Подготовка схемы к работе




Схема автоматического управления компрессором пускового воздуха

Основные сведения

Компрессор – механизм для получения сжатого воздуха или газа.

На судах сжатый воздух применяют в следующих основных случаях:

  1. для пуска главных и вспомогательных дизелей; при этом давление составляет

20…30 at (2…3 МПа);.

  1. для управления работой пневмоэлементов систем судовой пневмоавтоматики; при

этом давление воздуха не более 2 at (0,2 МПа);

  1. для удаления пыли и грязи, например, при продувке электрических машин и аппа-

ратов, удаления остатков ржавчины после обивки палубы и т.п.; при этом давление возду

ха составляет 1,6…2 at (0,16…0,2 МПа).

Компрессоры разделяют (классифицируют) по таким признакам:

  1. по принципу действия – на центробежные, осевые и поршневые. Центробежные и

осевые применяют с целью получения больших подач (объёмов) воздуха или газа, порш-

невые – для получения больших давлений. На судах чаще применяются поршневые комп-

рессоры;

  1. по устройству – на компрессоры вертикального или горизонтального типа; одно-,

двух- и многоступенчатые; простого или двойного действия.

Принцип действия поршневого компрессора такой же, как и поршневого насоса.

В одноступенчатом компрессоре простого действия в качестве рабочего использует

ся только одно из двух движений поршня в цилиндре. Такие компрессоры применяют для получения небольших давлений.

В компрессорах двойного действия (двухступенчатых) используются как рабочие

оба движения поршня – прямое и обратное. При прямом движении воздух из атмосферы сжимается в первой ступени компрессора до 5…6 at, при обратном – этот воздух подается во вторую ступень, в которой дополнительно сжимается до 25…30 at.

Поскольку при сжатии выделяется тепло, цилиндры компрессора снаружи охлажда

ются водой. Для смазки трущихся частей внутрь цилиндров подают масло.

Перед каждым пуском компрессора, а также периодически при его работе обе сту-

пени компрессора продувают от конденсата и остатков масла. При этом сжатый воздух не поступает в баллоны, а стравливается непосредственно в машинное отделение.

При пуске компрессора давление воды и масла на 3…6 с понижается, поскольку

вода и масло начинают заполнять рабочие полости компрессора. Поэтому для предотвра-

щения отключения компрессора действие защит по давлению масла и воды блокируют

(исключают) при помощи реле времени (в схеме – КТ3) с выдержкой 8…10 с.

 

Режимы автоматической работы

В схеме управления отсутствует кнопочный пост управления с кнопками «Пуск» и

«Стоп», т.е. ручное управление схема не предусматривает.

Данная схема полностью автоматизирована, причём предусмотрены 2 автоматиче-

ских режима работы:

1. ходовой режим. На ходу воздух для пусков не расходуется, поэтому его давление

понижается лишь из-за утечек, компрессор включается редко;

2. режим манёвров, например, при выходе судна из порта. В таком режиме расход

воздуха большой из-за частых пусков главного двигателя.

Чтобы при маневрах не пускать так же часто двигатель компрессора, схема перево-

дит его в непрерывный режим работы. В этом режиме, при повышении давления до 32 at воздух автоматически стравливается в машинное отделение, а при понижении давления до 27 at, стравливание прекращается. Двигатель же работает непрерывно.

 

Рис. 11.9. Принципиальная схема автоматического управления электроприводом компрессора пускового воздуха:

расположение клапанов на компрессоре (а); схема управления (б); ЭМ1 – разгрузоч-

ный клапан; ЭМ2 и ЭМ3 – продувочные клапаны; ЭМ4 – клапан охлаждающей воды

 

Элементы схемы

На схеме компрессора показаны:

1. электромагнитный клапан ЭМ1 (YV1), соединяющий нагнетательную по-

лость 1(рис. 11.9, а) с атмосферой, при этом воздух стравливается непосредственно в МО.

Предназначен для разгрузки компрессора. В ходовом режиме включается редко, только при пуске компрессора, в режиме манёвров включается часто;

2. электромагнитные клапана ЭМ2 (YV2) и ЭМ3 (YV3), соединяющие цилинд-

ры низкого и высокого давления 2 и 3 (рис. 11.9, а) с атмосферой. Предназначены для продувки цилиндров. Если клапана включены, продувочные отверстия закрыты, и наобо-

рот.

В ходовом режиме клапана постоянно закрыты, продувка невозможна. Это являет-

ся серьёзным недостатком схемы управления.

В режиме манёвров, когда двигатель работает непрерывно, клапана периодически открываются. При этом очищаются цилиндры, а двигатель частично разгружается;

3. электромагнитный клапан ЭМ4 (YV4) для доступа охлаждающей воды к на-

гретым частям компрессора;

4. переключатели SA1 и SA2 для выбора необходимого режима работы. Пере-

ключатель SA1 расположен рядом с компрессором, переключатель SA2 находится в ЦПУ;

5. аварийный выключатель SA3 для остановки компрессора; находится рядом с

компрессором;

6. реле давления воздуха SP1 для управления работой компрессора в ходовом

режиме; его контакт замыкается при понижении давления воздуха до 26 at и размыкается при повышении давления до 30 at;

7. реле давления воздуха SP1' для управления работой компрессора в режиме

манёвров; его контакт замыкается при повышении давления воздуха до 32 кгс at и размы-

кается при понижении давления до 28 at;

8. аварийный датчик температуры охлаждающей воды SК; установлен на выхо

де воды из компрессора, При повышении температуры до 60º С переключает свой кон-

такт в нижнее положение, при этом отключается двигатель компрессора и включается сигнализация;

9. аварийный датчик давления охлаждающей воды SР2; при понижении давле-

ния до 0,8 at переключает свой контакт в верхнее положение, при этом отключается двига

тель компрессора и включается сигнализация;

10. аварийный датчик давления масла SР3, при понижении давления масла до 0,6

at переключает свой контакт в верхнее положение, при этом отключается двигатель компрессора и включается сигнализация;

11. промежуточное реле KV1 для управления продувкой цилиндров в режиме

манёвров; при повышении давления воздуха до 32 at контакт реле давления SP1' замыкает

ся и включает это реле;

12. реле времени КТ1 с выдержкой в 10 с для контроля времени разгрузки ком-

прессора в режиме манёвров; при повышении давления воздуха до 32 at контакт реле дав-

ления SP1' замыкается и включает это реле;

13. сигнальные реле КV6, KV5 и KV4, включаются при критических значениях

соответственно температуры и давления охлаждающей воды, а также давления масла;

14. сигнальное реле KV2 «работа», включается после окончания пуска компресс-

сора;

15. реле времени КТ2 с выдержкой времени 6 с, для управления продолжитель-

ностью разгрузки компрессора в ходовом режиме;

16. реле времени КТ3, с выдержкой времени 8 с, для блокировки отключения

компрессора во время пуска при кратковременном понижении давления воды и масла;

17. разгрузочное реле KV3 для непосредственного управления разгрузочным

клапаном YV1; в ходовом режиме включается через контакты реле времени КТ2, в режиме манёвров – через контакты реле времени КТ1.

Подготовка схемы к работе

Для подготовки схемы к работе включают на ГРЩ автоматический выключатель

электропривода компрессора и при помощи переключателей SA1 и SA2 выбирают нуж-

ный режим работы.

Ходовой режим

Для выбора ходового режима переключатель SA1 устанавливают в положение 2, а переключатель SA2 – в положение 1. Положение выключателя SA3 роли не играет, он от-

ключён.

Предположим, что до начала работы контакты датчиков температуры воды SK,

давления воды SP2 и давления масла SP3 находятся в положении, указанном на схеме, т.е. температура воды в норме, а давление воды и масла ниже нормы.

Работой схемы в ходовом режиме управляет реле давления SP1.

При понижении давления до 26 at (26 кгс/см ) реле SP1 замыкает свой контакт, через который включаются линейный контактор КМ, реле времени КТ2 и КТ3, а также разгрузочное реле КV3.

Происходит пуск двигателя в режиме холостого хода, т.к. реле КV3 своим контак-

том включило разгрузочный клапан YV1.

Кроме того, через контакт КМ включаются клапаны YV2, YV3 YV4, при этом за-

крываются продувочные окна обеих ступеней давления и начинает поступать вода к на-

гревающимся узлам компрессора.

Через 6 с с момента пуска реле КТ2 размыкает свой контакт в цепи катушки разгру

зочного реле КV3. При этом отключается разгрузочный клапан YV1, двигатель переходит из режима холостого хода в режим нагрузки.

При пуске реле времени КТ3 блокирует датчики температуры и давления воды SK

и SP2 и давления масла SP3, шунтируя своим контактом их последовательно соединен-

ные контакты в цепи катушки КМ.

Если с момента пуска за 8 с давление воды и масла поднимется до нормы, контак-

ты SP2 и SP3 переключатся в нижнее положение, и через них образуется вторая, паралле

льная по отношению к контакту КТ3, цепь питания катушки КМ.

Поэтому на 9-й секунде, когда контакт КТ3 разомкнётся, контактор КМ и реле КТ2 не отключатся.

Если же за 8 с давление воды или масла не достигнет нормы, т. е. контакт SP2 или SP3 останется разомкнутым, на 9-й секунде, после размыкания контакта КТ3, контактор КМ и реле КТ2 отключатся, пуск прекратится.

При достижении давления 30 at контакт SP1 размыкается, компрессор отключает-

ся.

Далее работа схемы повторяется.

Отметим особенности ходового режима работы:

    1. при пуске реле времени КТ3 блокирует датчики давления воды и масла,

что позволяет избежать ложных отключений компрессора в процессе пуска;

    1. пуск компрессора происходит без нагрузки; компрессор включает под на-

грузку реле времени реле КТ2;

    1. на ходу продувка компрессора невозможна, т.к. постоянно включены кла-

паны YV1 и YV2.

Режим манёвров

Для выбора этого режима переключатель SA1 устанавливают в положение 1,

а переключатель SA2 – в положение 2. Аварийный выключатель SA3 должен быть включён.

Работой схемы управляет реле давления SP'.

Пуск двигателя начинается с момента подачи питания (в ходовом режиме пуск

начинался с момента замыкания контактов реле SP1) и далее протекает так, как в предыду

щем случае.

При повышении давления воздуха до 32 at контакт SP1' замыкается, включаются

реле продувки KV1 и реле времени КТ1.

Реле продувки отключает продувочные клапана YV2 и YV3, начинается продув-

ка обеих ступеней давления.

Через 12 с реле КТ1 включает разгрузочное реле KV3, которое, в свою очередь

включит разгрузочный клапан YV1. Давление начинает понижаться, и при 27 at реле дав-

ления SP1' размыкает свой контакт, реле KV1 и КТ1 отключаются.

Тем самым прекращаются продувка и разгрузка компрессора. Давление воздуха вновь повышается до 32 at, далее работа схемы повторяется.

Отметим особенности режима манёвров:

1. компрессор работает непрерывно;

2. при повышении давления до максимального - 32 at (32 кгс/см ) вначале

начинается продувка компрессора, а через 12 с - разгрузка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: