ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛОССАРИЙ
№ п/п | Понятие | Определение | Исходные данные |
1. | Аллометрический рост | - это рост, при котором данный орган растёт иначе, чем остальное тело. | https://www.claw.ru/a-natural/bi_5_a14.htm |
2. | Анаболизм | - от греч. anabolē — подъём), совокупность химических процессов, составляющих одну из сторон обмена веществ в организме, направленных на образование составных частей клеток и тканей. | https://slovari.yandex.ru/ |
3. | Гиперплазия (деление клеток) | - увеличение числа клеток в результате митозов; | https://ru.wikipedia.org/wiki/ |
4. | Гипертрофия (рост клеток) | - увеличение размеров клеток в результате поглощения воды или синтеза протоплазмы; | https://www.nedug.ru/library/ |
5. | Дифференцировка клеток | - процесс реализации генетически обусловленной программы формирования специализированного фенотипа клеток, отражающего их способность к тем или иным профильным функциям. | https://ru.wikipedia.org/wiki/ |
6. | Изометрический рост | - это рост, при котором данный орган растет с такой же скоростью, как и всё тело. | https://www.claw.ru/a-natural/bi_5_a14.htm |
7. | Инактивация | - (ин- + лат. activus действенный) частичная или полная потеря биологически активным веществом или агентом своей активности. | https://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/18733 |
8. | Катаболизм | - диссимиляция - совокупность ферментативных реакций в живом организме, направленных на расщепление сложных органических соединений до более простых. | https://slovari.yandex.ru/; https://sbio.info/page.php?id=11211 |
9. | Меристема | – это группа клеток, сохраняющая способность к митотическому делению. | https://www.claw.ru/a-natural/bi_5_a14.htm |
10. | Отрицательный рост | - катаболизм преобладает над анаболизмом. | https://www.claw.ru/a-natural/bi_5_a14.htm |
11. | Положительный рост | - анаболизм преобладает над катаболизмом | https://www.claw.ru/a-natural/bi_5_a14.htm |
12. | Развитие | - необратимое направленное, закономерное изменение объектов живой и неживой природы; в результате развития возникают новые свойства, изменяются состав, структура живых организмов и поживой природы | https://studentu-vuza.ru/kontseptsiya-sovremennogo-estestvoznaniya/lektsii/priznaki-svoystva-zhivyih-sistem.html; https://studyspace.ru/kontseptsiya-sovremennogo-estestvoznaniya.-posobie./glava-4.-strukturnyie-urovni-organizatsii-mat.html |
13. | Резорбироваться | - рассасываться, перестроиться | https://www.vetprofy.ru/stati/ptitsy/bolezni-kishechnika-u-ptits; https://www.clinic-dentex.ru/korot_implant/ |
14. | Рост | - необратимое увеличение сухой массы протоплазмы; рост - это не только увеличение сухой массы, но и последующий процесс развития | https://www.claw.ru/a-natural/bi_5_a14.htm |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методический материал (конспекты образовательной деятельности) по формированию у дошкольников динамических представлений о природе через ознакомление с процессами роста и развития
Конспект проведения образовательной деятельности
В старшей группе
Тема: Беседа об изменениях в природе весной. «Экологическая пирамида».
Программное содержание образовательной деятельности:
1. Познавательная задача. Формировать у детей умение видеть изменения, происходящие в природе весной. Продолжать формировать устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами.
2. Речевая задача. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, рассказывать об услышанном, увиденном, о выполненном действии.
Обогащать словарь:кучевые облака, капель, проталина, нектар, щебетать, опылять; ранняя, поздняя весна; названия пород деревьев; хвойный, лиственный, смешанный лес и др.
Активизировать словарь: небо, солнце, вода; зима, весна, лето, осень; снег потемнел, тает, рыхлый, мокрый; почки, набухают; названия весенних месяцев, ручьи; поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем, кормим и поим; дерево, кустарник; герань, бальзамин и др.
3. Воспитательная задача. Воспитывать у детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Продолжать воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.
Развивающая задача. Развивать речь, внимание, память, воображение.
Материал: стихотворный материал, загадки, картина с изображением леса.
Подготовка: подбор необходимых материалов и оборудования; изучение дополнительной информации по теме.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке и в уголке природы
Дидактическая игра «С какой ветки детка?»
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть в окружающем знакомые деревья и кустарники (дуб, клен, береза, осина, рябина)