ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.




Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche»душа, психика и «logos»слово, изучение, знание. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как сово­купность особенностей характера, внутренний мир чело­века. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных, особенно наших кошек и собак.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Психология - это такая область научного знания, которая исследует закономерности возникновения и особенности, развития (изменения) и формирования психических процессов (восприятие, ощущение, мышление, память, воображение), психических состояний (мотивация, напряжённость, фрустрация, чувства, эмоции) и психических свойств (способности, направленность, темперамент, характер, задатки) человека, а также психику животных.

Различают научную и житейскую психологию.

Научная психология - это система теоретических (понятийных), экспериментальных и методических свойств познания, исследования психических явлений, описание точного предметного определения этих явлений.

Житейская психология – это знания о психике, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни; практические сведения из жизни окружающих его людей. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.

Предмет психологии: основные закономерности возникновения, развития, функционирования и проявления психических процессов, явлений, состояний, свойств и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен­ности.

Предмет изучения психологии – психика человека:

- психические процессы – познавательные, эмоциональные, волевые;

- психические состояния – бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.; - психические образования – знания, умения, навыки, привычки;

- психические свойства (свойства личности) – темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».

Субъект — активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек или коллектив.

Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности.

Основной задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Задачи общей психологии:

Ø Осознать свои обыденные (житейские) представления, понять как они устроены, по какому принципу работают.

Ø Научить понимать, что могут и хотят окружающие люди.

Ø Научить понимать свои возможности, достоинства и недостатки.

Ø Научить сознательно вносить изменения в собственном сознании и поведении с помощью различных методов и техник.

Ø Научить оказывать первую психологическую помощь, корректировать психическое развитие и состояние.

Ø Помочь в профессиональной деятельности принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умение воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы.

Ø Использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического и психологического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности.

Методы психологии.

Метод ( путь, способ познания современной науки) - это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

Методы психологии - это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций.

Вместе с определением понятия «метод», употребляются термины «методология» и «методика».

Метод реализуется в методике, которая является совокупностью правил, необходимых для исследования, описывает набор применяемых инструментов и предметов, которые используются в определенных обстоятельствах и регламентируются последовательностью воздействий исследователя.

Каждая психологическая методика базируется на сведениях о возрасте, поле, этнической (этнос-народ; расширенная, родственная), профессиональной и религиозной принадлежности.

Методологияэто система принципов и приёмов организации научных исследований, которой определяются способы достижения теоретического научного знания, и методы организации практичной деятельности.

На методологии базируется исследование, которое отображает мировоззрение исследователя, его взгляды и философскую позицию.

Явления, которые изучаются психологией, очень сложны, и многообразны, они очень тяжелы для научного познания, потому успехи этой науки зависели от усовершенствования методов исследования.

Предмет, задачи и методы психологии изменялись в течение всего развития науки. Чтобы пользоваться своими психологическими знаниями правильно, нужно знать основные методы психологии. От соблюдения особых принципов и применения конкретных приёмов зависит получение достоверных сведений.

Методы психологии кратко понимаются, как способы изучения реальных фактов окружающей действительности. Каждому методу прилагается только соответствующий вид приёмов, что отвечают целям и задачам исследования. Основываясь на каком-то одном методе можно создавать несколько методик.

Предмет, задачи и методы психологии – это три важных аспекта, на которых держится вся наука. В разное время по-разному определялся предмет психологии, сейчас им является психика, изучение её закономерностей и механизмов формирования личностных особенностей. Задачи психологии вытекают из её предмета.

Методы психологии кратко можно описать, как способы изучения психики и её деятельности.

В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

В психологии весь набор методов можно разделить на три большие группы:

- методы сбора информации

- методы обработки данных

- методы психологического воздействия

Их можно объединить в 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии.

 

Методами теоретической психологии являются те средства и приемы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций.

Эти методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения, но изучаются не только особенности человека (черты характера, черты личности, индивидуальность: хитрый, сильный, настойчивый) и внешние факторы: возрастные особенности (психическое и физиологическое развитие человека в определенном возрасте), влияние окружающей среды и воспитания и т.д.

 

· Среди теоретических основными являются: наблюдение и эксперимент.

· Дополнительными являются: самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности.

Эти методы помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения.

Пример.

Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, то следует применить метод беседы или естественный эксперимент.

Очень важно, чтобы основные методы использовались комплексно и были подобраны под каждый конкретный случай, т.е. сначала нужно определить причину или вопрос, на который требуется получить ответ, а затем выбирать метод.

 

Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

· Наблюдение - наиболее распространенный и эффективный метод. Заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека.

Говоря простыми словами, специалист созерцает за человеком, не вмешиваясь при этом в ситуацию.

Наблюдениецеленаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются.

· Различают кратковременное наблюдение (по методу поперечного среза) и длительное (лонгитюдное) наблюдение.

 

При этом психолог может быть в роли пассивного наблюдателя (по методу отстраненного наблюдения) либо активно принимать участие в жизни исследуемого человека (по методу включенного наблюдения) или группы лиц. Такой метод часто используют в дошкольных и учебных заведениях для изучения поведения детей в коллективе (общее наблюдение). Существует также и выборочное наблюдение, когда предметом изучения становятся только определенные члены коллектива.

Метод наблюдения позволяет изучить психику человека в разных условиях и жизненных ситуациях (во время игры или работы).

Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой.

Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

Интроспекция – ( самонаблюдение), в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя и которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

 

 

· Эксперимент - является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.

· Эксперимент - целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Различают лабораторный и естественный эксперимент:

· Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой: видео – или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители.

· Естественный – исследование проходит в естественных жизненных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

· Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке.

· Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.

Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то. Что будете делать») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.


Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Опрос представляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным.

Устный опрос (интервью, беседа) - получение информации в процессе непосредственного общения; применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками.

Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос – опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Психологическое тестирование (тесты) - психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи, которые являются специализированными методами исследования, их использование позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека.

В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.

Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется.

Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз.

Тесты бывают трех видов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.

Тест-опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств.

При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты.

В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.

Анализ продуктов деятельности - анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.

Анализ продуктов деятельностиэто метод изучения человека посредством анализа продуктов его трудовой или творческой деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т.д.

Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта: внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики.

В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.

В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ (англ. contents – содержание), имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов.

Контент-анализ (англ. contents – содержание - анализ содержания) -- стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

- метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.) позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.

Методы психологии

Методы Определение Виды
Интроспекция (самонаблюдение) Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним. (открываются собственные переживания, чувства, мысли, образы исследователя или наблюдаемого) нет
Наблюдение - заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека.   - это целенаправленное восприятие деятельности, психических явлений или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе. Открытое, скрытое; включенное, не включенное; кратковременное, длительное.
Опрос Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности.   Особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов Устный (интервью, беседа), письменный (анкета - открытая, закрытая), стандартизированный, свободный
Тест - психологическая диагностика, предполагающая стандартизованные вопросы (утверждения) или задачи, которые являются специализированными методами исследования; их использование позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека.   Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом. Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты
Эксперимент - целенаправленная, продуманная и искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего;   - создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный
Анализ продуктов деятельности Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.     Анализ изобразительной деятельности (детских рисунков), сочинений, почерка, текстов (литературных, научных, публицистических), поделок, произведенных предметов и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: