Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово учителя
Учитель. Кто создал все, что нас окружает, - дома, машины, одежду? (Ответы детей.)
Сегодня мы поговорим о профессиях. Прочитайте тему на доске. Что такое профессия?
Ученики. Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
Учитель. Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова.
«Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
Людям каких профессий необходимо трудиться?
Ученики. Трудиться надо всем.
Учитель. А какие пословицы о труде вы знаете?
Работа с пословицами
· Труд создал человека.
· Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
· Труд кормит и одевает.
· Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
· Терпенье и труд все перетрут.
· Люби дело - мастером будешь.
· Научился сам - научи другого.
Игра «Угадай профессию»
Учитель. Приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
Поет рожок, поет рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасем коров мы целый день,
Лишь станет жарко - гоним в тень. (Пастухи.)
Упрятав челку под фуражку.
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка...
Зато ладони - на руле. (Тракторист.)
Никто не свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики. (Полицейский-регулировщик.)
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится еж, -
Если снимка не пришлешь!» (Фотограф.)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (Почтальон.)
Добрая хозяюшка
Цыплят позвала, зерен дала.
Хозяюшка: «Цып-цып-цып!»
А цыплята: «Сыпь-сыпь-сыпь!» (Птичница.)
Он умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать. (Циркач.)
Кладет кирпич за кирпичом -
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом. (Каменщик, строитель.)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные.
Пахучие котлеты.
Салаты, винегреты.
Все завтраки, обеды? (Повар.)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные.)
Встаем мы рано, ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу. (Водители.)
Встанем мы, когда вы спите.
И муку просеем в сите.
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари.)
Он науки изучил,
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовется... (агроном).
Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
Кто по круче чуть заметно
К туче, к туче метр за метром
Поднимается с трудом,
На спине неся свой дом?
Думай, думай, не ленись!
Не улитка -... (альпинист).
Царь сегодня, завтра - вор.
Роли все сыграл... (актер).
Выступает в цирке брат,
Он воздушный... (акробат).
Защищать в суде всех рад
Наш умелый... (адвокат).
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет... (банкир).
Его работа - в глубине, на самом дне.
Его работа - в темноте и тишине.
Но кто же он, ответь-ка на вопрос:
Не космонавт, а ходит среди звезд. (Водолаз.)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач.)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (Водопроводчик.)
У слона иль мышки жар -
Их спасет... (ветеринар).
Слёзо-носовытиратель
В группе нашей... (воспитатель).
Путь его тяжел и долог,
Ищет залежи... (геолог).
Под оркестр поет наш хор,
Впереди всех... (дирижер).
Кто у постели больного сидит
И как лечиться ему говорит?
Кто болен - он капли предложит принять.
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор.)
Сочинять законы рад
В думе нашей... (депутат).
Бормашины слышен свист -
Зубы лечит всем... (дантист).
Почерком быстрым исписан весь лист-
Очерк в газету строчит... (журналист).
Вот вам чертеж, где каждый размер
Новой детали дал... (инженер).
Все моря и океан
Покорил наш... (капитан).
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет... (кассир).
Сон и отдых позабыты –
Песню пишет... (композитор).
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик.)
В поле комбайнов слышится хор –
Хлебный корабль ведет... (комбайнер).
Серебристая игла в небе ниточку вела.
Кто же, смелый, нитью белой
Небо сшил, да поспешил –
Хвосту нитки распустил? (Летчик.)
Дупло и берлогу,
Дом лисий и птичий
В лесу охраняет
Надежно... (лесничий).
Веселая работа - завидно от души:
Свисти, когда охота, да палочкой маши! (полицейский)
Послезавтра, в понедельник,
Смелет все зерно нам... (мельник).
Поезд длинный голосист –
Дал сигнал нам... (машинист).
Нет тельняшки без полос.
Кто в тельняшке, тот... (матрос).
Мне поставила вчера
Два укола... (медсестра).
Для солдат своих пример –
Бравый, храбрый... (офицер).
Вор, разбойник и карманник,
Берегитесь! Я... (охранник).
До работы он охотник:
День-деньской с рубанком... (плотник).
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам... (продавцы).
С книгой кто в руке - читатель.
Книги пишет кто? (Писатель.)
Детских песенок куплеты
Сочиняют нам... (поэты).
Щука, окунь и судак -
Нам улов принес... (рыбак).
Справедливей всех всегда
Споры все решит... (судья).
Секунды зря не тратили -
Детей спасли... (спасатели).
Груши, яблоки, крыжовник
Посадил в саду... (садовник).
Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит... (сталевар).
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук -
Тоже дело этих рук. (Сапожник.)
К телевизору запчасти
Подберет нам... (телемастер).
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
Натянутый холст, краски, треножник -'
Пишете натуры картину... (художник).
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Хлебороб.)
Конкурс «Н азови профессию»
Учитель. Ребята, у меня на столе лежат буквы. Я выбираю любую букву, показываю вам, вы называете профессию человека на эту букву.
А - аптекарь, архитектор.
Б - булочник.
В - врач, водитель.
Г - геолог.
Д-доярка.
3 - землекоп и т. д.
Учитель. Вот, оказывается, сколько существует профессий. Перечислить все профессии и специальности человека не хватит и урока.
Стихи о людях других профессий
(Подготовленные ученики читают стихи.)
Художник
Художник рисует осенние листья.
Не слушают только художника кисти.
С ним в прятки осенние листья играют,
Найдешь их, а краски опять пропадают.
Художник растерян, художник не в силах
Осилить осеннюю эту стихию.
Руками разводит, рассеянно глядя,
А листья цветными кругами летят
И падают тихо то где-то, то рядом
И лишь на картину упасть не хотят.
В. Степанов
Учитель
Вышло солнышко недавно,
Растопив на окнах лед.
К нам Татьяна Николаевна
Из учительской идет.
В первый раз она, робея,
На урок пришла сюда.
Малыши сдружились с нею.
Класс вести она умеет -
Ничего, что молода.
3. Александрова
Парикмахер
Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал,
Щелкнул ножницами звонко,
Раз-другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила.
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
С. Михалков
Ветеринарный врач
Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим!
Детям больно - мы заплачем,
Разревемся сгоряча.
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий - он ничей!
А. Барто
Маляр
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
Вот кто строит этот дом -
Дом, в котором мы живем.
Беседа
Учитель. О разных профессиях мы вспомнили сегодня. А кем хотели бы в будущем стать вы? (Дети отвечают.)
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
Возить людей не хочется! -
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучёными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Учитель. Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься? (Выслушиваются ответы детей)