Способы придумывания историй




Все об ассоциациях

Понятие ассоциации возникло довольно давно, и в истории его связывают с

именами Платона, который упоминает о случаях припоминания по сходству и смежности, и Аристотеля, который говорил, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктами ассоциации. Аристотеля также считают создателем первой классификации ассоциаций: по сходству, смежности (временной последовательности) и контрасту.

В англоязычной среде слово ассоциация (association) чаще всего трактуется как

более общее понятие - произвольная взаимосвязь различных предметов, событий или

ситуаций.

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни играл в «ассоциации» - популярную коллективную игру, которая имеет множество самых различных вариаций. Самая

простая из них требует поочередно называть (или писать) первое слово, которое придет

в голову. При этом говорить нужно предельно быстро, не раздумывая, чтобы обеспечить эффект спонтанности. Называя ассоциации друг за другом, можно случайно вызвать

смешные и неожиданные реакции, развеселив компанию во время долгой поездки в автобусе. Более сложные варианты игры требуют показывать жестами загаданное слово, вызывая ассоциации на действия ведущего игрока; искать сравнительные аналогии для определения характерных черт известного персонажа; ловить за «хвост» крокодила и т.д.

Ассоциация: Правила игры очень просты: читаем предыдущее слово и пишем к нему первую пришедшую в голову ассоциацию. Ограничения: можно писать только существительные и только по одному слову.

«Ассоциативные переходы».

Цель: Тренировка навыка генерирования направленных ассоциаций.

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает какую-либо пару слов, например, «древесина – мяч» или «небо – чай» и предлагает совершить ассоциативный переход от первого слова ко второму. Например: древесина – лес – поле – футбольное – мяч; небо – земля – вода – пить – чай. Подобный переход осуществляется путем поочередного называния по кругу каждым участником своей собственной ассоциации на слово, т.е. если первый называет ассоциацию на слово древесина, то второй называет ассоциацию на ассоциацию первого. В нашем примере на слово «лес».

Итог: Генерирование ассоциаций для целесообразного их использования в творческом процессе требует некоторых навыков, тренировки, что повышает общий активный репертуар личности. Особенно полезна тренировка для взаимоотнесения (мысленного) разных слов и понятий. Это упражнение является подготовительным для следующего.

 

«Мебельная фабрика».

Цель: Генерирование ассоциаций в творческом процессе, развитие творческого мышления, творческого подхода в решении проблемных ситуаций.

Участникам предлагается вообразить себя конструкторами-дизайнерами мебельной фабрики. Перед ними ставится задача предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента продукции фабрики. Целесообразнее проводить игру в форме соревнования между двумя командами на лучшее творческое решение. Ведущий описывает участникам поэтапную схему действий, необходимых для достижения цепи, координирует и направляет действия команд в ходе игры.

1. Поиск решения – определение синонимов объекта. Синонимами объекта «стул» является «кресло», «табуретка», «пуф».

2. Произвольный выбор случайных объектов (участники могут воспользоваться словарем или просто списком слов, составленным ранее ведущими или ими самими). Например: электролампа, решетка, карман, кольцо, цветок, пляж.

3. Составление комбинаций из слов

«Потерпевшие кораблекрушение».

Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи.

Материалы: Большие бумажные листы, карандаши, копии инструкций. Упражнение потребует 1,5 часа времени. Каждому члену группы дают инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.

Инструкция: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Предположительно, на расстоянии 1000 миль к северо-востоку от Вас находится ближайшая земля.

Ниже дан список 15 предметов, которые уцелели и остались неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочными надувными спасательными плотами (с веслами), способными выдержать Вас, экипажи все перечисленные выше предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек, пять однодолларовых банкнот. Ваша задача – проранжировать 15 перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и т.д. до 15-го – наименее значимого из всех предмета:

- секстант (угломерный инструмент, применяемый в мореходной астрономии);

- зеркало для бритья;

- пятигаллоновая канистра с водой (~20 литров);

- противомоскитная сетка;

- одна коробка с армейским рационом США;

- карты Тихого океана;

- спасательная подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной);

- двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси (~8 литров);

- маленький транзисторный радиоприемник;

- репеллент, отпугивающий акул;

- двадцать квадратных футов непрозрачного пластика (~7 кв.м.);

- одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80° (~1 л.)

- 15 футов нейлонового каната (~5 м.);

- две коробки шоколада;

- рыболовная снасть.

После того, как завершена индивидуальная работа со списком, группе дается 5 минут на выполнение общего задания: «Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми Вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов «ухода от конфликта» как голосование, компромиссные решения.

После оглашения группового решения, руководителю следует привести контрольный список, содержащий оптимальный порядок предметов.

Приложение: Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, а также предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом. Итак:

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовыми банкнотами и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Пятигаллоновая канистра с водой.

4. Одна коробка с армейским рационом США. Основная пища.

5. Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резерв пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, поскольку в данной ситуации «синица в руке» лучше «журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. 15 футов нейлонового каната. Можно использовать для страховки снаряжения и людей.

9. Спасательная подушка. Если возникнет необходимость кого-нибудь спасать.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Одна кварта пуэрториканского рома. Как содержащий 80% алкоголя может использоваться как антисептик. Имеет меньшую ценность, поскольку при употреблении по прямому назначению обезвоживает организм.

12. Маленький транзисторный радиоприемник. Был бы передатчик – важнее нет, а так можно и в конец списка.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь Вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане москиты мешать не будут.

15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Итог: Данное упражнение близко по смыслу к «мозговому штурму», смысл его – в групповом обсуждении творческих задач в обстановке свободного обмена мнениями. Предполагается, что эффективность совместного решения творческой проблемы в некоторых условиях может быть больше, чем в случае индивидуальной, изолированной работы этих же людей. Творческая энергия человека в обычных условиях заперта, но ждет выхода. Роль замков часто выполняют преждевременные критические замечания, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход, рутина, лень воображения, давление мнений авторитетов, привычки, традиции, отсутствие эмоционального подъема.

 

«Задача о коробочках».

Цель: Развитие умения выявлять скрытые свойства или функции предметов, изучение процесса решения проблемной ситуации.

Участнику группы предлагается набор предметов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и дается конкретное практическое задание.

Задание: На двери нужно разместить друг около друга и на заданной высоте три свечи. Среди множества предъявленных предметов есть несколько гвоздей, а также три разные маленькие коробочки размером со спичечный коробок, но разного цвета и расположенные в разных местах стопа.

Решение: Коробочки с помощью гвоздей (или кнопок, если коробочки картонные) прикрепляются к двери, служа подставками к свечам.

Варианты задачи заключаются в явном предъявлении коробочек в качестве материала для решения задачи и неявном, когда они используются в качестве резервуаров для гвоздей, свечей, спичек, кнопок и т.д.

Анализ: Результаты экспериментов показали, что при выполнении практического задания найти неизвестное в проблемной ситуации в два раза труднее, если соответствующий предмет предварительно выступал в своей основной функции («неявный» вариант), чем когда эти функции не были актуализированы.

Данное упражнение демонстрирует один из аспектов общей психологической закономерности обнаружения нового свойства объекта – необходимость включения этого объекта в новую систему связей.

Поэтому тренеру при работе с этими заданиями необходимо приводить как можно большее количество вариантов возможного использования предметов, как явно, так и неявно представленных.

 

Способы придумывания историй

В книге «Грамматика фантазий» Джанни Родари рассказывает о том, как случайно выбранное слово может запустить механизм придумывания историй.

1 способ

Возьмём любое слово (например, камень). А теперь подберём слова, которые начинаются на эту же букву. Используя эти слова, можно придумать рассказ. Они будут ключевыми.

2 способ. Теперь подберём слова, которые начинаются с первого слога слова камень.

3 способ. Подберём к слову камень слова, которые тоже обозначают материал. Эти слова заставляют работать наше воображение.

4 способ. Подберём слова, которые начинаются с каждой буквы слова камень, чтобы получилось предложение.

5 способ. Возьмём слова пёс и шкаф и придумаем словосочетания. Например, пес со шкафом, пёс на шкафу, пёс в шкафу. Каждое из этих словосочетаний может служить основой рассказа. Вот что получилось у самого Джанни Родари.

По улице бежит пёс со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда её таскает на себе, как улитка раковину.

 

Буриме

БУРИМЕ (франц. bouts rimes — рифмованные окончания) — стихи, которые пишутся на заданные рифмы. Классические правила Б. следующие:
1. рифмы должны быть по возможности необычными и заключать разнородные понятия;
2. вариация рифм не допускается;
3. тема стихотворения определяется заранее.

Пример

заданные рифмы:

воздух - отдых
игра - топора

недуг - досуг
земля - рубля

Избу не возвести без друга- топора,
И труд иной порою просто отдых,
Работа- радость мне: весёлая игра,
Когда в лицо - удачи свежий воздух.

Болезни я отверг, мне незнаком недуг.
Не трачу на лекарства ни рубля.
Дорогой под ноги мне стелится земля:
Природа для меня - лекарство и досуг.

Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнёр видел только шею и дорисовал туловище и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: