Сравнение закона «Об образовании» РФ и РК.




У каждой страны свое видение системы школьного образования. Системы школьного образования Казахстана и России – преемницы советской системы. Основное отличие в том, что Россия смотрит на советский опыт, как на идеал, а Казахстан строит новую систему школьного образования, учитывающую современную мировую практику.

Основные задачи, осуществляемые в высшем профессиональном образовании Российской Федерации и Республики Казахстан: развертывание в системе высшего образования интеграционных и инновационных процессов, внедрение новых технологий и методик обучения, повышение самостоятельности студенчества, совершенствование научно-исследовательской работы и др. -проводились в духе принципов Болонского процесса. Многими вузами России и Казахстана были разработаны перспективные планы вхождения в Болонский процесс, учитывающие все аспекты многогранной деятельности вуза. Особое внимание было уделено вопросам, ранее незнакомым высшей школе обеих стран: введение зачетных единиц, ступеней образования, ученых степеней, развитие мобильности студентов и преподавателей и др.

В то же время существовали определенные сомнения по поводу результативности вступления Российской Федерации и Республики Казахстан в Болонский процесс. В этой связи необходимо отметить наличие субъектов с разными интересами. Так, например, профессорско-преподавательскому составу пришлось провести дополнительные работы по изменению отлаженного учебно-методического процесса, а дня студентов любые формы вхождения в Болонский процесс могут быть выгодными — расширение возможностей на рынке труда, прежде всего трудоустройство за рубежом. Что касается вузов, то более привлекательными для населения и более конкурентоспособными окажутся те, которые первыми начнут удовлетворять европейским нормам.

Для развития сотрудничества в сфере образования позитивное значение имеют принятые на конференциях министров образования государств — участников СНГ решения «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий, академической мобильности», «О деятельности филиалов и других структурных подразделений вузов государств — участников СНГ» и другие. Разработана Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства, координации работ в области лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, создания единого межгосударственного информационно-аналитического центра, выработана Концепция системы дистанционного образования.

Структурно и организационно системы школьного образования Казахстана и России схожи. Среднее общее образование состоит из трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) школы.

В России кроме средних школ существуют гимназии и лицеи с профильным обучением. В Казахстане создали «Назарбаев Интеллектуальные школы» — экспериментальные образовательные учреждения нового типа, ориентированные на модернизацию системы школьного образования.

В России внесены изменения в устную часть экзамена по русскому языку, окончательный формат которого пока не утвержден, а также убирают тестовые задания из экзаменов по всем предметам, кроме иностранного языка. А Казахстан принципиально меняет систему оценки. Теперь, по словам министра образования Ерлана Сагадиева, она будет двигаться в сторону интеграционных тестов System Integration Test, которые позволяют определить интеллектуальный уровень и потенциал выпускника.

Министр образования Казахстана Сагадиев заявил о необходимости перехода от старой «знаковой модели образования, где человек очень много запоминает цифр, дат» к принципиально новой «так называемой функциональной грамотности, где он умеет и понимает, как применять свои знания, умеет их искать, быстро читает, умеет связывать большие блоки информации логическим способом»

Еще одно изменение в казахстанских школах связано с переходом на три языка обучения – казахский, русский и английский.

Казахстан старается перейти на совершенно другой уровень образования с другими целями и ожидаемыми результатами.

Согласно Декларации Совета Европы, преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. Такая модель введена в большинстве ведущих стран мира. Ее введение в законе об образовании Казахстана позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников.

Законодательно утвержден переход на 12-летнее среднее общее образование: 4+6+2, следовательно, содержание учебных предметов изменяется в соответствии с переменами в окружающем мире и достижениями базовых наук. Будущее системы образования Казахстана, всего общества в значительной мере зависит от того, какое место в системе социально-экономических и духовно-нравственных ценностей занимает учитель.

Система социальных гарантий позволяет решить проблему закрепления молодых педагогических кадров, а значит, позволит образованию в целом продолжить воспитание интеллектуально развитого поколения. Хотелось бы отметить: в статье 45 закона определены рамки ответственности руководителей учреждений образования, что является дополнительной гарантией социальной защищенности учителя.

Очень важно, что предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей родителями или иными законными представителями в размере от 3 до 10 МРП. Не секрет, что часто нарушаются правила приема в образовательные учреждения, перевода и восстановления обучающихся. В связи с этим актуально, что в названном документе предусмотрена такая мера: нарушение лицензиатом требований типовых правил приема, а также деятельности учреждений образования, перевода и восстановления обучающихся влечет штраф в размере от 10 до 50 МРП на должностных лиц, от 70 до 100 МРП с приостановлением лицензии - на юридических лиц.

Несоответствие предоставляемых образовательных услуг госстандарту, а также иные нарушения стандартов образования влекут за собой штраф на должностных лиц - от 20 до 50 МРП, на юридических - от 50 до 100 МРП с приостановлением лицензии. Наказываются штрафом и нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания.

Думается, что принятие таких мер будет способствовать повышению уровня качества управления организациями образования, исполнительской дисциплины, ответственности участников образовательного процесса. Что касается социальной защищенности педагогических работников, то принятый Закон «Об образовании», статья 53, обеспечивает ее в значительной степени. Учитывая особенности условий образования в сельской местности, должное внимание уделяется педагогическим работникам на селе. В условиях модернизации образования непрерывность профессионального обучения педагогов и в дальнейшем будет обеспечиваться системой повышения квалификации (СПК) в соответствии с Законом РК «Об образовании» с периодичностью не реже одного раза в пять лет посредством основных видов последипломного образования педагогических кадров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: