Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» – душа, психика и «logos» – слово, изучение, знание. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных, особенно наших кошек и собак.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.
Психология - это такая область научного знания, которая исследует закономерности возникновения и особенности, развития (изменения) и формирования психических процессов (восприятие, ощущение, мышление, память, воображение), психических состояний (мотивация, напряжённость, фрустрация, чувства, эмоции) и психических свойств (способности, направленность, темперамент, характер, задатки) человека, а также психику животных.
Различают научную и житейскую психологию.
Научная психология - это система теоретических (понятийных), экспериментальных и методических свойств познания, исследования психических явлений, описание точного предметного определения этих явлений.
Житейская психология – это знания о психике, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни; практические сведения из жизни окружающих его людей. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.
Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.
Предмет психологии: основные закономерности возникновения, развития, функционирования и проявления психических процессов, явлений, состояний, свойств и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
Предмет изучения психологии – психика человека:
- психические процессы – познавательные, эмоциональные, волевые;
- психические состояния – бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.; - психические образования – знания, умения, навыки, привычки;
- психические свойства (свойства личности) – темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Субъект — активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек или коллектив.
Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности.
Основной задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
Задачи общей психологии:
Ø Осознать свои обыденные (житейские) представления, понять как они устроены, по какому принципу работают.
Ø Научить понимать, что могут и хотят окружающие люди.
Ø Научить понимать свои возможности, достоинства и недостатки.
Ø Научить сознательно вносить изменения в собственном сознании и поведении с помощью различных методов и техник.
Ø Научить оказывать первую психологическую помощь, корректировать психическое развитие и состояние.
Ø Помочь в профессиональной деятельности принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умение воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы.
Ø Использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического и психологического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности.
Методы психологии.
Метод ( путь, способ познания современной науки) - это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.
Методы психологии - это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций.
Вместе с определением понятия «метод», употребляются термины «методология» и «методика».
Метод реализуется в методике, которая является совокупностью правил, необходимых для исследования, описывает набор применяемых инструментов и предметов, которые используются в определенных обстоятельствах и регламентируются последовательностью воздействий исследователя.
Каждая психологическая методика базируется на сведениях о возрасте, поле, этнической (этнос-народ; расширенная, родственная), профессиональной и религиозной принадлежности.
Методология – это система принципов и приёмов организации научных исследований, которой определяются способы достижения теоретического научного знания, и методы организации практичной деятельности.
На методологии базируется исследование, которое отображает мировоззрение исследователя, его взгляды и философскую позицию.
Явления, которые изучаются психологией, очень сложны, и многообразны, они очень тяжелы для научного познания, потому успехи этой науки зависели от усовершенствования методов исследования.
Предмет, задачи и методы психологии изменялись в течение всего развития науки. Чтобы пользоваться своими психологическими знаниями правильно, нужно знать основные методы психологии. От соблюдения особых принципов и применения конкретных приёмов зависит получение достоверных сведений.
Методы психологии кратко понимаются, как способы изучения реальных фактов окружающей действительности. Каждому методу прилагается только соответствующий вид приёмов, что отвечают целям и задачам исследования. Основываясь на каком-то одном методе можно создавать несколько методик.
Предмет, задачи и методы психологии – это три важных аспекта, на которых держится вся наука. В разное время по-разному определялся предмет психологии, сейчас им является психика, изучение её закономерностей и механизмов формирования личностных особенностей. Задачи психологии вытекают из её предмета.
Методы психологии кратко можно описать, как способы изучения психики и её деятельности.
В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.
В психологии весь набор методов можно разделить на три большие группы:
- методы сбора информации
- методы обработки данных
- методы психологического воздействия
Их можно объединить в 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии.
Методами теоретической психологии являются те средства и приемы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций.
Эти методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения, но изучаются не только особенности человека (черты характера, черты личности, индивидуальность: хитрый, сильный, настойчивый) и внешние факторы: возрастные особенности (психическое и физиологическое развитие человека в определенном возрасте), влияние окружающей среды и воспитания и т.д.
· Среди теоретических основными являются: наблюдение и эксперимент.
· Дополнительными являются: самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности.
Эти методы помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения.
Пример.
Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, то следует применить метод беседы или естественный эксперимент.
Очень важно, чтобы основные методы использовались комплексно и были подобраны под каждый конкретный случай, т.е. сначала нужно определить причину или вопрос, на который требуется получить ответ, а затем выбирать метод.
Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.
· Наблюдение - наиболее распространенный и эффективный метод. Заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека.
Говоря простыми словами, специалист созерцает за человеком, не вмешиваясь при этом в ситуацию.
Наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются.
· Различают кратковременное наблюдение (по методу поперечного среза) и длительное (лонгитюдное) наблюдение.
При этом психолог может быть в роли пассивного наблюдателя (по методу отстраненного наблюдения) либо активно принимать участие в жизни исследуемого человека (по методу включенного наблюдения) или группы лиц. Такой метод часто используют в дошкольных и учебных заведениях для изучения поведения детей в коллективе (общее наблюдение). Существует также и выборочное наблюдение, когда предметом изучения становятся только определенные члены коллектива.
Метод наблюдения позволяет изучить психику человека в разных условиях и жизненных ситуациях (во время игры или работы).
Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой.
Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.
Интроспекция – ( самонаблюдение), в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя и которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
· Эксперимент - является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.
· Эксперимент - целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Различают лабораторный и естественный эксперимент:
· Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой: видео – или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;
Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители.
· Естественный – исследование проходит в естественных жизненных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
· Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке.
· Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.
Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то. Что будете делать») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.
Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.
Опрос представляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным.
Устный опрос (интервью, беседа) - получение информации в процессе непосредственного общения; применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.
Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками.
Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Стандартизированный опрос – опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Психологическое тестирование (тесты) - психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи, которые являются специализированными методами исследования, их использование позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека.
В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.
Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется.
Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз.
Тесты бывают трех видов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.
Тест-опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.
Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств.
При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты.
В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.
Анализ продуктов деятельности - анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.
Анализ продуктов деятельности — это метод изучения человека посредством анализа продуктов его трудовой или творческой деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т.д.
Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта: внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики.
В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.
В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.
Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.
Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ (англ. contents – содержание), имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов.
Контент-анализ (англ. contents – содержание - анализ содержания) -- стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.
- метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.) позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.
Методы психологии
Методы | Определение | Виды |
Интроспекция (самонаблюдение) | Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним. (открываются собственные переживания, чувства, мысли, образы исследователя или наблюдаемого) | нет |
Наблюдение | - заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека. - это целенаправленное восприятие деятельности, психических явлений или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе. | Открытое, скрытое; включенное, не включенное; кратковременное, длительное. |
Опрос | Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности. Особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов | Устный (интервью, беседа), письменный (анкета - открытая, закрытая), стандартизированный, свободный |
Тест | - психологическая диагностика, предполагающая стандартизованные вопросы (утверждения) или задачи, которые являются специализированными методами исследования; их использование позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом. | Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты |
Эксперимент | - целенаправленная, продуманная и искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего; - создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт | Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный |
Анализ продуктов деятельности | Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений. | Анализ изобразительной деятельности (детских рисунков), сочинений, почерка, текстов (литературных, научных, публицистических), поделок, произведенных предметов и др. |