Цур-Царь Кирилл Владимирович




Научный руководитель: Петрова Светлана Сергеевна,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

kirill.czurczar@mail.ru

Формирование здорового образа жизни у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Аннотация: в статье проанализирована проблема представлений о формировании здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обозначена значимость правильного отношения к своему здоровью, исследованием авторов выявлен ряд особенностей социально-психологической адаптации младших школьников.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, вредные привычки, мотивация, психолого-педагогические условия.

В настоящее время наблюдается тенденция формирования культуры здорового образа жизни и здоровьесбережения. В таком случае необходимо создание здоровье-сберегающей образовательной среды, которая будет направлена на укрепление и охрану здоровья учащихся. Это предполагает внесение изменений во всех направлениях развития ребенка и обеспечение физического, психического и социального благополучия, что особенно значимо в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся.

Проблема формирования здорового образа жизни представлена в исследованиях во второй половине ХIX – начале ХХ века..

К. Д. Ушинский, говоря о значимости здорового образа жизни, на первое место ставил задачу по формированию устойчивой мотивации учащихся к его ведению. Чтобы добиться желаемой мотивации, по его мнению, нужно создать условия глубокой теоретической подготовки по вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья.

По мнению П. Ф. Лесгафта физическое воспитание имеет особое значение в процессе формирования здорового образа жизни, выступающего важнейшим средством всестороннего развития личности. Он считал, что «оно тесным образом связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, что отражает квинтэссенцию понятия здоровый образ жизни»[8].

В трудах В. А. Сухомлинского, которые касаются вопросов формирования здоровой личности, важная роль отдается личному примеру взрослых людей, на которых в повседневной жизни учащиеся непосредственно обращают внимание, берут с них пример. По его мнению, когда учащиеся видят, какую пользу от здорового образа жизни они могут получить, тогда данный опыт будет воспроизводиться. Поэтому следует, что детям нужно постоянно показывать такие примеры.

Формирование представлений о здоровом образе жизни является психолого-педагогической проблемой, особенно в те периоды жизни человека, когда кардинально меняется образ его жизни. Так, поступление ребёнка в школу вносит серьезные изменения в его образе жизни[8].

С началом учебной деятельности для детей в их жизни наступает ответственный период. Из-за высокого уровня предъявляемых требований насыщенности обучения у детей часто возникают: неспокойность, утомляемость, неуверенность в себе, в своих силах, знаниях. Особенно остро для них ощущается неуспех в школе. Что в свою очередь может провоцировать неуспеваемость развития психических процессов, не исключая тот факт, что это может привести к нескольким проблемам, в связи с этим могут сформироваться негативные черты характера и даже могут возникнуть психические и психологические травмы[3].

Одновременно с вышеописанными проблемами может возникать дислокация гармонии между ребёнком и социумом, которая может быть спровоцирована высокой тревожностью ребенка, боязни проверки знаний и получения не тех ожиданий окружающих. Соответственно, есть вероятность возникновения отклонений в психологическом здоровье, и как следствие, в психическом[5].

Кроме того у детей в данном возрасте возникает ряд таких вредных привычек, как желание грызть ногти, частое жевание различных конфет, «перебивание» аппетита чипсами и сухариками на переменах, шоколадными батончиками и что популярно сегодня энергетических напитков. Несомненно, что растущий организм требует пополнения энергетических запасов, но различные шоколадные батончики, чипсы и другой фаст¾фуд могут стать причиной ожирения в детском возрасте, вызвать заболевания пищеварительной и других систем. Это же относится и к сладким газированным напиткам. Современный ребёнок также очень активно в младшем школьном возрасте начинает пользоваться техническими средствами: смартами, компьютерами, планшетами. Предоставление возможности доступа к огромному массиву информации это, несомненно, большой плюс. Современные компьютерные программы позволяют делать учебный процесс интересным: здесь есть место для создания презентаций, оформления творческих проектов, работы с фотографиями, текстами, таблицами. И даже новый Федеральный государственный образовательный стандарт определил, что школьники должны быть компетентными в области коммуникативных и информационных технологий. Вместе с тем, виртуальный мир и множество социальных обществ буквально затягивают человека, отгораживая от реальности и окружающего мира. Заменяя общение с друзьями и близкими людьми вживую, техника становится искусственным молчаливым спутником для детей младшего школьного возраста, оказывая влияние на психологическое состояние и формируя различные комплексы общения[4].

Несмотря на то, что на сегодняшний день единых представлений о структуре здорового образа жизни в научной литературе не выработано, классическими слагаемыми здорового образа жизни являются:

¾ ритмичность в труде и отдыхе, в жизни (режим дня);

¾ оптимальный двигательный режим;

¾ рациональное питание;

¾ умение бороться с негативным влиянием стресса;

¾ тренировка иммунитета и закаливание;

¾ отказ от здоровьеразрушающих привычек (аддикций).

В таком случае целесообразно начать формировать и прививать у ребенка мотивацию на здоровье и ориентацию его на здоровый образ жизни в младшем школьном возрасте. А.В. Запорожец отмечает, что «в данный период у детей проявляется пытливое отношение к окружающему миру, формируется наблюдательность, повышается активность»[1]. Т. А. Тарасова упоминает о том, что «в условиях ухудшения экологической обстановки, увеличения числа больных людей, начиная с рождения, важно уже с дошкольного возраста начинать учить ребенка управлять своим здоровьем».

Более того, как считают многие исследователи: именно младший школьный возраст служит сенситивным периодом формирования ценностного отношения к своему здоровью[2]. Об этом свидетельствуют исследования по изучению соподчинения мотивов, проведенные А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Е. О. Смирновой, И. Ю. Кулагиной изучение особенностей психического развития детей Д. Б. Эльконина изучение формирования произвольного поведения Л. Ф. Обуховой, изучение развития самосознания Г. А. Урунтаевой.

Исходя из этого мы пришли к мнению, что в образовательном учреждении должны осуществляться два ведущих направления психолого-педагогической деятельности по формированию ЗОЖ:

¾ создание необходимых(оптимальных) условий внутренней среды образовательной организации – микросоциальной (гуманистические отношения, «теплый» психологический климат, творческая обстановка и установка активных жизненных позиций), через совместную деятельность и общение учащихся и педагогов в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Зверев, А.В. Мудрик и др.)

¾ обеспечение психолого-педагогических условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Т.М. Давыденко, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн и др.)[5].

В образовательной организации работу по формированию представлений об основах здорового образа жизни должны вести классные руководители, учителя по всем предметам, а также социальные работники, медицинский персонал, школьные психологи[5].

Психологическое сопровождение обучающихся начальной школы проводится в период всего учебного года, включая взаимодействие педагогов и узких специалистов (педагогами физического воспитания, классных руководителей, медицинских работников). Каждый из этих специалистов заинтересован в формировании здоровой личности младшего школьника в плане физического и психологического развития. Формирование представлений о здоровом образе жизни обуславливает работу всех субъектов образовательного процесса. Родители так же выполняют воспитательные задачи. Поэтому не ограничиваясь рамками образовательной организации, к решению данных задач необходимо привлекать родителей[6].

Установка тесных взаимосвязей субъектов образовательного процесса и выстраивание налаженной системы работы психолога со всеми участниками образовательного пространства младших школьников позволит решить проблемы, касающиеся психического, физического, нравственного и социального здоровья детей.[7].

Важность создания психолого¾педагогичеких условий для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе объясняется необходимостью сохранения и укрепления социальной, психологической и физической составляющих здоровья младших школьников.

Таким образом, воспитание у детей положительной мотивации на здоровье, ориентация их жизненных интересов на здоровый образ жизни ¾ это в первую очередь, психолого-педагогическая проблема. Так как значимость создания психологических условий для реализации принципа здоровьесбережения в начальной школе обусловлена необходимостью сохранения и укрепления социальной, психологической и физической составляющих здоровья младших школьников.

 

 

Список литературы:

1. Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова Н.С. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1985.

2. Давыдова, М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие [Текст] / М.В.Давыдова, - Челябинск, «Искра-Профи», 2013. – 101с.

3. Зайцев, Г.К. Уроки Айболита: учеб.пособие для детей младшего школьного возраста [Текст] / Г.К.Зайцев; под ред. В. В. Колбанова – С.-Петербург: Изд-во Детство-Пресс, 2006. – 40с.

4. Малафеева, С.Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников [Текст] / С.Н. Малафеева, Н.А. Вершинина – №2

5. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для вузов [Текст] / Е.Н.Назарова,Ю.Д.Жилов. – М.: Академия. – 2007. – 255с.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2015. - 342 с.

7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 237 с.

8. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.-Воронеж: Ин-т практич. психологии; МОДЭК, 2007. - 416 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: