Статистическая оценка уровня затрат на производство и их динамики.




Под себестоимостью продукции понимается сумма денежных затрат предприятия на средства производства и оплату труда, произведенных предприятием товаров или услуг, предназначенных для реализации.

Затраты, связанные с производственным процессом, называют производственной себестоимостью. Но помимо денежных расходов на изготовление продукции, оплачивается стоимость транспортировки готовой продукции от предприятия до станции отправления, расходуются средства на содержание аппарата сбытовых контор, их складов, на содержание аппарата предприятия или объединения, научно – исследовательские работы, стандартизацию и т.п. Все эти расходы также относятся на себестоимость продукции и носят название внепроизводственных расходов, а вся себестоимость продукции, включающая указанные здесь расходы, называются полной себестоимостью.

Полную себестоимость исчисляют лишь по товарной продукции, предназначенной к выпуску за пределы предприятия.

Себестоимость всей товарной продукции – один из важнейших показателей статистики себестоимости отраслей производства.

Необходимо различать себестоимость всей произведенной продукции – общую величину затрат на ее производство и себестоимость единицы продукции, индивидуальную, если речь идет о затратах на производство только одного изделия. Определение затрат на единицу продукции называется калькуляцией себестоимости. Данные о себестоимости единицы продукции характеризуют технический и организационный уровень работы предприятий, эффективность использования издержек производства в изготовлении соответствующих товаров и услуг. Чтобы знать, под влиянием каких факторов сложился данный уровень себестоимости, необходимо различать расходы на элементы затрат. В основу такого разграничения группировок берется признак экономического содержания затрат. Затраты на производство группируются по следующим элементам:

1. сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов);

2. вспомогательные и прочие материалы;

3. топливо со стороны;

4. электроэнергия и пар со стороны;

5. заработная плата (основная и дополнительная);

6. отчисления на социальное страхование;

7. амортизация основных фондов;

8. прочие денежные расходы;(командировочные расходы, подъемные, арендная плата, налоги и сборы, проценты по ссудам и др.)

Для изучения и анализа себестоимости продукции применяются основные статистические методы: группировки, средних величин, относительных величин, графический, индексный и метод сопоставления. Все эти методы будут использованы во второй части курсовой работы для изучения динамики себестоимости продукции на предприятиях. Рассмотрим поподробнее их применение.

Метод группировки применяется при изучении себестоимости продукции по элементам и структуре. Для этого составляется интервальный ряд распределения признака.

Широко применяется при изучении себестоимости метод средних величин. Как известно, средние величины вычисляются только для однородной продукции.

Весьма важным для анализа структуры себестоимости является метод относительных величин. После того, как все затраты предприятия в их абсолютном выражении сгруппированы по элементам или по калькуляционным статьям расходов, важно выявить удельный вес отдельных элементов или статей и их соотношение в общей величине затрат на производство. Таким образом, можно установить, какие элементы или статьи имеют наибольшие удельные веса в общей величине затрат, и тем самым наметить основное направление мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Для более целостного и наглядного выражения изучаемого материала применяется графический способ. Этот способ полезен для наглядного изображения структуры себестоимости в данный период, для определения динамики составных частей себестоимости и изменений, происходящих в структуре себестоимости. Однако главная роль в деле изучения и анализа себестоимости продукции принадлежит индексному методу. Это объясняется тем, что при изучении себестоимости почти всегда имеем дело с продукцией, состоящей из нескольких различных видов изделий.

При изучении себестоимости продукции индексы необходимы для сводной характеристики динамики себестоимости сравнимой и всей товарной продукции, для выяснения степени выполнения плана снижения себестоимости, а также для выявления степени влияния отдельных факторов на динамику и выполнение плана снижения себестоимости. В частности для определения степени влияния ассортиментных сдвигов на величину снижения себестоимости. В практике работы применяется также показатель затрат на 1 рубль товарной продукции (в действующих оптовых ценах).

На основе группировки затрат по экономическим элементам можно охарактеризовать структуру себестоимости продукции. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку отражает специфические особенности производства на разную техническую оснащенность отдельных отраслей.

В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли:

1) трудоемкие (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки)

2) материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности),

3) энергоемкие (цветная металлургия),

4) фондоемкие - отрасли с большим удельным весом амортизации

(нефтедобывающая и газовая промышленность).

Такая классификация имеет важное значение, прежде всего, для определения путей снижения себестоимости.

Анализ затрат на производство осуществляется сравнением абсолютной величины и удельного веса фактических затрат по элементам с плановыми данными или данными за предыдущий период (базисный).

При изучении динамики себестоимости по группе предприятий, изготавливающих продукцию одного и того же вида, используется индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс влияния структурных сдвигов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: