семинарского занятия по т. № 14




План

Семинарского занятия по т. № 13

«Финансовая система и бюджетно-налоговая политика государства»

Вопросы к обсуждению:

1. Что такое бюджетная система? Из каких бюджетов она состоит в РФ? Показатели какого из двух бюджетов – федерального бюджета или бюджета расширенного правительства – лучше всего отражают макроэкономическую ситуацию в стране? Почему?

2. Проанализируйте преимущества и недостатки налога на доходы физических лиц с «плоской» и прогрессивной шкалой. По какой шкале предпочтительнее взимать данный налог? Целесообразно ли введение регрессивной шкалы для данного налога?

3. В результате падения мировых цен на экспортные сырьевые товары доходы расширенного бюджета сократились. Что лучше – заместить выпавшие доходы дополнительными налогами или денежными займами? Или лучше сократить государственные расходы? Или пополнить доходы за счет приватизации государственного имущества? Обсудите преимущества и недостатки каждого из четырех способов применительно к российской экономике.

4. Верно ли утверждать, что государственный долг является порождением допущенных в прошлом бюджетных дефицитов? Объясните почему. Какого правила необходимо придерживаться, чтобы избегать накопления государственного долга?

5. Существуют ли разумные границы для величины государственного долга? Чем они определяются?

Задачи для самостоятельного решения:

 

1. Согласно прогнозу чистые налоговые поступления в первый год составят 160, а во второй год – 110 ден.ед. В начале первого года государственный долг равен 200 ден ед. Государство ставит перед собой задачу сократить долг к концу второго года на 10 %. Процентная ставка – 5 %.

Если государство планирует в течение этих двух лет поддерживать свои расходы на одном уровне, каков он? Чему равен первичный дефицит (профицит) бюджета каждого года? Какова величина долга после первого года? Каковы процентные расходы в каждом году?

2. Государственный долг за год увеличивается от 200 до 220 ден.ед. Первичный профицит бюджета в этом году равен 10 ден.ед. Чему равен темп самовозрастания долга (%)?

3. К началу очередного года у государства имеется долг в размере 300 ден. ед. Процентная ставка по долгу – 5% годовых. Ожидаемый рост ВВП – 3% за год.

При какой величине первичного профицита бюджета (в ден.ед.) величина госдолга не изменится?

 

Литература:

1. Басовский Л. Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 202 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).

2. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Макроэкономика - 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / под ред. Г. П. Журавлевой. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 920 с. - ISBN 978-5-394-01290-7.

3. Золотарчук В.В. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 557 с.

4. Косов Н. С. Макроэкономика/Н.С.Косов, Н.И.Саталкина, Ю.О.Терехова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 264 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).

 

 

План

семинарского занятия по т. № 14

«Инфляция и безработица в рыночной экономике»

 

Вопросы к обсуждению:

1. Что такое безработица? Рассмотрите правила статистического учета безработицы. Обратите внимание на недостатки этих правил. Какими показателями принято измерять безработицу?

2. Опишите взаимосвязь между циклами ВВП, безработицы и инфляции.

3. Что такое естественная безработица? Почему даже в успешно функционирующей экономике всегда существует некоторый уровень естественной безработицы?

4. Раскройте содержание закона Оукена. Какие негативные последствия вызывает циклическая безработица?

5. Объясните различие между оригинальной кривой Филлипса и ее неокейнсианской версией. Каким образом стагфляция повлияла на изменение теоретических представлений о зависимости между безработицей и инфляцией?

 

Задачи для самостоятельного решения:

 

1. Численность населения в возрасте 15–72 года составляет 82 млн чел., из них занято в экономике 43 млн чел. Уровень безработицы 8%. Определите численность: а) безработных; б) экономически активного населения; в) экономически неактивного населения.

 

2. Потенциальный ВВП равен 100 ден. ед., фактический ВВП – 110 ден. ед. Фактический уровень безработицы 5%. В результате рецессии производство ВВП сокращается на 6%. На сколько процентных пунктов в этом случае увеличится уровень безработицы, если коэффициент Оукена равен 2?

 

3. Уравнение кривой Филлипса имеет вид π𝑡 = π𝑡−1 − 0,5(𝑈𝑡 − 8). Определите: а) при каком уровне фактической безработицы инфляция замедляется со скоростью 2 процентных пункта за один период;

б) на сколько процентных пунктов замедлится инфляция, если циклическая безработица увеличится на 3 п.п.; в) чему равен уровень безработицы, не вызывающий ускорения инфляции (NAIRU)?

Литература:

1. Басовский Л. Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 202 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).

2. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Макроэкономика - 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / под ред. Г. П. Журавлевой. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 920 с. - ISBN 978-5-394-01290-7.

3. Золотарчук В.В. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 557 с.

4. Косов Н. С. Макроэкономика/Н.С.Косов, Н.И.Саталкина, Ю.О.Терехова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 264 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: