Основные этапы стратегического менеджмента.




УТВЕРЖДАЮ

Директор РИ (филиала) МГОУ

профессор И.Г. Панков

________________________

"____" ____________ 2011 г.

 

ПРОГРАММА

Проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507

«Менеджмент организации»

По кафедре «Экономика, менеджмент и маркетинг»

На 2011 – 2012 учебный год

 

 

Рязань 2011

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К выпускникам специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

Требования к обязательному минимуму содержания знаний, умений и навыков по подготовке экономиста – менеджера определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 17.03.2000г.

Выпускник по специальности 080507 «Менеджмент организации» должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно – правовых форм с учетом отраслевой специфики.

Выпускник должен:

Знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики;

- законодательные и нормативно - правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах; стандарты бухгалтерского учета; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

- статистические методы исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, трендов и циклов, моделирования и прогнозирования развития социально – экономических процессов;

- цели и концепции управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства;

- процессы управления: целеполагание и оценка ситуации; принципы принятия и реализации управленческих решений;

- стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга;

- виды цен, и особенности их применения в условиях конкурентной среды;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- организационную структуру управления предприятием и его производственную структуру, учитывая специфику машиностроительной отрасли;

- отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и

- оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформления технической документации;

- основной и оборотный капитал предприятия;

- кадровый потенциал предприятия и категории промышленно – производственного персонала;

- затраты на производство и реализацию продукции и направления их оптимизации;

- условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции; порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;

- основы экономики и социологии труда;

- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате;

- организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;

- организацию производства на предприятиях отрасли; направления технической подготовки производства; организацию инструментального обслуживания и материально-техническое обеспечение производства; управление материальными запасами; организация процесса освоения производства новой продукции;

- сущность и функции планирования; цели, задачи, основные принципы и методы планирования; система планов и их взаимосвязь;

- понятие инвестиций; направления инвестиционной деятельности предприятия;

- направления оптимизации бюджета капитальных вложений;

- сущность и цели предпринимательской деятельности в современных условиях;

- организацию, нормирование и оплату труда на предприятиях отрасли;

- экономическую сущность финансов и источники формирования финансовых ресурсов предприятия;

- содержание и задачи анализа и диагностики финансово – хозяйственной деятельности предприятия;

- методику проведения анализа и диагностики финансово – хозяйственной деятельности предприятия;

Уметь

- рассчитывать основные экономические показатели, характеризу -

ющие деятельность предприятия;

- проводить расчет экономической и социальной эффективности инвестиций;

- рассчитывать нормы затрат труда и анализировать их качество;

- рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации производственного процесса на предприятии;

- формировать бизнес – план предприятия с учетом отраслевой специфики предприятия:

- проводить комплексный анализ и диагностику результатов производственно – хозяйственной деятельности предприятия и оценку его рыночных позиций;

Иметь навыки:

- самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- построения рациональной организационной структуры управления предприятием;

- профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- принятия управленческих решений с учетом фактора неопределенности;

- применения информационных технологий для решения экономических задач на предприятии;

- разработки нормативов по труду;

- определения экономической эффективности хозяйственной деятельности, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствования систем организации и управления;

- анализа, обобщения и подготовки обзора по вопросам профессиональной деятельности;

- организации работы с документацией, содержащей конфиденциальные сведения.

 

Иметь представление:

- о структурах и тенденциях развития отечественной и мировой экономики;

- о системах информационного обеспечения управления;

- о математических методах и моделях расчета экономической эффективности производственно – хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях.

 

 

 

2 программные вопросы

для подготовки студентов выпускного курса к итоговому

междисциплинарному экзамену по специальности 080507 «Менеджмент организации»:

 

«Экономика отрасли»

1.Предмет и задачи дисциплины. Особенности строительной отрасли.

2.Организационные формы капитального строительства.

3. Стадии проектирования и ПСД.

4.Особенности строительного рынка.

5.Подрядные торги в строительстве.

6. Основные и оборотные фонды в строительстве.

7. Строительные организации в составе холдингов и ФПГ.

8. Оценка экономичности проектных решений. Основные направления повышения экономической эффективности проектных решений.

9. Основные направления технического прогресса в строительстве.

10. Материально-техническое обеспечение строительства. Основные показатели использования строительных ресурсов.

 

«Стратегический менеджмент»

 

Основные этапы стратегического менеджмента.

2.Преимущества и недостатки стратегического менеджмента.

3. Стратегия инновационных предприятий.

4. Стратегия отраслей, переживающих спад.

5. Планирование реализации стратегии

6.Сущность внутреннего анализа и его роль в разработке стратегии.

7. Модернизированная матрица - Бостонской консультационной группы.

8. Матрица Мак-Кинси «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция»

9. Понятие, цели и виды диверсикации.

10. Критерии выбора стратегических альтернатив.

«Инновационный менеджмент»

1. Инновационный менеджмент – возникновении, становление и основные черты.

2. Формы инновационного менеджмента: венчурное предпринимательство, фирмы – патиенты, фирмы – виоленты.

3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

4. Экспертиза инновационных проектов.

5. Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности.

6. Государственное регулирование инновационной деятельности.

7. Организация инновационного менеджмента.

8. Фундаментальные исследования и прикладные разработки.

9. Нововведения как объект инновационного управления.

10. Управление освоением новшеств.

 

«Маркетинг»

1.Маркетинг в системе управления предприятием. Комплекс маркетинга.

2.Информация как основа принятия маркетинговых решений.

3.Реализация концепции целевого маркетинга на предприятии: сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке.

4.Управление жизненным циклом товара.

5.Управление товарным ассортиментом.

6.Каналы распределения: виды, критерии выбора и управление.

7.Комплекс маркетинговых коммуникация, его состав и использование отдельных средств воздействия на потребителя в современных условиях.

8.Ценовая политика в маркетинге: основные факторы, оказывающие влияние на формирование уровня цен, цели и этапы ценообразования.

9.Маркетинговые стратегии установления цен на новые товары.

10. Маркетинговая и сбытовая концепция в деятельности предприятия, их эффективность в современных условиях.

 

«Экономика предприятий стройиндустрии»

1. Сущность строительства как важнейшая отрасль материального производства.

2. Субъекты правособственности в строительстве. Приобретения правособственности.

3. Структура сметной стоимости строительных и монтажно-строительных работ.

4. Фактор времени в строительстве.

5. Оценка эффективности инвестиционного проекта в строительстве.

6. Стадии проектирования и содержание проектной документации.

7. Оценка экономичности проектных решений.

8. Основные направления повышения экономической эффективности проектных решений.

9. Классификация структуры основных фондов в строительстве.

10. Физический моральный износ. Амортизация основных фондов.

«Экономика реконструкции зданий и сооружений»

11. Проблемы реконструкции в экономической науке и практике.

12. Текущее и перспективное планирование ремонта зданий и их реконструкции.

13. Социально-экономическая эффективность затрат на реконструкцию.

14. Система технико-экономических показателей проектных предложений.

15. Финансирование капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений.

 

«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия »

1. Показатели динамики объема производства. Анализ ритмичности и оценка выполнения договорных обязательств.

2. Комплексная оценка соотношения интенсивных и экстенсивных факторов в развитии предприятия

3. Постоянные и переменные затраты. Условия маржинального анализа, маржа покрытия. Выявление и оценка резервов снижения себестоимости.

4. Запас финансовой устойчивости по операционному левереджу (зона безопасности), коэффициент операционной устойчивости.

5. Направления анализа использования трудовых ресурсов на предприятии.

6. Анализ структуры имущества предприятия и источников его формирования.

7. Факторы повышения рентабельности активов предприятия (на примере модели Дюпона).

8. Анализ показателей эффективности использования оборотного капитала.

9. Платежеспособность предприятия, её оценка по агрегированному балансу.

10. Понятие ликвидности. Коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности.

11. Анализ величины собственных оборотных средств. Типы финансовой устойчивости.

12. Эффект финансового рычага.

13. Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

14. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета.

15. Свойства счетов бухгалтерского учета.

«Финансовый блок: финансы и кредит, операция с ценными бумагами»

1. Финансы - общее понятие.

2. Экономическая сущность и функции финансов.

3. Финансовые ресурсы. Источники формирования финансовых ресурсов.

4. Финансовая политика государства.

5. Финансовый контроль.

6. Бюджетная система.

7. Структура доходов и расходов бюджета.

8. Кредит – общие понятия.

9. Сущность и функции кредита.

10. Формы и виды кредита.

11. Виды страхования.

12. ЦБ - главное звено кредитной системы. Функции ЦБ.

13. Операции коммерческого банка

14. Формы коммерческих кредитов.

15. Межбанковские валютные биржи.

16. Ценные бумаги – общие понятия.

17. Фондовая биржа. Фондовые операции.

18. Фьючерская биржа.

19. Технический анализ рынка ценных бумаг.

20. Хеджирование и спекуляция.

«Сметное дело и ценообразование в строительстве»

1. Общие положения по определению сметной стоимости объектов строительства.

2. Структура сметной стоимости. Структура прямых затрат.

3. Определение накладных расходов на стадии проекта и рабочей документации с использованием ресурсного метода.

4. Нормы и методы определения сметной прибыли.

5. Определение сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

 

«Организационное поведение»

1.Предмет, объект и методы исследования в организационном поведении. Основные проблемы организационного поведения.

2. Основные виды изменений в организации. Принципы сопротивления изменениям. Принципы организации работ при внедрении нововведений.

3. Влияние национальной культуры на культуру организации. Модели Хофстенда, Лэйна и Ди Стефано.

4. Модели проектирования работ в организации.

5. Понятие организационной культуры, её свойства и функции. Факторы, влияющие на формирование организационного климата.

«Управление персоналом»

1. Понятие, структура персонала предприятия и его классификация.

2. Система управления персоналом.

3. Экономические методы управления персоналом.

4. Понятие и содержание кадровой политики.

5. Кадровый контроль и кадровый контроллинг.

6. Теории мотивации персонала в организации.

7. Отечественные и зарубежные концепции обучения персонала.

8. Понятие, задачи и методы деловой оценки персонала.

9. Технология проведения аттестации персонала.

10. Коммуникации, их классификация. Направления и цель организации эффективного коммуникационного процесса в организации.

 

«Антикризисное управление»

1. Объект и предмет антикризисного управления.

2. Кризисы в социально – экономическом развитии.

3. Кризисы в развитии организации (предприятия).

4. Роль государства в антикризисном управлении.

5. Технологии антикризисного управления.

«Управленческие решения»

1. Основные свойства информации и их роль при разработке управленческих решений.2. Роль информации в разработке управленческих решений.3. Эффективность неформальных решений.4. Основные элементы процесса принятия управленческих решений.5. Модели, методология и организация процесса разработки управленческих решений.6. Целевая ориентация управленческих решений.7. Анализ альтернатив действий.8. Среда принятия управленческих решений и ее влияние на реализацию альтернатив. 9. Информационные технологии в принятии управленческих решений.10. Эффективность управленческих решений: понятие и оценка.11. Контроль реализации управленческих решений. 12. Управленческие решения и ответственность. 13. Связь между понятиями процесс управления и технология управления.14. Понятие проблемы в реальной практике разработки управленческого решения.15. Состав характеристик, дающих наиболее полное представление о качестве управленческого решения.

16. Определение и анализ риска в процессе принятия решений?

17. Цели, задачи и принципы прогнозирования.

18. Преимущества и недостатки нормативного метода прогнозирования.

19. Организации работ по прогнозированию управленческого решения.

20. Чем характеризуются условия неопределенности при принятии управленческих решений? Каковы преимущества принятия управленческих решений в условиях определенности?

«Управление качеством» 1. Показатели качества продукции.2. Методы оценки уровня качества продукции.3. Экспертные методы оценки показателей качества. Организация экспертизы.4. Экономические проблемы качества. Классификация затрат на качество.5. Методы анализа затрат на качество продукции. Функционально-стоимостной анализ (ФСА). 10

Программа для проведения итогового междисциплинарного экзамена составлена преподавателями кафедры ЭММ РИ (филиал) МГОУ

Зав. кафедрой ЭММ, к.э.н., доц.

 

«18 » октября 2011 г. ___________ Н.А.Кудрова

 

Программа проведения итогового междисциплинарного экзамена рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ЭММ РИ (филиал) МГОУ

«18 » октября 2011 г. Протокол № 3

 

Зав. кафедрой ЭММ

к.э.н., доцент _________ Н.А.Кудрова

 

СОГЛАСОВАНО:

Зам директора по учебной работе

доцент _________ В.И.Педан

 

 

Программа утверждена на заседании Ученого совета Рязанского института (филиала) МГОУ

«26 » октября 2011 г. Протокол № 2

Ученый секретарь совета

к.ф-м.н., доцент __________ Г.И. Мельник

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: