Прослушивание музыки К.Сен-Санса “Лебедь”.




Тема: Мир человеческих чувств – вечная тема в музыке.

Эпиграф:

Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, -
О, этот мир, так молодо прекрасный,
Он стоит тысячи миров.

Ход урока:

1.Слово учителя (на фоне музыки Ф. Папетти и П. Мориа):

Сегодня мы отправимся в страну чудесных мелодий и постараемся услышать внутреннюю музыку своей души. Это удивительно. Человек способен испытывать столько чувств, эмоций, переживаний. Их оттенки, даже самые малые, может передать только музыка.

Об этом удивительном свойстве музыки Ф.Тютчев писал:

Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов,-
О, этот мир, так молодо прекрасный,|
Он стоит тысячи миров.

Слышите, сама музыка приглашает нас во Францию начала XX века, в небольшую уютную гостиную, в которой собрались друзья Камиля Сен-Санса послушать его новое сочинение.

“Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось совершить что-нибудь большое, доброе. Звуки стихли, и, расчувствовавшись, я воскликнул: “Ты гений, Камиль. Эта музыка будет жить вечно”, - вспоминал один из друзей композитора.

Прослушивание музыки К.Сен-Санса “Лебедь”.

Прошло более 100 лет. Сейчас начало XXI века. А музыка Сен-Санса по-прежнему живёт и волнует. Мне показалось, что и вас, ребята, она не оставила равнодушными. Почему?

· Известно, что музыка обладает великой силой. Как удаётся композитору передать

свои мысли и чувства, повлиять на наше восприятие? Ответить на этот вопрос нам поможет задание № 2.

Напишите, какие выразительные средства помогли композитору создать такую чудесную музыку.

Работа с картой-помощником “Выразительные средства музыки”.

· Ребята, многие великие русские художники очень любили музыку. Возможно, поэтому их работы такие проникновенные, мелодичные, живые. Например, И.Репина вдохновляла “Лунная соната” Бетховена. Под музыку он писал свои картины.

Как вы думаете, какая картина могла быть написана под музыку Сен-Санса

· Строка без музыки бескрыла
Ты удружи, друг, удружи.
И всё, что сердцу было мило
На музыку переложи.

Писал поэт Р.Гамзатов.

Выберите литературные строки, которые вам хочется прочесть на фоне этой музыки? (чтение стихов на фоне живой музыки, оформление четвёртой части пазла).

Солнце уже опускалось в море. Над водой проносились лёгкие серые облачка тумана. Три огромные белые птицы, отливая серебром, махая тяжёлыми крыльями, плавно скользили по воздуху. Их прямые длинные шеи были вытянуты далеко вперёд. После долгой разлуки лебеди возвращались домой.

В.Бианки.

Мелкие росинки на заре
Всю планету держат в серебре,
Но внезапно отблеск золотой
Вспыхнул над серебряной землёй.
Выйди в этот час и собери
Серебро и золото зари.

М.Светлов.

Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь шепталися.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебёдушка. С.Есенин.

Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду. Жёлтые, красные, оранжевые. Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь на крыльях ветерка, они опускались по воздуху тихо и плавно, не спеша, спокойно, как бы задумчиво. Прилетит кораблик, сядет на воду и тотчас поплывёт с поднятыми парусами так важно, горделиво.

Д.Кайгородов.

· Ребята, вы не задумывались, над тем, почему музыку слушают с закрытыми глазами?

Давайте закроем глаза и под музыку Сен–Санса пофантазируем.

Какой образ вы представили? Как бы вы назвали эту музыку?

Замечательная музыка Сен-Санса вдохновила М.Фокина поставить танец для великой русской балерины А.Павловой. Сегодня мы посмотрим этот танец в исполнении Г.Улановой.

Одна и та же музыка. В чем же тогда различие? Попытайтесь его почувствовать.

· “Лебедь” Сен-Санса покорял в разные времена не только слушателей, но и строгих критиков.

Представьте, что вы музыкальные критики. Что бы вы написали об этом произведении?

Какую фигуру вы собрали из пазлов? (цветок, звезда, снежинка). Можно ли “Лебедя” К.Сен-Санса сравнить с цветком, звездой, снежинкой? Почему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: