Разработка и написание проекта




 

В этом разделе изложено содержание первых шагов, которые необходимо сделать для того, чтобы качественно подготовить проект, включая источники получения материальных и финансовых ресурсов, а также подготовку молодежной команды, силами которой будет осуществляться задуманное.

I шаг: подготовка исследования, выбор проблемы.

1. Сбор первичной информации о той проблеме, которая является предметом исследования. Первичная информация может быть представлена в различной форме: ответы на вопросы интервью, анкеты; аудио, видеозаписи и др.

2. Обработка собранного материала– может проводиться вручную или с использованием компьютера. Для обработки вручную необходимо подготовить вспомогательный инструментарий (бланки, анкеты и т.д.), компьютерная обработка, помимо этого, предполагает наличие специальной программы, обеспечивающей ввод информации в компьютер, обработку и вывод результатов.

3. Анализ данных и оформление выводов. Полученные в результате обработки информации данные оформляются в виде отчетов, таблиц и т.п. Выводы не должны быть самоцелью, главное – практические действия, которые вытекают из исследования.

Внимание!

Все этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если не выполнен предыдущий, т.к. полученный на ранее проведенном этапе материал является основой для проведения последующего.

Таким образом, первый шаг позволит изучить выбранную проблему, которая может стать объектом внимания и практических действий.

 

Основные задачи Ожидаемые результаты
  Изучить социальную ситуацию в местном сообществе Объективное представление
  Составить подробный отчет о проведенном исследовании Систематизирование полученных данных
  Сформировать выводы на основе полученных материалов Конкретные выводы об изменении ситуации

 

Данный шаг предлагает в живой дискуссионной форме выявить, что можно изменить, если не в мире, то в своем интернате, детском доме, микрорайоне, селе, лагере…

 

                   
 
Соцопрос, интервью
 
Мозговой штурм, дискуссии
     
     
 
 
     
 
 

 


Анкеты, письма
 
 
Выбор проблемы
Анализ прессы, книг

 


При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

• Посильность задачи для команды;

• Ее соответствие возрасту и возможностям участников команды;

• Сумма затрат на реализацию проекта;

• Ожидаемые результаты.

Графически эти этапы можно отобразить следующей схемой:

 

       
   
 

 

 


 

 
 


 

 

                                           
   
 
   
 
     
 
Посильность задачи для команды, расчет затрат
       
Интервью с воспитателями, учителями, администрацией
 
 
 
     
 
   
Выход участников в другие детские дома, школы, акция городского масштаба
 
   
 
   
Ожидаемые результаты

 

 


II шаг: определение проблемы

Определение самой проблемы позволяет устранить саму «болезнь», а не ее внешние проявления. Для более глубокого понимания сути проблемы вашего сообщества, вашего населенного пункта поработайте в библиотеке, посмотрите газеты, справочники, проанализируйте содержание документальных фильмов, телепередач. Это поможет вам составить более полное представление о том, какой подход поможет вам избежать ошибок при определении проблемы, которая будет в центре вашего внимания.

Не замахивайтесь на слишком большой проект, который окажется вам не по силам, если вы поможете даже одному человеку решить жизненную проблему, это будет определенным вкладом в изменение ситуации.

Организуйте всестороннее обсуждение вариантов. Высказывания и мнения участников тщательно записывайте, не упуская ни одного предложения. Используйте возможности такого подробного обсуждения, чтобы еще раз проверить правильность выбора, убедиться в необходимости работы именно в этом направлении.

Проанализируйте социальные проблемы по ряду критериев:

1. Важность данной проблемы (для детского дома, приюта, интерната, школы, города, микрорайона и т.п. по результатам социального опроса),

2. Масштабность данной проблемы (определяется при ответе на вопрос: «Какое количество жителей заинтересовано в её решении?»),

3. Возможность практического решения проблемы силами вашей команды.

Отберите одну – две наиболее актуальные проблемы, в решение которых вы можете внести свою лепту.

Четко сформулируйте проблему, над которой вы собираетесь работать.

Формулировка проблемы должна быть понятна не только вам, но и тем людям, с которыми и ради которых вы будете работать.

 

III шаг: определение целей и задач проекта

Важнейшим этапом проектной работы является формулировка целей проекта. Другими словами – ответ на вопрос: «Что вы собираетесь сделать для решения проблемы в рамках своего проекта?» Подчеркнем, что очень важно определить «аудиторию» проекта, то есть ту социальную группу, которая является носителем социальной проблемы. На решение конкретной проблемы данной социальной группы и будет направлена деятельность в рамках проекта. Постарайтесь создать мысленный образ того результата, который вы хотели бы получить по итогам своей деятельности. Что это может или должно быть? Чистота в вашем интернате? Свой молодежный клуб? Молодежная биржа труда?

Подчеркнем, что цель должна быть очень четкой и конкретной, но одновременно – достижимой. Мало понять, с какими трудностями вам предстоит «бороться», надо представить и результат этой «борьбы». Не менее важным является вопрос о формулировке задач работы над проектом. Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.

Завершив формулировку задач, еще раз мысленно представьте, что все они успешно реализованы, а теперь – ответьте на следующие вопросы:

· Приведет ли это к запланированному в проекте результату – достижению цели проекта?

· Все ли условия достижения цели соблюдены?

Такой мысленный эксперимент помогает увидеть возможные слабые места, предвидеть сбои в реализации проекта.

Таким образом, этот шаг позволит сформировать основную цель работы над проблемой, описать желаемый результат, а также конкретизировать мероприятия с помощью задач – четких последовательных шагов.

IV шаг: составление плана работ.

1. План должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях, написан конкретно, с указанием точных цифр и дат.

2. План должен быть достижимым, реальным для вашей команды и выполнимым по срокам.

3. План должен быть зафиксирован на бумаге, лучше в нескольких экземплярах, чтобы у каждого из участников команды он был под рукой.

4. План должен быть принят сообща, всеми, кто будет нести ответственность за его осуществление. Должно быть учтено мнение каждого участника.

5. Очень важно определить персональную ответственность каждого участника за выполнение плана.

6. План должен касаться не только конечных результатов, но и путей их достижения.

7. По каждому пункту плана необходимо указать все, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, человеческие и информационные ресурсы).

8. Индивидуальные планы членов команды должны быть включены в общий план работы над проектом.

Удобно оформлять план в следующем формате:

Что сделать? Когда? Кто отвечает? Что нужно?
         

Таким образом, этот шаг позволяет вам, представив объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначив ответственных за каждый пункт и перечислив все, что необходимо для ее выполнения, составить реально выполнимый план.

Часто для удобства контроля полезно кроме плана подготовить график выполнения работ, например, в следующем формате:

Неделя Содержание работ Отметка о выполнении
  1 – 7 июля    
  8 – 14 июля    
     

 

Кроме удобства контроля, рабочий график позволяет точнее согласовать работы в проекте по времени. Важно продумать график таким образом, чтобы работы велись равномерно, и не было ни перегруженных, ни «пустых» периодов.

 

V шаг: определение обязанностей и их распределение внутри команды.

1. Сначала нужно определить, какие именно обязанности требуются членам команды для реализации плана, какие «должности» необходимо ввести. Перечень таких обязанностей нужно зафиксировать на бумаге, а затем описать содержание каждой из них.

2. Содержание должно быть конкретным, кратким, понятным.

3. Все обязанности нужно оформить письменно.

4. При распределении обязанностей важно учитывать как желания члена команд, так и его индивидуальные особенности.

5. После распределение обязанностей каждый, за кем они закреплены, лично отвечает за их исполнение.

6. При распределении обязанностей полезно использовать взаимозаменяемость и, при необходимости, совмещение.

7. На случай непредвиденных ситуаций полезно иметь резерв из тех, кто мог бы выполнять обязанности в случае отсутствия назначенного ответственного.

Таким образом, этот шаг позволит вам определить основные обязанности, которые необходимо выполнять для осуществления проекта, и распределить их между участниками команды.

 

VI шаг: определение основных ресурсов и источников их получения

Для осуществления запланированных мероприятий, как правило, необходимы ресурсы. Как и все другие разделы плана, определение ресурсов должно быть конкретным и четким. При этом важно помнить, что существует четыре типа ресурсов: человеческие, финансовые, материально-технические и информационные.

Для составления перечня ресурсов, необходимых для осуществления проекта, необходимо подробно разобрать каждое мероприятие, занесенное в план. При этом важно оценить:

· сколько людей, и с какими индивидуальными особенностями необходимо,

· нужны ли деньги и, если – да, на что и сколько,

· какое оборудование и материалы нужны (ручка и писчая бумага тоже из этого раздела),

· что нужно знать, чтобы мероприятие состоялось (информация о днях рождения ребят очень может пригодиться редакции школьной газеты).

Когда определены все необходимые ресурсы, важно найти их источники. Можно обращаться в любую организацию, фирму, к индивидуальным спонсорам, а также к людям, готовым помочь и поддержать ваш проект. Получение помощи со стороны – это особое искусство, которым необходимо овладевать в процессе деятельности по реализации проекта.

 

VII шаг: обучение членов команды

Для повышения эффективности совместной работы команды над проектом необходимо разъяснить каждому участнику команды его обязанности. Это может произойти на этапе распределения обязанностей. После получения полной картины предстоящих дел члены команды могут приступить к тщательному изучению тех обязанностей, которые каждый из них может взять на себя. Таким образом, будет определена часть персональной ответственности каждого члена команды за успешное достижение общей цели проекта.

В некоторых случаях обязательно предварительное обучение. При этом важно знать, что процесс обучения не только получение теоретических знаний, максимальный эффект дают практикумы и тренинги. Таким образом, этот шаг позволяет, разделив обязанности, в случае необходимости – обучить тех, кто в этом нуждается. Обучение команды – необходимое условие успешной реализации намеченных планов.

 

VIII шаг: формирование общественного мнения

Иногда для успешной реализации проекта важно понимание жителей того района, где планируется осуществлять проект. Одним из эффективных способов работы с жителями вашего района является просвещение. Для того, чтобы познакомить их с различными сторонами проблемы, решение которой стало целью вашего проекта, с планами вашей команды существуют различные способы. Вот некоторые из них:

1. Использование листовок. Особое внимание! Расклеивать листовки можно только в специально отведенных для этого местах. Листовки могу помочь людям разобраться в обстановке.

2. Проведение встреч и бесед с жителями. Прямое общение с жителями может дать быстрый результат, но для этого нужна специальная подготовка. Определите, в чем состоит цель вашего выступления, где и перед кем вам придется выступать. Обязательно продумайте, как вы будете представляться.

Этот шаг позволит вам приступить к формированию положительного общественного мнения относительно вашего проекта, что, безусловно, повлияет на успех реализации проекта.

 

Реализация проекта

 

I шаг: проведение плановых мероприятий.

Хорошо составленный план – это уже половина успеха. Однако его выполнение требует объединенных усилий всей команды. Порой не все получается так, как было задумано. Тем не менее, постарайтесь не отступать от намеченного без веских на то причин. Возьмите себе за правило, что отступление от того или иного пункта плана – чрезвычайная ситуация. Особое значение имеют первые практические шаги. Они позволяют еще раз проанализировать ситуацию, оценить свои возможности, степень готовности членов команды по отдельности и команды в целом, а также отношение окружающего вас социума к идеям проекта.

Взаимопомощь и взаимовыручка – это очень важные принципы взаимодействия команды. Когда что-то не получается, умейте просить помощь, не смущайтесь своих неудач. Лучше раньше попросить о помощи, чем потом извиняться.

Любой план требует корректив, поскольку в процессе его выполнения открываются обстоятельства, которые сложно, а порой невозможно предусмотреть на этапе планирования. Собирайтесь командой, анализируйте ситуацию, вносите коррективы с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

Важное замечание – не откладывайте выполнение намеченного на последний день!

Таким образом, этот шаг позволяет вам непосредственно приступить к реализации намеченного плана, осуществлять свои замыслы и, решая одну задачу за другой, двигаться к поставленной цели.

 

II шаг: поиск деловых партнеров.

На свете практически не существует объединений людей (к таким объединениям относится и ваша команда), которые были бы полностью обеспечены всеми необходимыми им ресурсами. Поэтому практически любая организация, фирма, команда и т.п. просто обязана искать себе деловых партнеров. Не обойтись без поиска деловых партнеров и в социальном проектировании. Прежде всего, это властные структуры.

Поэтому познакомьтесь со структурой местной власти. Какие в ней есть комитеты, отделы, департаменты? Чем каждый из них занимается? Какими полномочиями наделены?

Какие общественные организации есть в вашем регионе, по каким направлениям они работают?

В-третьих, уточните, какие предприятия есть в вашем регионе и как они связаны с вашей темой. Не забудьте и про учебные заведения, прежде всего школы. Может быть, в какой-то из них ребята уже работают над той же проблемой. Выясните адреса и телефоны возможных партнеров, например по телефонному справочнику.

После определения круга возможных деловых партнеров составьте список конкретных организаций и должностных лиц, куда вы пойдете в первую очередь.

Выясните, обладает ли человек, к которому вы собираетесь, необходимыми полномочиями, чтобы помочь вам решить проблему. Таким образом, этот шаг позволяет вам составить перечень ваших потенциальных деловых партнеров.

 

III шаг: подготовка к защите проекта

Пакет материалов, необходимых для защиты проекта, можно разделить на 2 блока: демонстрационный и документальный.

Задача демонстрационного блока - наглядно и ярко представить основную идею проекта. Он может состоять, например, из нескольких плакатов, сделанных из ватмана, наклеенного на картон, которые легко можно поставить на стол или повесить на стену. Плакаты могут содержать фотографии, оригинальные рисунки, схемы, графики, образно и наглядно представляющие суть проекта. Плакаты должны легко читаться на расстоянии.

Документальный блок представляет логику работы в проекте более детально. Документы, в него входящие можно разделить на четыре раздела:

1. Документы, демонстрирующие аргументы, обосновывающие выбор проблемы, ее актуальность;

2. Варианты расчетов альтернативных путей решения проблемы, обоснование выбранного в проекте способа разрешения проблемы;

3. Пояснения специфики программы действий, разработанной командой;

4. Обоснование возможностей команды успешно выполнить намеченную программу действий.

Большое значение имеет устная презентация проекта. Поэтому стоит уделить внимание подготовке команды из 3-5 человек, которая будет презентовать проект, используя все подготовленные материалы.

В рамках презентации проекта проходит устная защита проекта, где представляется и обосновывается логика и эффективность проекта. При этом важно, чтобы презентация соответствовала следующим критериям:

· убедительность – пакет документов и выступление членов команды способны убедить,

· практичность – отражает реальность проекта,

· координация – пакет документов взаимоувязан и точно отражает логику проекта.

Презентация является универсальным средством отстаивать свою точку зрения, продвигать свои идеи в окружающем социуме и устанавливать деловые отношения с возможными партнерами по реализации проекта.

 

IV шаг: оценка результатов проекта

Любая работа нуждается в анализе ее процесса и результатов. В ходе анализа следует отметить вклад каждого члена команды в общий результат работы. Основным аналитическим документом является отчет команды о работе над социальной проблемой.

Очень важно разработать систему показателей эффективности проекта.

Показатель – характеристика отдельной стороны объекта или процесса.

Различают следующие виды показателей:

· Количественные – количество акций, мероприятий, участников, анкет и т.д.;

· Качественные – популярность проекта, характер отзывов в СМИ;

· Технологические – уровень организации мероприятий, организационная культура участников;

· Экономические – соотношение эффекта и затрат.

Критерии эффективности призваны отражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта, качество управленческой и содержательной деятельности. В ходе анализа следует отметить вклад каждого члена команды в общий результат работы.

Основным аналитическим документом является отчет команды о работе над социальной проблемой.

Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Проанализировать выполнение поставленных задач Аналитические материалы
2. Соотнести результаты с поставленной целью Отчет о работе над проектом

 


Литература

1. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев; Краснодар. краевой инст-т доп. проф. пед. образования. – Краснодар, 2000.

2. Булатова, Е. А. Экспериментальное исследование роли проектной деятельности в динамике мотивации достижения успеха подростков, лишенных родительского попечительства / Е. А. Булатова // Приволж. науч. журн. - 2007. - № 3. - С. 152-159.

3. Булатова, Е. А. Формирование мотивации достижения успеха у подростков, лишенных родительского попечительства: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Е. А. Булатова. – Н.Новгород, 2008. - 29с.

4. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6. Забота – поддержка – консультирование.- М.: Инноватор, - 1996. - С. 29.

5. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. / Р.Р. Кашапов – автор-составитель. - Ижевск, 1996.

6. Найденов, М.И. Творческий рефлексивно-групповой тренинг / М.И. Найденов, Л.А. Найденова. - В кн.: Интеллектуальные системы и творчество. - Новосиб. - 1991. - С. 86-98.

7. Оценить по достоинству. Некоторые рекомендации по проведению мониторинга и оценки эффективности проектов и программ в социальной сфере. Н.Новгород, М. - 2004.

8. Петровская, Л.А.. Воспитание как общение – диалог / Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская // Вопр. психологии. – 1987. - №2. - С. 86-89.

9. Прутченков, А.С. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта. - А.С. Прутченков. - М., Юкос. - 1999.

10. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И.Н Семенов, С.Ю.Степанов // Вопр. психологии. - 1983. - № 3. - С.21-30.

11. Социальное проектирование: рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов. Н.Новгород, 2004.

12. Фишер, Р. Путь к согласию Или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. - М.: Наука. - 1992.

13. Швальбе, Б. Личность. Карьера. Успех. / Б. Швальбе, Х. Швальбе. - М.: Прогресс. - 1993.

14. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования / Н.О.Яковлева. - М.: Изд-во АТиСО, 2002. - 239 с.

 


Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: