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.

3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебный вопрос № 1. - Социальная работа по профилактике самоубийств, наркомании, пьянства и алкоголизма среди военнослужащих.

 

 

Роль командиров в вопросах профилактики отклоняющегося поведения у подчиненных велика. Однако использовать ее возможности можно только при методически грамотном, научно обоснованном и целенаправленном практическом подходе к данной проблеме.

Исследование военно-теоретического наследия отечественных полководцев (Суворова А.В., Кутузова М.И. и др.) свидетельствует, что проблема отклоняющегося поведения подчиненных существовала еще в ту пору и заставляла должностных лиц уделять ей значительное внимание. Так, в «Полковом учреждении» А.В. Суворов лает такое предписание командирам: «... знать имянно всех в своей роте нижних чинов и... ежели кто из новоопределенных в- роту имеет какой порок, яко то: склонен к пьянству или иному злому обращению.., то старатца оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать...». В приказе М.И. Кутузова по корпусу «Об ответственности командиров за поведение подчиненных им солдат от 19 июля 1802 года» определено: «...сим утверждается, чтобы во всех полках и командах командиры весьма наблюдали, чтобы люди ненадежного поведения, как-то: пьяницы, шалуны и протчие отнюдь по одиночкам и без унтер-офицеров низа нем посылаемы и отпускаемы не были, за всякий дурной поступок такового шалуна ответствовать не минует их командира».
В настоящее время проблема отклоняющегося поведения военнослужащих по-прежнему требует профессионального подхода к ее решению. Причем не только со стороны старших командиров и специалистов (психологов, воспитателей, социальных, медицинских работников и др.), но и младших командиров.
Исследование практики профилактической работы в войсках показывает, что главная причина неэффективности в работе с военнослужащими, отличающимися отклоняющимся поведением, в большинстве воинских коллективов - это неумение некоторых должностных лиц сделать акцент на использование потенциала сержантов (старшин). Тому есть объективная причина: отсутствие необходимых психолого-педагогических знаний и умений младших командиров. Поэтому профилактика отклоняющегося поведения военнослужащих - серьезная задача, решение которой невозможно без определенного профессионализма, практического опыта.
Что же понимается под отклоняющимся поведением военнослужащих? Отклоняющееся (или девиантное) поведение (от лат. deviatio - отклонение) - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе, в том числе и в вооруженных силах, социальным нормам (нравственным, правовым, уставным) или нормам психического здоровья.
Социальная норма - предписание общепринятой формы, способа поведения военнослужащего в различных ситуациях жизнедеятельности (службе, учебе, отдыхе, досуге).
Психическая норма - общепринятое в обществе требование к различным параметрам проявлений психической активности человека.
Анализ поведения военнослужащего на предмет адекватности (или отклонения) осуществляется на основе конкретной нормы с учетом сложившейся социальной ситуации (см. схему).

Остановимся на описании причин, характерных признаках и проявлениях форм отклоняющегося поведения, которые представляют основные угрозы жизни, здоровью отдельных военнослужащих, оказывают негативное влияние на морально-психологический климат, боевую учебу и службу воинских коллективов.
Самоубийства военнослужащих (суицид) чаще всего объясняются специалистами как следствие и результат глубокого психологического кризиса человека. Он может возникнуть внезапно, под влиянием сильного аффекта, как, например: глубокое публичное оскорбление; страх позора и унижения; измена очень близкого человека или утрата его; жестокое несправедливое отношение со стороны должностных лиц или коллектива подразделения и т.п. Как правило, душевная напряженность накапливается постепенно, формируясь в сложный «букет» негативных эмоций. Они накладываются одна на другую, сплетаясь в узел жизненных проблем. Постоянная тревога переходит в гнетущую депрессию, депрессия в - безысходность и, как итог, -потеря смысла «такой» жизни.
Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демостративно-шантажным.
Истинный суицид представляет собой целенаправленные действия человека, которые сопровождаются активной предварительной подготовкой к уходу его из жизни. Период такой подготовки может занимать от нескольких суток и более. Основными признаками истинного суицида, как правило, являются:
- внезапные проявления несвойственных данному человеку поступков (например, излишняя откровенность, чрезмерная аккуратность, спокойствие, щедрость, раздача личных вещей и т.д.);
- фиксация на примерах самоубийств других людей, косвенные намеки на возможность осуществления подобного;
- размышления на тему самоубийства в художественном оформлении (изображение символов смерти в рисунках), сочинение стихов на данную тему и др.
Аффективный суицид - это спонтанные, малоосознаваемые действия, вызванные сильным аффектом в результате острого психотравмирующего события. Этот вид суицида отличается высокой скоростью протекания. крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями и т.п. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, теряют на время страх смерти и боли.
Демонстративно-шантажный суицид - это сознательная манипуляция жизнеопасными действиями при сохранении осознания высокой ценности собственной жизни. Делается это, как правило, в целях изменения сложной жизненной ситуации в благоприятную сторону. По сути данное поведение является не суицидом, а способом давления на окружающих, при котором все-таки существует опасность того, что «игрок» может переиграть, ошибиться и невольно спровоцировать свою смерть. Например: передозировка в приеме снотворного, непроизвольный выстрел из оружия и т.д.
В обыденном объяснении суицидального поведения сложились некоторые устойчивые ошибочные представления, которые вводят людей в заблуждение при оценке данных поступков. Поэтому младшим командирам необходимо их четко усвоить, чтобы не повторять эти ошибки на практике (см. таблицу).

Мифы и предубеждения Реальность
1. Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми. Это самый распространенный миф. Однако исследования показывают, что 80-85% людей из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми.
2. Самоубийство невозможно предотвратить. Если человек решил покончить с собой, то никто и ничто не может его остановить. Кризисный период имеет определенную продолжительность, и «потребность в самоубийстве» у подавляющего числа людей является лишь временной. В этот период человек нуждается в душевной теплоте, помощи, поддержке.
3. Существует некий тип людей, склонных к самоубийству. Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее личностной оценки как непереносимой.
4. Не существует никаких признаков, которые бы указывали на то, что человек решился на самоубийство. Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Об этом свидетельствуют определенные "знаки беды", которые необходимо знать людям из ближайшего социального окружения человека.
5. Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает. Большинство людей, совершивших самоубийство, накануне сообщало о своих намерениях товарищам, коллегам, родственникам, но их либо не понимали, либо не придавали значения соответствующим высказываниям.
6. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.
7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда этого не повторит снова. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность - в первые 1-2 месяца.
8. Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем не доказано. Если в семье были случаи самоубийства или их попыток, то вероятность их совершения другими членами семьи действительно возрастает. Хотя фатальной зависимости нет.
9. Снижению уровня самоубийств способствует активная просветительная деятельность, пропаганда в СМИ, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства. Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. В печати и других СМИ необходимо обсуждать не сам факт суицида, а каким способом можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты.
10. Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания. Употребление алкоголя с целью избавиться от тягостных переживаний зачастую вызывает противоположный эффект - обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта и тем самым способствует самоубийству.

Одной из наиболее опасных для личности военнослужащего и воинского коллектива форм отклоняющегося поведения выступает наркомания - заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших - оглушение, наркотический сон.
Эта болезнь - разрушительное зло, получившее распространение во многих странах мира, в том числе и России. Становление и формирование наркомании у человека проходит три периода: психической и физической зависимости, толерантности.
Психическая зависимость - настойчивое стремление периодически принимать наркотик с тем, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения (галлюцинации).
Физическая зависимость - это состояние глубокой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с систематическим употреблением наркотиков. Она сопровождается физическими и психическими расстройствами, развивающимися сразу, как только действие препарата прекращается. Этот болезненный синдром «воздержания» снимается только новым введением дозы наркотика.
Толерантность - это выработанная адаптация, т.е. привыкание к прежнему наркотику или его дозе. Поэтому для достижения прежнего эффекта больному требуется либо новый более сильный наркотик, либо усиленная доза.
Необходимо знать, что результатом приема наркотиков являются специфические признаки. И все это должны знать младшие командиры. Состояние наркотического опьянения почти всегда напоминает алкогольное опьянение, но запах спиртного изо рта отсутствует. Общим признаком является эйфория, т.е. временное повышение настроения, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления. Однако такое настроение неустойчиво и может без видимых причин резко изменяться. Опьяневшие оживлены, общительны. В ряде случаев наблюдается заторможенность, оцепенение, вплоть до полной «отключки» сознания. Характерно дрожание рук, нарушение почерка. Мимика лица становится ярко выраженной, походка неуверенной: возможны пошатывания, «заносы» из стороны в сторону. Наблюдается излишняя жестикуляция. Лицо опьяневшего напоминает резиновую маску (обвисшие губы, кожа, полузакрытые веки). В таком состоянии, как правило, отмечается повышенная потливость, учащается или замедляется пульс, появляется бледность или покраснение лица. При прекращении действия наркотика наркоманы становятся вялыми, малоподвижными, впадают в глубокий сон. В этом случае разбудить их даже в дневное время сложно. При употреблении наркотиков порой отмечается резкое похудение, повышенный аппетит, переходящий в прожорливость. Общей тенденцией и результатом наркомании является ее прогрессирующая социальная и физическая деградация личности, возникновение значительных проблем и причинение страданий сослуживцам, родным и близким людям.
Еще одним социально и личностно опасным видом отклоняющегося поведения является алкоголизм. Среди 18 - 20-летних военнослужащих хронического алкоголика встретишь редко. Однако не менее редким явлением будет и военнослужащий, который до призыва на службу не употреблял спиртные напитки. Опасность алкоголизма в нашей стране распространена очень широко. По данным выборочных опросов спиртные напитки еще в школе употребляли от 75% до 95% молодых людей. Это еще не пьянство. Но данный факт демонстрирует тягу к алкоголю в нашем обществе. Что способствует алкоголизации людей, особенно молодых? Выпивая, юноша стремится погасить характерное для него состояние тревожности и неуверенности, избавиться от излишней застенчивости. Иной раз это обманчивое представление, что выпивка считается признаком мужественности и взрослости. Может сыграть роль и отрицательный пример родителей и сверстников-сослуживцев.
Различают три стадии алкоголизма: начальная, развернутая, конечная.
Начальная - характеризуется зависимостью от алкоголя, нарастанием толерантности к спиртному, утратой рвотного рефлекса, появлением случаев потери памяти об отдельных событиях и своем поведении в состоянии опьянения.
Развернутая - наблюдается неудержимое влечение к алкоголю, формируется похмельный (абстинентный) синдром, появляется физическая зависимость, отмечается выраженное нарушение сна, проявляются социальные затруднения, неврологические и соматические расстройства, возможны алкогольные психозы.
Конечная - характеризуется физической зависимостью от алкоголя с ярко выраженным похмельным синдромом, толерантность к алкоголю снижается, достаточно часто проявляются алкогольные психозы.
К общим социально-психологическим чертам алкоголиков следует отнести подозрительность, недоверчивость, повышенную мнительность, необоснованную ревность. В мотивационной сфере такого человека изменяется содержание потребностей и иерархия мотивов. Как отмечает известный психолог B.C. Братусь, алкоголь становится мерилом успешности действий ради удовлетворения потребности в нем. Доказательством этой печальной истины служит давний афоризм относительно способностей хронического алкоголика: «За бутылку готов продать мать родную». Следует знать, что бытовое употребление алкоголя во многом культивируется общественными традициями. Врожденного предрасположения к употреблению спиртного нет. Усвоение же алкогольных обычаев и привычек формируется в основном в малых группах (семья, дружеская компания, производственная бригада и т.п.).
Рассмотренные в данном вопросе наиболее тяжкие и опасные формы отклоняющегося поведения: самоубийство, наркомания и пьянство признаны экспертами самыми вескими факторами, представляющими угрозу для жизни, здоровья и благополучия, как отдельных военнослужащих, так и целых подразделений (частей). Несмотря на то, что на пути в подразделение каждый потенциальный подчиненный солдат (матрос) проходит через серьезную систему отбора и допуска к военной службе, жизнь, к сожалению, полна трагическими событиями, вызванными вышеописанными отклонениями в здоровье и поведении военнослужащих.

Под профилактикой отклоняющегося поведения (ОП) принято понимать всю деятельность (комплекс мероприятий) должностных лиц с целью создания достаточных условий для предотвращения предпосылок возникновения и развития негативных форм поведения военнослужащих. Профилактика ОП включает в себя мероприятия организационного, воспитательного, психологического, правового и др. направлений деятельности. Ее эффективность, как показывает практика, во многом зависит от качества взаимодействия и активности всех субъектов деятельности: от командира части (корабля) до командира отделения (расчета). Необходимо помнить, что возможности всех должностных лиц, участвующих в профилактике, различны, но роль каждого при этом важна.
В оценке результативности профилактической деятельности необходимо помнить, что большая часть подчиненных с ОП поступает на службу, имея различные степени негативной сформированности в доармейский период. Объективный учет наших возможностей по исправлению и перевоспитанию военнослужащих с ОП убеждает, что существенным достижением в решении данной ситуации представляется своевременное выявление проблемных людей и сведение к минимуму негативных форм их поведения. Грамотная организация и проведение профилактической работы младшими командирами возможны на основе их высокой служебной мотивации и методической оснащенности. Методика любой деятельности - это своего рода программа работы, которая включает в себя цель и задачи, способы и приемы действий, силы и средства, этапы, объекты воздействия, критерии оценки ее успешности. Организация профилактики в каждом из описанных ранее видов ОП осуществляется по специальным методикам. В них имеется ряд общих структурных и содержательных моментов. С учетом остроты проблемы самоубийств среди солдат и сержантов в ВС РФ предлагается рассмотреть именно методику профилактики данного вида отклоняющегося поведения.
Итак, сержантам (старшинам) необходимо в первую очередь знать, кому из подчиненных следует уделять повышенное внимание. Исследования показывают, что суицидальная активность военнослужащих зависит от целого ряда факторов. Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает: на первом году службы (65% самоубийств среди солдат и сержантов); в период несения караульной службы и боевого дежурства (30% суицидов совершается на посту с применением оружия); в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди остаются наедине со своими мыслями и переживаниями (более 80% всех случаев). Выявлять конкретных военнослужащих с повышенным риском суицидальное™ очень трудно. По оценкам специалистов индивидуально-психологическими факторами риска могут быть следующие особенности подчиненных.

1. До службы в армии сложились неблагоприятные условия семейного воспитания; отсутствие отца в раннем детстве; вырос в семье, где есть алкоголик, психически больные; воспитывался в семье, где были случаи самоубийства со стороны близких; регулярно употреблял спиртное и наркотические средства; сформировались такие устойчивые негативные черты характера, как вспыльчивость, обидчивость, легкоранимость и т.п.

2. Во время службы испытывает значительные трудности в адаптации к коллективу и условиям службы; имеет недостатки физического развития; перенес серьезные соматические заболевания; совершил уголовно-наказуемый проступок и т.д.
Такую информацию о подчиненных сержант (старшина) может получить у командира подразделения, офицера по воспитательной работе, войскового психолога, а также, что особенно ценно, непосредственно от самих военнослужащих, вызывая их на откровенные индивидуальные беседы.

Значительные возможности для изучения подчиненных представляет метод наблюдения. Внимательно отслеживая поведение подчиненных после получения ими писем от родных и близких, после возвращения их из увольнений, командировок, отпусков, излечения в медицинских учреждениях, несложно определить перемену их настроения, жизненной активности, направленности на службу и сослуживцев. С целью фиксации собираемой диагностической информации о подчиненных с признаками отклоняющегося поведения необходимо вести педагогический дневник. Собирая, систематизируя и анализируя в нем разнообразную служебную информацию об особенностях поведения в разных ситуациях (типичных, сложных, критических и т.п.), несложно определить те негативные перемены, появление которых «сигнализирует» о личностных проблемах подчиненного. Младшие командиры при этом должны активно и систематически консультироваться с командирами и специалистами, а также информировать их о тех негативных признаках в поведении своих подчиненных, которые они обнаружили. Своевременное и полное выявление всех лиц в подразделении с признаками суицидального поведения является начальным (диагностическим) этапом профилактики.

Следующий этап (основной) представляет собой реализацию комплекса организационных, воспитательных, психологических и др. мероприятий с подчиненными. Эта работа носит преимущественно индивидуальный характер. Рассмотрим ее основные формы:
1. В организационной сфере основные усилия младших командиров направляются на обеспечение результативного контроля за подчиненными с признаками ОП. При этом необходимо не допускать назначение таких военнослужащих для выполнения различных задач в отрыве от подразделения; брать под личную опеку и оказывать посильную помощь подчиненным в овладении своей специальностью; решительно пресекать неуставные взаимоотношения в коллективе; справедливо распределять наряды и назначение на хозяйственные работы, обслуживание вооружения и техники и др.
2. Организуя служебную деятельность подчиненных, младшие командиры должны воспитывать подчиненных. Сложившимися и эффективными методами воспитательной работы младших командиров являются: проведение воспитательных бесед в целях моральной поддержки подчиненных, особенно в сложные периоды их службы; закрепление за военнослужащими из «группы риска» авторитетных военнослужащих старшего призыва; организация и проведение коллективных мероприятий в подразделении (чаепитий, посещений мест культуры и досуга в увольнении, фотографирования, мини-турниров по спортивным видам, играм и т.д.); вовлечение подчиненных в общественную жизнь подразделения, давая им несложные интересные поручения и др. Все воспитательные мероприятия должны быть нацелены на оказание моральной поддержки, придание уверенности подчиненным, раскрытие их личностного потенциала, а также демонстрацию им оптимистичности жизненных перспектив.3. Проведение психологических мероприятий с военнослужащими из «группы риска» требует специальных знаний и профессиональной подготовки. Поэтому целесообразной формой работы сержантов (старшин) в данном направлении будет обращение к войсковому психологу, который окажет специальную помощь нуждающимся в ней подчиненным.
Вместе с тем младшим командирам по силам освоить и успешно применять некоторые психолого-педагогические способы и приемы профилактической работы с подчиненными, к которым относятся:
• психо-коррекционные беседы, направленные на переключение и отвлечение внимания проблемных воинов от психотравмирующих факторов;
• организация и проведение мероприятий с личным составом подразделения в целях морально-психологической разгрузки и отдыха. Высокую результативность при этом дают просмотр комедийных фильмов, программ о природе и животных, проведение развлекательных шоу-программ и др.;
• целенаправленная работа младших командиров по созданию в подразделении благожелательной атмосферы всеобщей поддержки, товарищества, взаимопомощи. Достижению этой цели способствуют групповые беседы, собрания, поощрения воинов, которые повсеместно «сражаются» за авторитет и достоинство коллектива подразделения и своих сослуживцев, формирование и соблюдение положительных коллективных традиций и др.


Наряду с вышеназванными формами и способами профилактической работы в рамках выделенных этапов и направлений младшим командирам целесообразно освоить и применять методы анализа и синтеза. Ведь зафиксированные сами по себе отдельные признаки или поведение подчиненных с отклоняющимся поведением в целом нуждаются в качественной мыслительной обработке. Только на этой основе можно достоверно определить причину такого поведения, возможные последствия, определяющие факторы и т.д. Таким образом, главными особенностями этапов профилактической работы является то, что на начальном этапе акцент смещается на диагностическую работу с вновь прибывшими в подразделение в целях оперативного выявления лиц с негативными формами поведения и определения их индивидуально-личностных особенностей (характеристик). На основном этапе младшие командиры также осуществляют диагностику, но с учетом своих знаний о лицах с отклоняющимся поведением главное внимание уделяют описанным ранее формам и методам профилактической работы. Целью всей профилактической работы является создание в коллективе подразделения положительного морально-психологического климата: открытости, товарищества, взаимопонимания, сплоченности и профессионализма служебной деятельности. Следует помнить, что в связи с тем, что качественный уровень психолого-педагогических знаний, навыков и умений работы с подчиненными у младших командиров невысок, каждому сержанту (старшине) необходимо целенаправленно повышать свой профессионализм. Основными формами такой работы являются самостоятельная работа со специальной литературой, консультирование со специалистами (командирами), занятия в системе ОГП и специальной подготовки, овладение опытом профилактики успешных командиров, а также обобщение и критическая переработка собственного опыта.

 

Учебный вопрос № 2. - Особенности социальной работы с военнослужащими, имеющими связи с криминальной субкультурой.

Понятие криминальной субкультуры.

Бытует мнение, что криминальная субкультура имеет место лишь в исправительных учреждениях (колониях и тюрьмах), приемниках-распределителях для несовершеннолетних и молодежи, следственных изоляторах, а также в близких к ним специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (специальных школах и специальных ПТУ). Конечно, именно здесь криминальная субкультура особенно рельефно выражена. Однако следует учесть, что она существует и вне этих учреждений, т.е. на свободе — в других заведениях (детских домах, интернатах, общежитиях для взрослых на предприятиях, в армейских подразделениях и даже в обычных общеобразовательных школах и ПТУ).

Давайте внимательно присмотримся к несовершеннолетнему обучающемуся, например, в общеобразовательной школе или ПТУ. Он находится в нескольких сферах отношений одновременно. Первая сфера — формальная (официальная), связанная с исполнением учащимся закона о всеобуче. Он обязан посещать школу или ПТУ, овладевать знаниями. Эти его обязанности зафиксированы в Положениях об указанных учебных заведениях. Трудясь на производстве, он должен соблюдать, трудовую, производственную и технологическую дисциплину. За нарушение установленных правил и норм официальных отношений к учащемуся могут быть применены многообразные санкции (порицание, наказание и т.п.). Другая сфера отношений — неофициальная (неформальная). Она связана с положением несовершеннолетнего в среде сверстников и в семье, С неформальными отношениями со взрослыми. Здесь используются другие меры воздействия на личность. Естественно, каждая из этих сфер отношений имеет свою шкалу ценностей, престижности личности и оценки ее поведения.

Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус, нс пользуется авторитетом. А тот, кого педагоги считают трудновоспитуемым, является кумиром для несовершеннолетних и молодежи. Это означает, что шкалы измерения престижности личности и оценок ее поведения в каждой из указанных сфер не только не совпадают, но и противоречат одна другой. Следовательно, обе сферы отношений, в которых находится несовершеннолетний и молодой человек, оказывают абсолютно разное влияние на формирование его личности и поведение.

Формальная (официальная) структура призвана помочь подростку или юноше получить среднее образование, выбрать профессию и овладеть ею, подготовиться к трудовой жизни. Она представляет собой лишь один слой жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи. В этой сфере жизни (отношений к учебе, профессиональной подготовке, труду и общественной работе, участию в органах ученического самоуправления и т.п.) педагоги и взрослые разделяют несовершеннолетних и молодых людей на активистов и неактивистов, успевающих и не успевающих в учебе, на дисциплинированных и недисциплинированных и т.п. По существу оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.

Другое дело — неофициальная (неформальная) структура. У НОМов (неформальных объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху". Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка. НОМы не зависимы от мира старших, внешне казалось бы не имеют четких организационных параметров. Такие объединения возникают из-за дефицита общения и низкого уровня работы формальных объединений.

Ученые делят НОМы на группы. Основания для такой классификации различны. Так, М.Топалов (Институт социологии АН РФ) делит НОМы на: самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство); собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга).

В.Панкратов (НИИ Прокуратуры РФ) делит НОМЫна досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные). В.Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы. Для дальнейших рассуждений достаточно разделить неформальные объединения молодежи на две подсистемы: просоциальную и асоциальную. Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, техники и т.п.

Независимо от сферы приложения сил представители первой подсистемы — это социально-позитивные группы и общественные формирования несовершеннолетних и молодежи. Конечно, такие формирования могут отвергать, ниспровергать устоявшиеся нормы, ценности, взгляды, установки. Это естественно. Здесь не происходит отрицания общечеловеческих ценностей. Это — нормальная возрастная оппозиция подрастающего поколения к взрослым. Именно она обеспечивает прогресс в развитии общества.

Во все времена молодежь была "не та", т.е. существенно отличалась от предшествующих поколений. На смену устоявшимся стереотипам несовершеннолетние и молодежь всегда приносят свои ценности, нормы, установки, правила поведения. Все это составляет суть нормальной подростково-юношеской (молодежной) субкультуры, порой шокирующей людей своей экстравагантностью, выражающейся в моде на одежду, обувь, музыку, занятия спортом, на проведение досуга и виды деятельности.

Асоциальный (или антисоциальный) тип объединений характеризуется размытостью моральных норм, криминальными ценностями и установками. В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п.

Таким образом, по содержанию, степени сформированности, структуре и характеру деятельности молодежная субкультура далеко не однородна. Достаточно сравнить нормы и установки металлистов, рокеров, панков, представителей "системы", итальянцев, кришнаитов, культуристов, пофигистов (все по фиге), а с другой стороны — неонацистов и "гопников". Мы уже не говорим о поклонниках У-шу, скаутах, истинных ленинцах, ампиловцах и т.п. Все они существенно отличаются друг от друга своими нормами (а у кого есть программы — и программами), ценностями, атрибутами, знаково-опознавательной системой и жаргоном. Разница здесь весьма значительна — от атеизма до веры в Бога (в мессию, гуру), от увлечения спортом (музыкой) до увлечения политикой, от соблюдения моральных и юридических норм до их попрания. Каждая из таких группировок представляет особый слой в молодежной субкультуре, то бесконечно отдаляющийся от общечеловеческих ценностей, то приближающийся к ним.

Но во всех случаях, если то или иное объединение молодежи перерастает в криминальное (асоциальное или антисоциальное) или сразу возникает как таковое, то в нем коренньм образом изменяются нормы, ценности и установки "нормальной" молодежной субкультуры. Криминальные группы возникают на базе неформальных объединений по-разному. Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные. Это в значительной мере зависит от состава групп и сложившейся там ситуации. Бывает так, что стихийно сложившаяся группа перерастает в криминальную под давлением лидера. Бывает, что сам криминальный лидер ищет себе соратников для совершения преступления и формирует такую группу. Возникают и такие ситуации, когда устойчивая и криминальная группа превращается в своеобразный филиал преступной шайки (банды, мафии) из числа взрослых, связанных с коррумпированными верхами в правоохранительных, государственных, в недалеком прошлом — и партийных органах.

В таких группах целенаправленно насаждаются нормы, ценности, атрибуты, оправдывающие преступный характер деятельности и обеспечивающие единство в достижении криминальных целей. Такие нормы, ценности, установки, атрибуты, опознавательно-знаковая система и жаргон представляют собой содержание особой субкультуры. В научной литературе онп получила название криминальной (асоциальной) подкультуры, "другой жизни", "фактической или скрытой жизни". Однако, в последнее время наиболее распространенными стали термины "асоциальная (криминальная) cyбкультура", и "другая жизнь", "неформальная жизнь".

Термин "другая жизнь" пришел из времен ГУЛАГа. Он употреблялся администрацией лагерей для характеристики норм, ценностей и системы взаимоотношений в среде осужденных.

Заметим, что как неоднородна подростково-юношеская субкультура, так многопланова и криминальная субкультура, представляющая собой как бы слоеный пирог. Каждый "слой" в таком "пироге" представляет субкультуру групп, занятых конкретной криминальной деятельностью, отражающей степень их организованности и профессионализма. С этих позиций в рамках криминальной субкультуры в целом можно говорить о субкультуре тюремной, воровской, субкультуре валютчиков и фарцовщиков, проституток и наркоманов, рэкетиров, сексуальных насильников, сутенеров и т.п.

Концентрация большого количества несовершеннолетних правонарушителей способствует возникновению и функционированию криминальной субкультуры в закрытых специальных учебно-воспитательных и исправительных учреждениях (спецшколах, спецПТУ, ВТК), приемниках-распределителях, следственных изоляторах. Здесь она более системна и устойчива, чем на свободе.

Таким образом, в официальной системе отношений нельзя отождествлять подростково-юношескую (молодежную) и криминальную субкультуру, хотя, как мы увидим далее, отдельные ее элементы, обусловленные возрастными особенностями, внешне могут быть и сходны.

Криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила поведения, традиции и ценности. Назовем важнейшие характеристики криминальной субкультуры.

Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия.

Не случайно поэтому мес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: