Точная локализация бинду менее определенная, чем у других чакр, и найти ее труднее. Когда посредством йоговских упражнений развивается внутренний звук, местоположение бинду можно найти по тому месту, куда уходит звук. Для этого можно использовать различные упражнения: бхрамари пранаяма, мурчха пранаяма, ваджроли мудра и йони мудра. Бинду тесно связана со свадхистана-чакрой в силу того, что деление на мужское и женское начало физически представлено сексуальной функцией свадхистана-чакры. Материальный союз спермы и менструаций — прототип союза души и сверхдуши.
Мурчха пранаяма
Сидя в позе сидхасана, сделайте кхечари мудра. Выполните уджайи пранаяма, отклоняя голову назад, сделайте шамбхави мудра. Вдохните медленно и глубоко, следите, чтобы голова была немного отклонена назад в конце вдоха. Задержите дыхание как можно дольше, поддерживая шамбхави мудру и удерживая внимание на бинду. В конце выдоха голова наклонена вперед, глаза закрыты. Выйдите из кхечари мудры, расслабьтесь и дышите нормально. Почувствуйте, как сознание становится светлым и спокойным. После некоторого отдыха сделайте еще один цикл, а всего 10 или более, пока не почувствуете слабость. Затем нужно остановиться, иначе можно потерять сознание. Это упражнение — хороший способ избавиться от ненужных ощущений (пратьяхар).
Ваджроли с бинду
Сразу же после мурчха пранаяма следует выполнять ваджроли. Выполняйте ваджроли, повторяя в уме слово «свадхистана». Теперь переместите свое внимание со свадхистаны на бинду посредством сушумна и почувствуйте, как сексуальная энергия объединяется с ее источником в бинду. Про себя повторяйте слово «бинду». Затем вернитесь в свадхистану и освободите ваджроли мудру. Повторите все сначала и сделайте еще 25 полных циклов.
Бхрамари и бинду
Делайте бхрамари пранаяма в течение некоторого времени, держа уши закрытыми и концентрируясь только на внутреннем звуке. Может так случиться, что сначала вы не услышите этот звук, но постепенно вы его обнаружите, так как он станет громче и громче. Уловив звук, слушайте его. После некоторой практики вы услышите еще звук. Сосредоточьте на новом звуке свое внимание. Повторите процесс и, возможно, вы обнаружите еще слабый звук, на котором надо сосредоточить внимание. Продолжайте упражнение и постепенно увеличивайте время. Ваше восприятие многократно усилится.
Йони мудра
Это более сложное упражнение по сравнению с бхрамари и требует предварительной подготовки. Сидя в позе сидхасана, закройте уши большими пальцами, глаза — указательными, ноздри — средними, а рот —мизинцами, поместив один на верхнюю, а другой на нижнюю губу. Семь врат восприятия должны быть закрыты без сильного нажима, но плотно. Сделайте глубокий вдох, отпуская средние пальцы. Попытайтесь услышать звуки, исходящие из бинду, из середины головы или правого уха. Как можно дольше задержите дыхание, затем выдохните. Затем сделайте это упражнение столько раз, сколько сможете. Всякий раз, когда вы слышите новый звук, вы должны переключить на него внимание с прежнего звука. В конечном итоге вы услышите много звуков, но должны найти особый звук, на котором вам надо сосредоточиться. Бинду будет обнаружен, и вы будете вознаграждены.
Сахасрара
Сахасрара (венец) буквально означает «одна тысяча». На самом деле это не чакра, так как она не существует в физической форме, она находится над головой, в то время как чакра существует в психофизическом измерении и связана с нервным сплетением.
Сахасрара означает: объединенное сознание, тишина и космическое сознание; она проявляется как вибрации и прохладный ветер. Ее положительными аспектами являются: выход за пределы двойственного сознания и трех качеств материи (гуны): тамас (инерция), раджас (активность) и саттва (чистота). Её отрицательным аспектом является отсутствие веры в Бога.
Сахасрара — это кульминация движения кундалини вверх через все чакры, на что нацелены все направления йоги. Ее добродетель бесконечна, и она может быть представлена лотосом с тысячью красными или разноцветными лепестками. Она есть бесконечная пустота (шуньяия) и Брахман; у нее есть форма (сакар) и нет формы (ниракар). Ее нельзя описать словами, так как слова есть своего рода ограничение. Когда Шакти и Шива встречаются, происходит слияние в одно целое, и начинается процесс самореализации через определенные ощущения. Практикующий испытывает смерть своего «я» (индивидуальности), и это описано многими йогами.
Как только теряется индивидуальность, всё — сам созерцатель, объект созерцание и образ — сливается в «единое высшее сознание». Я разделяю все состояния сознания на три стадии: хаос, смерть, воскрешение. Состояние самадхи можно назвать по-разному: нирвана, просветленность, самореализация, космическое сознание.
В тантре кундалини рассматривается с эмоциональной точки зрения, в то время как в раджа-йоге, в сутрах Патанджали то же самое рассматривается с интеллектуальной точки зрения. Во времена написания Патанджали его известных йога-сутр около 6 века до нашей эры, когда существовал Будда, сильной критике подвергались паранормальные способности, так как считалось, что они препятствуют духовному развитию. Вот почему Патанджали нигде не упоминает о кундалини и ее силе и использует другую терминологию. Он классифицирует самадхи на три категории: савикальпа (колеблемая), асампрагьята (без осознания) и нирвикалъпа (неколеблемая). Состояние, адекватное пробужденным чакрам от муладхары до аджны, соответствует савикальпа самадхи, а состояние, адекватное пробуждению сахасрары, соответствует нирвикальпа. В аджне заканчивается савикальпа и начинается нирвикальпа, приводя к просветлению в сахасраре.
Равно как нельзя сказать, когда заканчивается детство и начинается юность, нельзя сказать, когда заканчивается савикальпа и начинается асампрагьята, и также неизвестно, когда заканчиваетя асампрагъята и начинается нирвикальпа. Это непрерывный процесс перехода одного состояния в другое. В этой связи я полностью разделяю взгляды Свами Сатьянанда Сарасвати.