№ п/п | Вид практики | Курс | Семестр | Продолжитель- ность, недели |
Учебная (инструктивно-методический лагерь) | I | 2-й | ||
Педагогическая летняя | II | 4-й | ||
Практика в школе | III | 6-й | ||
Социально- педагогическая | IV | 8-й | ||
Комплексная | V | 10-й |
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Студенты, обладающие навыками и умениями самостоятельной учебной деятельности, имеют право:
– индивидуального согласования заданий по практике в зависимости от содержания деятельности определенного социального учреждения;
– сбора практических материалов для написания курсовых и дипломных работ, организацию необходимой экспериментальной работы;
– запроса служебной документации для выполнения заданий по практике.
Студенты при свободном выборе учреждения для прохождения практики обязаны:
– предоставить соответствующие документы: гарантийное письмо (за месяц до начала практики), справку о прохождении практики (через неделю после окончания практики);
– подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики, соблюдать нравственно-этические нормы поведения социального работника;
– находиться в социальном учреждении ежедневно по 6 ч. с одним выходным днем, устанавливаемым в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с руководителем группы;
– выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям социальных учреждений и не угрожают здоровью студентов‑практикантов и клиентов;
– выполнять программу и конкретные задания практики с последующим отчетом перед руководителем через неделю после окончания практики;
– в случае болезни или при наличии других уважительных обстоятельств поставить в известность руководителя практики и отработать программу практики в другие сроки;
– перед началом практики подготовить личные медицинские книжки, заполненные в соответствии с требованиями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
I курс (2-й семестр)
Вид практики: учебная (инструктивно-методический лагерь)
Содержание: вводно-ознакомительная
Цель – формирование первичных представлений о специфике социально-педагогической деятельности.
Задачи:
1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к деятельности социального педагога.
2. Формирование сознательного отношения к личностной деятельности по самообразованию и самоподготовке себя как специалиста по социальной защите.
3.Знакомство с целями, задачами, содержанием деятельности социального учреждения, где проходит студент практику.
4.Адаптация к условиям профессиональной деятельности в социальной сфере.
5.Определение личностных, профессионально значимых качеств сотрудников данного учреждения.
6. Соотнесение профессиональных требований с личностными способностями.
7. Приобретение первичных навыков профессиональной деятельности социального педагога.
Стиль руководства: профессиональная опека.
Практические задания (социально-педагогических аспект):
1. Определить место данного учреждения в системе социальной сферы.
2. Определить управленческую структуру данного учреждения.
3. Определить организационную структуру взаимодействия с другими учреждениями различной ведомственной подчиненности.
4. Пронаблюдать процесс взаимодействия специалиста с субъектом социальной деятельности.
5. Выявить функциональные обязанности социального педагога.
6. Определить требования к профессионально значимым личностным качествам социального педагога.
7. Соотнести профессиональные требования с личностными характеристиками.
Практические задания (психологический аспект):
1. Дать собственное представление об отличительных особенностях детей из семьи и детей из социального приюта (детского дома).
2. Объяснить, какие аспекты психологического знания необходимы специалистам данного учреждения и почему.
3. Составить рейтинг возможных мотиваций сотрудников учреждений (для социальных педагогов – школы).
Отчетность:
1. Характеристика образовательного учреждения:
· название;
· юридический и фактический адреса;
· учредитель;
· организационно-правовая форма;
· цели, задачи;
· анализ контингента, нуждающегося в социальной защите.
2. Графическая схема управленческой структуры образовательного учреждения.
3. Графическая схема организационной структуры взаимодействия с другими учреждениями различной ведомственной подчиненности.
4. Протокол наблюдения особенностей взаимодействия социального педагога с субъектами социальной деятельности (не менее пяти человек).
4. Профессиограмма труда социального педагога (цель, функциональные служебные обязанности, необходимые личностные и профессионально значимые качества, противопоказания к профессиональному труду социального педагога).
5. Оценка степени выраженности у себя необходимых личных и профессиональных качеств, соотнесение их с требованиями профессии и определение направлений и способов самосовершенствования.
6. Индивидуальное определение области научных интересов.
7. Аннотации научной статьи и издания из данной научной области.
8. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.
II курс (4-й семестр)
Вид практики: педагогическая летняя
Содержание: учебно-организационная
Цель –развитие умений организовывать и осуществлять воспитательную, социальную и оздоровительную работу с детьми разного возраста и состояния здоровья в условиях внешкольного временного детского коллектива.
Задачи:
1.Формирование мотивационно—ценностной установки и общения и взаимодействия в период совместной жизни с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря (ЛОЛ).
2.Систематизация знаний о содержании, формах и методах социального воспитания детей.
3.Развитие умений и навыков по формированию, функционированию и сплочению временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря.
1. Формирование умений и навыков по организации досуговой деятельности детей, направленных на развитие личности и социального оздоровления ребенка.
2. Формирование грамотного выбора педагогических приемов в соответствии с особенностями социально-педагогической ситуации в условиях временного детского коллектива.
3. Формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать профессиональную деятельность в условиях изменяющегося социума.
4. Целенаправленное наблюдение за деятельностью детей (социальной, познавательной, творческой, игровой и др.).
5. Изучение особенностей общения, поведения детей в условиях ЛОЛ.
6. Сравнение с ситуацией общения и поведения в обычном образовательном учреждении.
7. Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, находящимся в условиях социальной депривации.
Стиль руководства: профессиональное кураторство.
Практические задания (социальный аспект):
1. Дать характеристику управленческо-организационной структуры летнего оздоровительного лагеря.
2. Составить план работы с отрядом на период пребывания детей в ЛОЛ.
3. Провести исследование отряда и индивидуальных особенностей детей на основании наблюдений, анкетирования, тестирования и социометрии.
4. Осуществить психолого-педагогическое консультирование детей и родителей, нуждающихся в социально-педагогической помощи.
5. Дать характеристики трех детей с различными индивудально- типологическими особенностями (холерик, сангвиник или флегматик, меланхолик).
6. Провести воспитательное мероприятие с участием всего детского коллектива лагеря.
7. Провести самоанализ социально-педагогической деятельности, охарактеризовав степень овладения управленческими, организаторскими умениями и навыками.
Практические задания (психологический аспект):
1. Провести психологический анализ социально-педагогической ситуации, связанной с ребенком и с детским коллективом
2. Составить описательный портрет ребенка (одного-двух человек) с точки зрения ситуации взаимодействия с выделением особенностей аффективной, коммуникативной сфер, мотивационной, поведенческой, когнитивной сфер.
3. Дать понятие о психологически комфортной атмосфере в группе, учреждения; выделить факторы способствующие и препятствующие ее установлению.
Отчетность:
1. Характеристика ЛОЛ:
– цели, задачи;
– контингент детей;
–организационно-управленческая структура лагеря (изобразить графически); инфрастуктура лагеря.
2. Дневник мероприятий в произвольной форме.
3. Список детей отряда на основе анализа документов по схеме:
№ п/п | Ф.И.О. | Год рождения | Физическое состояние | Психоло-гическое состояние | Педагоги-ческое состояние | Социальное состояние. (родители) |
4. Анализ возрастных психолого-педагогических особенностей детей отряда (соотнести знания теории с практикой увиденного).
5. Характеристики трех детей с различными индивудально- типологическими особенностями (холерик, сангвиник или флегматик, меланхолик).
6. Методическая разработка мероприятия (отрядного или общелагерного).
7. Самоанализ социально-педагогической деятельности с позиций: “Я овладел…”, “Мне было трудно…”, “Мне предстоит совершенствоваться в...”.
8. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенной печатью учреждения.
Функционал вожатого
Вожатый несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей и организует активную досуговую деятельность в лагере.
Виды деятельности вожатого:
1. Организационно-дисциплинарная:
· Контроль за выполнением детьми санитарно-гигиенических норм проживания в лагере:
- чистота и порядок в спальном корпусе (единая типовая заправка постелей, порядок в тумбочках);
- организация уборки территорий, прилежащих к спальному корпусу;
Контроль за наличным составом детей.
2. Организационно-управленческая:
· Создание актива отряда.
· Организация совместного управления с активом отряда.
· Организация и оформление внутриотрядного уголка.
· Организация детей для участия в утренней лагерной линейке.
3. Организационно-режимная: совместная с воспитателем деятельность в проведении организационных режимных мероприятий:
· Утренний подъем и вечерний отход ко сну.
· «Утренний туалет».
· «Вечерний туалет».
· Утренняя разминка.
· Общественное питание.
· Дневной пассивный отдых.
4. Организационно-коммуникативная:
· Формирование единого дружного отряда.
· Снятие и профилактика внутригрупповых и межличностных конфликтов в отряде.
· Диагностика и коррекция поведения ребенка и отряда в целом.
5. Организационно-досуговая:
· Ежедневное планирование отрядных дел.
· Реализация мероприятий в отряде и лагере.
Функционал воспитателя
Воспитатель несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье доверенных ему детей, организует и следит за соблюдением режимных моментов проживания в лагере.
Виды деятельности воспитателя:
1. Санитарно- гигиеническая:
· Обеспечение чистоты и порядка в помещении спального корпуса (чистый пол, единая типовая заправка кроватей, порядок в тумбочках).
· Регуляция теплового и воздушного режима жилого помещения.
· Контроль за питьевым режимом (наличие возможности в обеспечении детей чистой кипяченой водой).
· Порядок в коммунально-бытовых помещениях (умывальник, туалет, чемоданная, прихожая).
· Организация «утреннего, вечернего туалета».
· Наблюдение за внешним видом детей соответствующим погодным условиям.
· Наблюдение гигиеной кожного покрова детей.
· Организация среди детей внешнего осмотра друг друга в целях профилактики заражения клещом.
· Наблюдение за физическим состоянием ребенка по внешним признакам.
· Организация “банного” дня (помывка детей, смена постельного белья).
2. Организационно-оздоровительная: совместная с вожатым деятельность по проведению организационно-режимных мероприятий:
· Утренний подъем.
· Физическая разминка.
· Общественное питание.
· Дневной пассивный отдых.
· Подготовка к ночному сну.
· Оздоровительные процедуры.
IIIкурс (6-й семестр)
Вид практики: практика в школе
Содержание: социальный менеджмент в системе образования
Цель – формирование представления о специфике организации социально-педагогической деятельности в условиях учреждения среднего общего образования
Задачи:
1. Формирование умений структурировать свою деятельность (определять цели, задачи, формы, методы и средства социально-педагогической деятельности).
2. Формирование организационно-управленческой культуры в условиях школы.
3. Изучение социально-психологических особенностей контингента школы, нуждающегося в социальной защите.
4. Апробация методик и технологий организации и проведения мероприятий социально-педагогической направленности.
5. Приобретение организаторских навыков проведения досуговых мероприятий.
6. Формирование профессиональной коммуникативной культуры взаимодействия с учеником и его родителями, с администрацией и педагогическим коллективом школы.
7. Целенаправленное наблюдение за организацией учебного и воспитательного процесса в школе деятельностью детей (игровой, учебной, социальной).
8. Изучение особенностей общения учеников, педагогов и администрации в условиях школы.
9. Сформировать бесконфликтное общение в педагогическом коллективе (Приложение 7).
Стиль руководства: профессиональное наставничество.
Практические задания (социальный аспект):
1. Дать характеристику данного образовательного учреждения.
2. Понять структуру и механизмы функционирования педагогического коллектива школы:
−собрать информацию о педагогическом коллективе.
−выявить уровни взаимодействия педагогов.
−проанализировать влияние педагогического взаимодействия на эффективность педагогического процесса.
− определить пути взаимодействия социального педагога с коллективом.
3. Провести наблюдение за детьми в урочное и во внеурочное время с целью выявления индивидуальных и возрастных особенностей.
4. Дать социально-педагогическую характеристику контингента, нуждающегося в социальной защите.
5. Составить план проведения воспитательных мероприятий социально-педагогической направленности с классом или с «параллелью» классов на период практики.
6. Разработать и провести малый педсовет на уровне всего образовательного учреждения.
7. Реализация системы взаимодействия меду всеми участниками образовательного в школе (Приложение 8).
Практические задания (психологический аспект):
1.Описать психолого-педагогические особенности проведения урока
2. Описать формирование и развитие когнитивной сферы в различные школьные возрастные периода
3.Провести сравнительный анализ особенностей поведения ребенка в школе и вне школы
4.Описать особенности профессиональной психологии учителя средней школы
Отчетность:
1. Характеристика образовательного учреждения:
· название;
· юридический и фактический адреса;
· учредитель;
· организационно-правовая форма;
· цели, задачи.
2. Описать структуру и механизмы функционирования педагогического коллектива (Приложение 6).
3. Протоколы наблюдений за учащимися (не менее пяти человек).
4. Характеристики трех учащихся с различными степенями обученности и обучаемости.
5.Социально-педагогичекая характеристика класса.
6. Список детей группы (класса) на основе анализа документов по схеме:
№ п/п | Ф.И.О. | Год рождения | Физическое состояние | Психоло-гическое состояние | Педагоги ческое состояние | Социальное состояние (родители) |
7. Описание целостной воспитательной системы школы:
− план воспитательных мероприятий (традиционных);
− досуговая деятельность во внеучебное время.
8.Составление плана-сетки мероприятий социально-педагогической направленности на весь срок практики.
9. Описание социально-педагогического консультирования по схеме:
№ п/п | Ф.И.О. | Дата | Проблема | Рекомендации (учащемуся, педагогу, сотруднику) | Отслеживание результата |
10. План и содержание выступления на малом педсовете (методическом объединении, собрании классных руководителей и воспитателей и др.), посвященном социально-педагогическим проблемам
11.Определение роли и места социального педагога в системе образования.
12. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.
IV курс (8-й семестр)
Вид практики: социально-педагогическая
Содержание: учебно-управленческая
Цель – формирование целостной системы профессиональных знаний, умений и навыков, включающей в себя различные виды профессиональной деятельности: социально-правовую, консультативную, реабилитационную, воспитательную.
Задачи:
1.Формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности.
2.Ознеакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в социальных учреждениях различной ведомственной подчиненности.
3.Практическое изучение основных функциональных ролей социальных педагогов на практике.
4.Овладение технологиями разрешения проблем детей и подростков специалистами данных учреждений (Приложение 5).
5.Ознакомление с основными видами социального инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности
6. Изучение социально-правового пространства деятельности социального педагога через взаимодействие с государственными органами, обеспечивающими соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.
7. Приобретение навыков и умений сбора, обработки, интерпретации информации, постановки и выявления направления консультационной деятельности.
8. Освоение навыков профессионального взаимодействия с коллегами в процессе решения проблем социально-педагогической реабилитации воспитанника.
9. Развитие профессиональных умений и навыков выбора форм, методов, средств воспитательной деятельности социального педагога.
10. Приобретение знаний, умения и навыков по проведению социально-педагогического консультирования субъекта образовательного процесса.
Стиль руководства: профессиональное сотрудничество.
Практические задания (социальный аспект):
1. Ознакомиться с системой государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.
2. Выявить микропроцессы управления и определить их организационно-технологические характеристики (процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений; используемые методы управления; процесс выполнения определенных задач; координация и взаимодействие с другими структурами; уровень подготовки управленческих кадров и т.д.)
3. Организовать взаимодействие образовательного учреждения и государственных органов социальной поддержки несовершеннолетних в следующих вопросах:
· назначение пенсии по утере кормильца (-цев);
· предоставление документации для направления ребенка в городскую медико-психолого-педагогическую или психолого-педагогическую комиссии отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН);
· ограничение родительской правоспособности вплоть до лишения родительских прав в судебном порядке;
· восстановление в родительских правах;
· взыскание алиментов с родителя в судебном порядке;
· определение на учет в службу занятости;
· обеспечение жилищных прав несовершеннолетних;
· и других социально-значимых вопросов социальной защиты ребенка.
4. Провести работу по социально-педагогическому консультированию родителей и (или) лиц их заменяющих (в соответствии с программой работы ОУ) в рамках сопровождения воспитанников.
5. Включиться в организацию и осуществление системы воспитательной работы образовательного учреждения.
6. Составить программу социально-педагогической реабилитации одного воспитанника.
7. Подготовить и провести совместно с ответственными лицами малый педсовет (методическое объединение, собрание классных руководителей и воспитателей и др.), посвященный проблемам социально- педагогической реабилитации воспитанников.
8. Дать самооценку своей профессиональной деятельности в период прохождения данного вида практики, отметив уровень усвоения и проявления профессиональных умений и навыков.
Практические задания (психологический аспект):
1. Провести серию диагностических мероприятий (процедур) и дать социально педагогический и психологический анализ результатов диагностики (на примере группы, индивидуума).
2. На основе диагностики представить схему социально-педагогического прогноза развития личности ребенка.
3. Представить технологическую схему реабилитационного процесса и наполнить ее содержанием (на примере одного или двух конкретных детей с различными нарушениями).
Отчетность:
1. Графическая схема взаимодействия данного учреждения с системой государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.
2. Контент-анализ документов учреждения, необходимых для решения различных социальных проблем, выполненный по форме 1.
Форма 1
№ п/п | Название документа | Цель оформления данного документа | Структура документа | Адресность документа |
К дневнику приложить типовые формы деловой документации по решению типичных социальных проблем.
3. Правовые основания для решения социально-педагогических проблем (заполняется на примере одного класса) заполняются по форме 2
Форма 2
Категория социально- дезадаптированных детей | Социальная проблема | Нормативно законодательная основа решения социальной проблемы |
4.Социально-педагогическое консультирование, заполняется по итогам проделанной работы по форме 3
Форма 3
Дата | Ф.И.О. | Категория социально –дезадапти-рованных детей | Формули-рование социально- педагоги- ческой проблемы ребенка | Рекомендации специалистам учреждения | Рекомендации ребенку | Оценка эффек-тив-ности |
5.Внешняя оценка коммуникативной профессиональной культуры студента –практиканта и рефлексия ее (Приложение 3).
6.Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.
V курс (10-й семестр).
Вид практики: комплексная
Содержание: учебно-профессиональная
Цель – формирование высокого уровня профессиональной компетентности специалиста по социальной педагогике.
Задачи:
1.Формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности.
2.Формирование индивидуальной профессионально-личностной системы по адресной социальной защите определенной категории населения на основе аналитических, прогностических, проектировочных организаторских, рефлексивных умений.
3.Создание программы по социально-педагогической реабилитации.
4.Формирование представлений и знаний об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи детям их семьям.
5.Формирвание у студентов важнейших практических навыков в различных видах социально-психологической и психологической работы с ребенком, подростком и семьей.
6.Интеграция теоретических знаний и практических умений и навыков на рабочем месте.
Стиль руководства: профессиональная совместная деятельность.
Практические задания (социальный аспект):
1.Развить навыки и умения по социальному диагностированию одного человека (ребенка), группы людей.
2.Составить индивидуальную программу по социально-педагогической реабилитации одного человека (ребенка).
3.Освоить принципы структурирования нормативно-правовых документов по социальной защите населения.
4.Овладеть процессуальными знаниями, умениями, навыками по оказанию адресной социальной помощи.
5.Определить несоответствие между академическими знаниями и реальной действительностью.
Практические задания (психологический аспект):
1.Провести мониторинг по динамике изменения психолого-педагогического состояния ребенка, семьи вовремя реализации программы по реабилитации.
2.Провести саморефлексию по профессиональному становления себя как специалиста.
Отчетность:
1. Создание на основе диагностического инструментария социальной статистики по определенной социальной проблеме.
2. Представление индивидуальной программы по социально- педагогической реабилитации ребенка или детского коллектива.
3.Представить комментарии по основным законам социальной политики по следующим критериям:
· юридическая сила;
· значимость;
· обеспеченность при реализации норм закона государством;
· методы и способы правового регулирования социальных отношений.
4. Заполнение технологической карты по оказанию социально-педагогической помощи ребенку, семье по форме 4 (минимум 5 ситуаций)
Форма 4
Ф.И.О. | Категория социально-дезадаптированных детей, семей | Социальная проблема | Технология оказания помощи (виды, форма) |
I.Алгоритм оказания помощи: - поэтапность реализации; - виды помощи. - формы предоставления помощи; - предоставление услуг других специалистов -взаимодействие с другими учреждениями. |
5. Представление анализа по профессиональному становлению будущих специалистов социальной работы:
Примерный перечень вопросов
Какие предметы ввести или убрать из учебного плана?
Что изменить в содержании предметов?
Что изменить в проведении практики: содержание, организацию?
6. Личностная оценка себя как специалиста (Приложение 4)
7. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.
Приложение 1