Программа и методические рекомендации к учебной практике
По Организационной психологии
Для студентов специальности «Психология»
Севастополь
«Рибэст»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях социально-экономических преобразований на первый план в области высшего образования выходит проблема качества современного образования. Подготовка специалистов, соответствующих требованиям современного качества образования является ведущей задачей современного высшего учебного заведения.
В соответствии с Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях Украины практика является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов и проводится как на базе учебного заведения, так и на предприятиях и в организациях различных отраслей хозяйства, образования, охраны здоровья, культуры, торговли и государственного управления.
Ознакомительная практика (учебная) по специализации «Организационная психология» на 1 этапе проводится в течение 2 недель после изучения таких дисциплин как «Социальная психология», «Тайм-менеджмент», «Психология рекламы», «Корпоративная культура», «психология рекламы», «Стресс менеджмент» и до изучения дисциплин: «Основы психопрофилактики и психокоррекции», «Основы психологического консультирования», «Психология труда», «Психология управления» и др., что определяет ограничения в деятельности студента-практиканта, включение в программу практики заданий, требующих преимущественно теоретических знаний, использования пассивных и стандартизированных методов психологического исследования, таких как наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, простейшее тестирование и беседы.
Целью практики является освоение деятельности психолога на предприятии с учетом выбранной специализации, знакомство с практической деятельностью психологов в различных отраслях.
Задачи:
1) ознакомление студентов со структурой и деятельностью учреждений;
2) формирование у студентов стойкого интереса к профессии психолога и потребности в самообразовании;
3) закрепление теоретических знаний по выбранной специализации;
4) обучение навыкам решения практических задач в сфере организационной психологии;
5) отработка умений применять методы организационной психодиагностики на практике;
6) освоение приемов изучения и анализа межличностных отношений в коллективе;
7) развитие у студентов умений самоорганизации и самоконтроля, профессиональной и личностной рефлексии;
8) формирование навыков ведения служебной документации.
К концу учебной психологической практики студент должен овладеть следующими профессиональными умениями:
1) выделять и объяснять психологические проблемы организации в рамках своей компетентности;
2) прогнозировать развитие психологической реальности;
3) общаться с разными категориями людей;
4) определять место и роль организационного психолога в коллективе, анализировать и контролировать свое поведение и деятельность в соответствии со статусом и этическими нормами практической деятельности психолога;
5) делать небольшие теоретические и аналитические сообщения перед аудиторией;
6) вести учетную и другие виды служебной документации.
Организация практики
Практика проводится только на базах, с которыми заключён договор в установленном порядке. База практики создает условия для полноценного практического обучения студентов. Руководителями практики от баз назначаются наиболее квалифицированные психологи, имеющие необходимый опыт работы.
Руководитель практики от базы:
ü знакомит студентов с базой практики, спецификой учреждения, внутренним распорядком и правилами поведения;
ü утверждает график работы практикантов и контролирует его выполнение;
ü планирует и распределяет объемы работы практикантов в соответствии с рабочей программой практики, разработанной кафедрой;
ü определяет контингент для психологического сопровождения;
ü организует посещение практикантами занятий по плану практики, осуществляет их психологический анализ;
ü обеспечивает полное выполнение программы практики;
ü анализирует качество выполнения программы практики студентами и оформляет отзыв с соответствующими оценками.
Руководитель практики от кафедры:
ü проводит установочную конференцию перед практикой;
ü выдает задания на практику;
ü посещает базы практики с целью контроля и оказания методической помощи;
ü проверяет и оценивает отчетные документы практикантов;
ü оформляет отзыв и представляет его в комиссию по защите практики:
ü анализирует ошибки практикантов, обобщает опыт, вносит предложения по усовершенствованию практики.
При прохождении практики студенты обязаны:
ü принять участие в установочной конференции;
ü получить в библиотеке университета (или на кафедре) рабочие программы практики;
ü получить у руководителя практики необходимые консультации и задания;
ü своевременно явиться на базу практики и в полном объеме выполнить задания, предусмотренные программой;
ü ежедневно заполнять дневник практики и предоставлять его по первому требованию руководителям практики;
ü строго придерживаться этических норм профессиональной деятельности и правил внутреннего распорядка учреждения – базы практики;
ü своевременно сдать отчетные документы по практике на кафедру;
ü принять участие в итоговой конференции по защите практики.
Рабочая программа учебной психологической практики
Направление деятельности | Задания | Методические указания | Отчетная документация |
Ознакомление с базой практики | 1. Ознакомиться со структурой учреждения – базы практики 2. Дать характеристику организационной культуре в учреждении (см. Приложение А) 3. Согласовать и утвердить график работы практиканта в учреждении | Задание выполняется на основании беседы с руководителем учреждения и психологом базы практики | Записи в дневнике практики |
Организационно-методическая подготовка к выполнению задач практики | 1. Определить контингент для психологического сопровождения во время практики в соответствии с заданиями практики 2. Изучить специальную психологическую литературу по выделенной проблематике, сделать необходимые выписки или выполнить реферирование 3. Подготовить в необходимом количестве психодиагностические методики, опросники, бланки, изготовить анкеты, схемы, карты наблюдений и т.д. | Клиентами психолога-практиканта могут быть школьники старшего звена, учителя, сотрудники и руководитель организации Количество клиентов зависит от конкретного задания | План работы на практике Методические материалы, бланки методик в нужном количестве |
Диагностическая деятельность | 1.Спланировать и осуществить сихологическое обследование сплоченности коллектива по заданным методикам (Приложение В) 2.Осуществить диагностику организационного стресса в деятельности членов коллектива (Приложения Г-Д) 3. Осуществить диагностику стрессовых симптомов и состояний в условиях стресса (ПРИЛОЖЕНИЕ Е) | Для диагностики использовать рекомендуемые в Приложении методики: С учениками – ПРИЛОЖ. В и Д, С педагогами – ПРИЛОЖ. Г и Е | Ответы на вопросы в дневнике практики Протоколы исследования с интерпретаций результатов и аналитическая справка по каждому виду задания |
Тайм-менеджмент | Осуществить планирование дня, недели для 2 клиентов | Задание выполняется с помощью АВС - планирования | Рекомендации по организации дня сетка расписания |
Подготовка рекламы организации | Осуществить анализ рекламного ролика (Приложение Б) Подготовить рекламу организации | мультимедийный проект рекламного ролика | |
Психологическое просвещение | Разработать рекомендации (стенд или тематические папки) по профилактике экзаменационного стресса Провести 1-2 беседы среди учащихся | Материалы к стенду или тематические папки должны быть отпечатаны без ошибок, на стандартных листах, с использованием наглядных средств (схемы, рисунки, фото и т.д.) | Эскиз оформленного стенда или подборка методических материалов, тексты бесед |
Подведение итогов практики | 1. Проанализировать выполнение программы практики и причины возникших затруднений 2. Оформить отчетную документацию | Отчет по каждому направлению работы с приложениями | Материалы отчета по практике формируются в отдельную папку и сдаются руководителю практики от кафедры в трехдневный срок по окончании практики |
Календарный план учебной практики
№ п/п | Период практики | Содержание работы |
1. | Первый день практики | 1. Знакомство с местом практики, с руководителем практики на месте 2. Беседа с руководителем практики, обсуждение психологической проблематики базы практики 3. Составление графика работы, оформление направлений на практику |
2. | Второй день практики | 1. Планирование мероприятий, в ходе которых будет осуществляться выполнение заданий по практике 2. Подбор и изучение методических материалов по планируемым мероприятиям |
3. | Весь период практики | 1. Наблюдение за функционированием учреждения 2. Организованное наблюдение за изучаемыми объектами, процессами 3.Подготовка необходимого инструментария под руководством психолога учреждения 5. Проведение анкетирования, тестов, написание аналитических справок 7. Выступление с сообщением указанную в программе тему 8. Ведение дневника наблюдений и анализа хода практики |
4. | Последний день практики | 1. Подведение итогов практики |