Рекомендованной основной литературы, имеющейся в библиотеке




СмолГУ

№№ 1,2,4,6,7,8,9,10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 27.

 

Список

Рекомендованной дополнительной литературы, имеющейся в

Библиотеке СмолГУ

№№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15.

 

 

Социология общественного мнения как органический элемент системы социологического знания, изучающая закономерности и механизмы возникновения, формирования, функционирования и способы ценностно-оценочного отношения людей к актуальным проблемам общественной жизни. Принципы и методы социологии – фундаментальная основа развития теории и практики общественного мнения.

Природа общественного мнения. Единство социологического и гносеологического подходов к анализу общественного мнения. рациональное, эмоциональное, волевое начала в общественном мнении.

Содержание категорий "мнение", "общественное мнение". Их соотношение с категориями: "сознание", "общественное сознание", "практика". Общественное мнение в структуре общественного

 

сознания. Особенности трансформации общественного сознания в России.

Основные структурные компоненты общественного мнения как целостной системы.

Потребности и интересы, их ценностно-установочное преломление в сознании и действиях людей как определяющие факторы формирования и функционирования общественного мнения.

 

Тема III. История изучения общественного мнения

Античная философская мысль о феномене общественного мнения. Оценка объективности общественного мнения софистами и представителями школы Сократа.

Возникновение термина "общественное мнение" в эпоху феодализма (Д. Солсбери).

Изучение феномена общественного мнения в эпоху Возрождения и Нового Времени. Н. Макиавелли о роли общественного мнения в государственной жизни. Английские философы – материалисты Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк об общественном мнении как отражении социальных потребностей. Зависимость деятельности правительства от суждений народа в трактовке французского просветителя Ж.-Ж. Руссо. Г. Гегель о структурных элементах общественного мнения (условия существования, объект, носитель общественного мнения, характер суждений, соотношение "всеобщего" и "особенного").

Проблематика общественного мнения в работах российских и зарубежных мыслителей на рубеже Х1Х – ХХ веков.

Французский социолог Г.Тард о публике как творце общественного мнения. Немецкий юрист Ф.Гольцендорф о безличности общественного мнения. Русский социолог В.М. Хвостов об опосредованности общественного мнения интересами социальных групп, о взаимоотношениях общественного мнения и политических партий.

Отечественная школа изучения общественного мнения (20-е годы ХХ века – настоящее время).

 

Тема IV. Современные социологические центры изучения

Общественного мнения

Возникновение негосударственных институтов изучения общественного мнения в 30–е годы ХХ века. Американский институт общественного мнения Дж. Гэллапа. Первые регулярные опросы общественного мнения США. Информационное агентство США (USIA) как первое правительственное учреждение, занимающееся зондированием общественного мнения. создание ассоциаций, координирующих деятельность исследовательских центров с целью достижения идентичности представляемых результатов.

Центры изучения общественного мнения в Германии. Их связь с монополиями, партиями, правительственным аппаратом. Разновидности применяемых опросов.

Государственные институты во Франции. Ориентации на политическую жизнь страны.

Социологические центры общественного мнения в СССР и современной России. Институт общественного мнения Б.А. Грушина как первый исследовательский центр в стране (1960г.).Ведущие научные коллективы в современной России. Основные направления их научной деятельности.

 

Тема V. Субъект общественного мнения

Понимание субъекта общественного мнения как его носителя и выразителя. Индивид, социальные группы, общество: их место и специфические роли в качестве субъектов общественного мнения. Множественность и разновидность субъектов общественного мнения. Социальная база разнообразия мнений.

Проблема монизма и плюрализма общественного мнения, "большинства" и "меньшинства", единодушия и расхождения мнений.

Типология субъектов общественного мнения в социально-дифференцированном обществе. Их общие и особенные характерные черты, определяющие отношение к объекту мнений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: