Мамушкина Юлия Михайловна, студентка группы АРХ-109




Эстетика инфернальной архитектуры.

Формирование образа современного крематория

Мамушкина Юлия Михайловна, студентка группы АРХ-109

Инфернальная архитектура, крематорий, традиции захоронения, эстетика современного погребения, колумбарий, мемориальный парк, мемориальные сооружения.

Многие факторы предопределяют возвращение, развитие и формирование мемориальной архитектуры. Переход к забытым традициям предания тела огню давно уже постиг все современные державы мира. Автор данной статьи выделяет основные принципы формирования образа современного крематория.

The Formation and development of memorial architecture depend on many factors. The old tradition of committing to the flames becomes popular in many countries nowadays. The author of this article singles out the main principles of the modern crematorium.

Смерть. Дьявольски завораживающая, неизвестная, таинственная, неосязаемая. Каждый сам для себя решает, боится он ее, нет, ждет после смерти его расплата, ад или рай, перерождение души или это просто конец существованию. В любом случае, придется родственникам, друзьям, близким проводить человека в последний путь. Вся необходимая атрибутика сейчас не редкость, все можно купить. Начиная от земли в «царстве мертвых», заканчивая цветами, лентами, прочими украшениями. «Сливки общества» предпочитают пышные похоронные церемонии, толпы, движущиеся смиренной колонной за «виновником торжества». Простые смертные договариваются с агентствами ритуальных услуг, часто устраивают прощание с умершим дома, потом переносятся на место захоронения, оставляя дорогого им человека разлагаться в земле, выделяя вредные газы, занимая ценную сейчас землю. При чем не только местом, где закопан гроб. У нас ведь так не принято. Рядом обязательно должен быть стол, лавочка, желательно не одна, все это огорожено и рядом врыта березка. Чтобы можно было, так сказать, прийти, поговорить с умершим, посидеть, подумать…

Так или иначе, каждому когда-то придется распрощаться с миром, «сыграть в ящик». Или в урну?

Да, последнее время русские традиции захоронения изживают себя. Дело даже не в пристрастиях людей. Не в «модных» веяниях. В мировой практике уже более ста лет широко используется высококультурное прощание с покойным – кремация. Этот способ захоронения – современное направление в экологии и экономике похорон.

Но стоит обратить внимание, что традиция погребального огня намного старее, чем погребение тела усопшего в земле. Народы Индии, норманнских, скандинавских, германских, японских, франков, римлян, славянских и многих других племен сжигали своих умерших. Причины этому – природные условия обитания народа, обычаи того или иного поселения, верования. В основном, сжигание было присуще поселениям, которые обладали большим запасом дерева, обитали в холодной местности с долгими зимами, глубоким промерзанием грунта. В Индии же хищники разрывали могилы. Все это мешало захоронениям в земле, раскапыванию могил и сопутствовало развитию огненного погребения.

С приходом христианства многие народы, принявшие его, полностью отказались от кремации (Римские народы не отказались от кремации после принятия христианства). Ведь тело должно быть погребено полностью для последующего его воскрешения. Однако, октябрьская революция в России, уничтожение православной церкви в Советском Союзе, недостаточное количество земли в Европе и на Востоке, обильные загрязнения почв от традиционного захоронения в землю, высокая стоимость услуг по организации данного мероприятия снова вернули процесс кремации к жизни, с преобразованием с эстетической и практической точки зрения.

Кремация – процесс сожжения тел. Она в сотни раз уменьшает территорию для погребения, а срок минерализации останков – с 50 лет до 1 часа. Производится кремация в зданиях, называемых Крематориями. Первые зарубежные крематории были построены в Милане (Италия) в конце 19 века. В России первый крематорий был построен при Николае II в 1907 году во Владивостоке. А позже, в 1942 году, в период блокады Ленинграда, открылся первый крематорий СССР в связи с огромной смертностью населения и невозможностью захоронения традиционным способом. Этот крематорий поместили в здании Ижорского завода, а сжигание трупов производилось в термических печах завода.

Сегодня кремация популярна за рубежом и начинает быть востребованной в России. Если посмотреть на цифры, в США насчитывается около тысячи крематориев, в Англии имеется 356 крематориев; в Чехии - 80; в Китае - 1300; во Франции -70; (фактически в каждом городе). В мире действуют 14 300 крематориев. В возведении крематориев много плюсов. Это и экономия пространства, и отсутствие угрозы здоровью и жизни населения, улучшение экологии, сокращение затрат на погребение почти на 50%, да и повышение художественно-эстетического уровня похорон.

Однако, эстетический аспект крематориев не всегда был на первом плане. Взять, к примеру, священную для индуистов реку Ганг. Ее долина – самое густонаселенное место на планете. По канонам индуистов на берегу священной реки кремируют тела умерших и развеивают прах по ветру над водной гладью. Но далеко не каждый индус может позволить себе оплатить нужное количество дров для сжигания и место для проведения ритуала. Ганг, ее бассейн площадью около 1 млн км2 – зрелище не для слабонервных. Прибитые к берегам останки, плавающие трупы, терзающие их падальщики, дым от тут же сжигаемых кремируемых…Тем не менее, священное место, священная вода, сюда приезжают толпы паломников для омовения в водах Ганга. Как бы не ужасающе выглядел этот «крематорий», большинство знати так же привозилось на кремирование сюда. Среди которых и Индира Ганди – великий и любимый политический деятель страны.

На территории России, недалеко от Волгограда, станицы Трехостровской есть место, куда более таинственное и завораживающее, чем индийская река. Назвали его Трехостровским святилищем в честь ближайшей станицы. Это площадка диаметром около 200 метров, с трех сторон окруженная руслом дона, а с четвертой – степью. Насыпь около 3х метров окружена рвом глубиной в 2 метра и шириной около 30ти. По предположению ученых, святилище появилось еще до новой эры. Посреди площадки была расположена печь высотой около 5 метров. Её дно и стены были выложены белым камнем, а густой дым разносился на многие десятки километров.

Есть так же мнения, что известный Стоунхендж – место для ритуального кремирования. По предположениям ученых, В конце 3го тысячелетия до нашей эры возникли ров и внутренний вал в форме окружности диаметром примерно 90 м, внутри которого помещалось более 50 колодцев для погребений согласно ритуалу кремации. «Для чего бы ни построили Стоунхендж, через несколько сотен лет после этого он стал использоваться в качестве огороженного кладбища для кремированных останков – первого из известных в Европе» пишет в своей статье Михаил Попов.

Так или иначе, все места для кремации людей древних эпох характеризуются следующим:

- Собственно сама территория. Это небольшая площадка, огражденная с помощью конструкций или же ландшафтного устройства, с сооружением, преимущественно в центре композиции, напоминающим современную печь.

- Расположение относительно населенного пункта. Эти места выносились за городскую черту. Это сакральное место, удаленное от людей. Влияние природного окружения велико: река, степь, большая пустая равнина. Это место должно быть уединенным, с таинством внутри.

- Интерьер и экстерьер. В центре располагались устройства, напоминающие современную печь. Крупные элементы как бы обозначали место человека, его ничтожность, подчеркивая значимость места и самого процесса.

Ближе к нашим дням, с момента появления кремации, крематории начали относить к местам захоронения. Но сами крематории появились только в XX веке. До этого кремация производилась в храме или церкви. Не существовало кремационной архитектуры. Первые крематории были похожи на культовые сооружения той эпохи. Примерами нового строительного понимания становятся крематории Шумахера в Дрездене (1910), Шультеса и Франк в Берлине и Хольумейстера в Вене (1923).

Архитектура Шумахера стала реформаторской. Она напоминала изнутри католический храм с его выдержанной статностью, витражами, розами над алтарем, рядами скамеек. Снаружи же это был расчлененный объем, монументальный, но при этом легкий. Сам Ф. Шумахер предпочитал на восприятии крематория как священного строения нового типа. Это сооружение было примером конструктивизма. И облик, и планировка здания напоминали о его главной функции. Современные критики архитектуры считают, что «Ф. Шумахеру не удалось объединить в архитектуре здания торжественную, траурную монументальность с техническим функционализмом: эти две идеи были сопоставлены рядом, но не соединены одним стилем».

Россия, как уже упоминалось выше, не отставала от стран зарубежья. Поначалу это была «бумажная архитектура». Многие архитекторы разрабатывали проекты, которые так и не были воплощены. Большую роль сыграла церковь. Ведь сжигание человека – это «не по-христиански». Земля должна придаваться земле. И так было вплоть до становления коммунизма. Свержение церкви, увеличение населения, увеличение смертности и территории под захоронения повлияли на развитие инфернальной архитектуры. Именно в этот период начали воздвигаться крематории в крупных городах(Москва, Санкт-Петербург, Минск и другие). Эстетической подосновы здесь никакой. Жесткие, рубленные, рациональные сооружения, совершенно лишенные декора, геометрические формы, соответствующие только своей функции. То же и в интерьере – лаконичность, простота, геометризм.

Крематорий Алекса Шультеса и Шарлоты Франк более современен к восприятию. Он был построен позже, но на основе наработок Шумахера. Он был так же двухуровневым, имел техэтаж для хранения гробов, два ритуальных зала, зал для 3х печей. Сам объем – как небольшой город. Рассчитанный на тысячу человек, залы разделены и имеют каждый свой внутренний дворик. Разделены они колоннами, символизирующими деревья на кладбище. Это «место спокойствия, которое уравновешивает приходящее и уходящее событие».

Современные крематории должны включать в себя две функции: предание тела огню и захоронение останков и организацию прощальных церемоний. Так же необходимо учитывать транспортировку, погрузку-разгрузку, пути эвакуации - как-никак, рядом огонь -, прием заказов и посетителей, так же оформление прилегающей территории.

Это разнообразие функций осложняет проектирование. Колумбарий, зал прощания должны быть «поддерживающими». Атмосфера в таких помещениях не может быть такой же как на территории печей, камер для хранения и коридоров для перевозки тел и оборудования. К тому же, необходима зона ожидания и приема. Здесь необходимо продумать как распределение потоков, так и интерьеры, экстерьеры для неотягощающего посещения клиентами и возможности долгое время находиться внутри обслуживающему персоналу. Помимо оформления интерьеров и объема, нужно продумать входную группу. Опять же входы должны быть для всех разные. По мнению автора, главный вход не должен быть мрачным. Его конструкция и цветовое решение не должны «давить». Легкость должна быть во всем образе крематория. Тяжелый момент для человека можно немного скрасить архитектурой и приемом персонала, ненавязчивостью интерьера. Перед основным объемом - парковая зона, отделяющая крематорий от дороги, зданий, с зелеными насаждениями. Так же, по моему мнению, на территории крематория необходимо культовое сооружение.

Современные проекты крематориев пытаются учесть все эти основные требования. К примеру, аскетичный крематорий японских архитекторов в Литве. Или же в Нидерландах, рядом с рекой и обширной растительностью. Здесь большие и малые залы, отдельные входы и приемные для посетителей, крематория, офисных помещений. Его изогнутые очертания сливаются с ландшафтом, с человеческим масштабом площадей, садов. Член жюри Рид Кролоф отметил, что "это элегантное, защищенное здание, которое решает прямолинейные и не прямолинейные геометрии в пути, который кажется совершенно естественным и неискусственным ".

«В Сеуле, столице Южной Кореи, в безмятежной долине, за горными холмами, в отдалении от оживлённой автомагистрали не так давно был возведён крематорий. Очень подходящее место для такого учреждения. Тихо и спокойно» рассказывают Архиновости. Проект мемориального комплекса Memorial Park разработали специалисты из архитектурной компании Haeahn Architecture.

Форма здания сочетается с очертаниями гор, окружающих местность. Комплекс почти незаметен за счет углубления под землю и создания полностью зеленых крыш. Здесь 11 печей для кремации. Внутри комплекса - атриум с бассейном. Тихая торжественность и светлая печаль наполняет округу.

Проекты, связанные со смертью, коих не так уж и много, не могут быть примитивными, банальными. Традиция погребения изживает себя и скоро не только в Европе но и на территории России появятся крематории, не только в крупных городах.

Основные критерии предопределены:

- некая удаленность от населенного пункта;

- создание объема, отвечающего назначению;

- обособленность функциональных зон;

- соответствующее колористическое решение;

- разработка окружающей территории;

- учет психологических факторов как в интерьере, так и в экстерьере;

- экономичность;

- экологичность.

Сегодня немногие крематории отвечают данным требованиям. Возможно, в будущем, при демографическом росте и росте цен на землю, станет необходимостью строительство подобных сооружений. Они помогут решить многие проблемы, начиная от сокращения территорий на погребение, заканчивая формированием эстетического образа инфернальной архитектуры.

 

 

Библиографический список использованной литературы:

1. Андреева М. В. Дервиз П. Г. Погребальные комплексы эпохи древней бронзы. - КСИЯ, 1989.

2. Арьес Филипп. Человек перед лицом смерти. - М.,1992.

3. Вагин И. Психология жизни и смерти. - СПб., 2000.

4. Здания, сооружения и комплекс похоронного назначения. - М., 1997.

5. Марковский Ю. Каменистые сады. - М.,2000.

6. Мельник В. И. Погребальная практика и погребальный обряд. - КСИА, 1990.

7. Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII - XIX вв. Сборник. - М., 2000.

8. Реквием. Российский ритуально-духовный журнал. - СПб., 1997-2001гг

9. Сборник нормативных документов по похоронному обслуживанию в г. Москве. - М., 1998.

10. Тиц А. А., Воробьева Е. В. Пластический язык архитектуры. - М.,1997.

11. Философия смерти. Теория и практика похоронного дела. /Материалы научно-практической конференции, 27-30 октября, 1998/, Новосибирск.

12. Свой бизнес. Как открыть крематорий. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.openbusiness.ru/html/dop10/krematoriy.htm. Дата обращения 12.11.13

13. Tallinna krematoorium. – [Электронный ресурс] – https://www.krematoorium.ee/en/ru/cremation Дата обращения 12.11.13

14. Онианс Р. На коленях богов. М.: "Прогресс-Традиция", 1999, с. 252-262.

15. Вадим Самокатов. Ужасы крематориев: правда и вымысел. – [Электронный ресурс] – https://www.utro.ru/articles/2004/12/24/390023.shtml Дата обращения 12.11.13

16. Мировая практика кремации. – [Электронный ресурс] – https://grabschonheiten.diary.ru/p43652603.htm?oam Дата обращения 12.11.13

17. Крематорий Memorial Park от Haeahn Architecture. Сеул, Южная Корея. – [Электронный ресурс] – https://www.arhinovosti.ru/2012/12/20/krematorijj-memorial-park-ot-haeahn-architecture-seul-yuzhnaya-koreya/ Дата обращения 12.11.13

18. Стонхендж – [Электронный ресурс] –https://myarchi.ru/iz-istorii/stonehenge/ Дата обращения 12.11.13

19. Крематорий / Часовня Адрес: Siesegemkouter, Aalst (BE) Клиент: Intercommunale Westlede Архитекторы: Клаус ан Каан, Роттердам, Нидерланды – [Электронный ресурс] – https://cih.ru/j2/932.html Дата обращения 12.11.13

20. Крематорий. Статья – [Электронный ресурс] – https://www.architecturenews.ru/archives/category/ Дата обращения 12.11.13

 

21. Ганг: священная река индуистов– [Электронный ресурс] –

https://www.rumbur.ru/places/1471-gang-svyashennaya-reka-induistov Дата обращения 12.11.13

22. Аскетичный крематорий – [Электронный ресурс] – https://pro-amour.ru/asketichnyj-krematorij.html Дата обращения 12.11.13

23. Beukenhof Крематорий и аудитории - [Электронный ресурс] – https://www.architectmagazine.com/community-projects/award-beukenhof-crematorium-and-auditorium.aspx Дата обращения 12.11.13

24. Михаил Попов. ОКАМЕНЕВШЕЕ ВРЕМЯ– [Электронный ресурс] – https://www.mirf.ru/Articles/art1204.htm Дата обращения 12.11.13

25. Трехостровское святилище. Статья. – [Электронный ресурс] – https://pagan.ru/forum/index.php?/topic/1082 Дата обращения 12.11.13

26. С. Б. Якушин, А. М. Кравчук Архитектура крематория. Статья

27. Белорусский справочник ритуальных услуг – [Электронный ресурс] –

https://ritorg.by/kremaciya-istoriya-tradicii-kremirovaniya.html Дата обращения 12.11.13

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: