Каждый этап проектирования можно рассматривать как часть педагогического процесса, где помимо проектировочного продукта не только выявляются, но и формируются ценности, нормы, установки его участников.
Именно это положение является базовым для понимания содержания тех этапов, которые сложились в анализируемом опыте. Рассмотрим этапы проектирования:
на 1 этапе (подготовительном) происходит уточнение целей проектирования и психолого-педагогическое, методическое, организационное, материально-техническое обеспечение проектирования;
на 2 этапе (организационно-установочном) – самоопределение участников проектирования;
на 3 этапе (анализ ситуации) происходит выявление несовершенства данного объекта, предмета и определение потребностей (желаемого) на уровне социальном и индивидуальном;
на 4 этапе определяется проблема;
на 5 этапе (концептуализации) согласуются цели, разрабатывается концепция проекта;
на 6 этапе (программирование) создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного;
7 этап (планирование) представляет собой разработку плана достижения поставленных целей;
8 этап (деятельность) – это практическая работа по воплощению проекта в жизнь;
9 этап (рефлексия) – это анализ и обсуждение реализации проекта, успехов и неудач.
Особо следует подчеркнуть важность и сложность этапа концептуализации (идеального проектирования). Этот этап представляет собой мыслительную деятельность участников проектирования по формулированию идеального представления о будущем объекте, явлении. В результате концептуализации вырабатывается общая для участников данной проектной работы мотивационная, ценностно-смысловая и целевая платформа, без которой переход к дальнейшим стадиям проектирования не имеет смысла. В дискуссиях у участников должен сформироваться обобщенный образ будущего, способный трансформироваться в конкретные идеальные формы: общегуманистические, профессиональные, социально-педагогические ценности; производственные цели участников и прогнозируемые цели функционирования проектируемого объекта или системы.
Складывание идеального представления обычно проходит путь от эмоционального переживания неудовлетворенности наличным состоянием проектируемого объекта к оформлению образа, отвечающего актуальным потребностям, как общества (социума), так и самих разработчиков. Этот образ результата складывается в следующей последовательности аналитической работы:
- выявление несовершенств данного объекта, предмета;
- определение потребностей (желаемого) на уровне социальном и индивидуальном;
- определение проблем; обозначение «разрыва» желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска.
Таким образом, социальное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки.
Базовыми принципами социального проектирования являются:
· Принцип «проживания» новых ценностных оснований деятельности, новых норм взаимодействия. Разработка стратегического плана позволяет всем субъектам стратегического планирования опробовать нормы диалогового взаимодействия, осознать потребность в ценности свободы и терпимости, обрести первичный опыт гражданского взаимодействия.
· Принцип саморазвития. Источником социального проектирования гражданского общества может быть лишь потребность самого общества в саморазвитии. Социальное проектирование предлагает лишь технологичные приемы, алгоритмы и формы организации процесса стратегического планирования, но содержание стратегического плана каждый раз формируется сообществом в меру его представления о своем желаемом будущем.
· Принцип социальной ответственности. Социальное проектирование представляет собой процесс разработки новых коллективных норм и правил, не зафиксированных в существующем законодательстве.
· Принцип социальной компетентности. Социальное проектирование базируется на формировании таких качеств социальной компетентности как критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм. Одновременно социальное проектирование предполагает способность членов сообщества выдвигать позитивные социальные инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию.
· Принцип непрерывного образования участников проектирования. Проектирование будущего – это ситуация, в которой человек ощущает огромную потребность в новых знаниях и умениях.
· Принцип согласования целей и баланса интересов субъектов социального проектирования. Принцип предполагает готовность субъектов социального проектирования к согласованию на ценностном и технологическом уровнях своих целей и к созданию системы баланса интересов.
· Принцип открытости будущему. Он предполагает способность субъектов социального проектирования к консолидации вокруг перспективных стратегических целей развития сообщества, и способность к выдвижению таких целей.
В процессе совместного проектирования происходит освоение навыков:
1) делового общения: эффективного общения с другими участниками команды, а также с возможными с партнерами и спонсорами, умение вести переговоры;
2) методов и приемов командной работы: умение работать в команде, поддерживать благоприятный психологический климат, групповую сплоченность, организовывать работу команды для достижения поставленных целей, разрешать конфликтные ситуации в группе;
3) ответственного и независимого поведения: реализация возможности самостоятельного представления воспитанниками собственных проектов на ярмарке проектов, возможность заявлять о себе как о проектной группе и поиска возможностей финансирования разработанных проектов;
4) уверенного поведения в сложных ситуациях: развитие лидерских способностей, нахождение нестандартных решений в новых, необычных или критических ситуациях, овладение такими современными эффективными способами решения проблем, как групповые дискуссии, мозговой штурм и др.
Итак, в процессе проектирования происходит освоениеновых понятий, новых представлений о различных сферах деятельности и взаимодействии людей, участники проектирования становятся в позицию «хозяина жизни», сами создают новые условия жизни. Проектирование требует от каждого участника новых индивидуальных оригинальных решений, и в то же время это процесс коллективного творчества, требующий навыков социального взаимодействия. Интенсивно развиваются проектировочные способности, прежде всего, способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое и др. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.