Перечень вопросов для подготовки
БЛОК 1. Общий менеджмент (Основы менеджмента)
1. Понятие организации.
2. Управляющие (менеджеры) и их деятельность.
3. Характеристики успешного управления.
4. Характеристика и вклад в развитие менеджмента школы научного управления.
5. Характеристика и вклад в развитие менеджмента административной школы.
6. Характеристика и вклад в развитие менеджмента школы человеческих отношений и школы управления поведением.
7. Характеристика и вклад в развитие менеджмента школы количественных (экономико-математических) методов.
8. Подходы к управлению: процессный, системный, ситуационный.
9. Внутренняя среда организации.
10. Внешняя среда организации.
11. Связующие процессы: коммуникации.
12. Связующие процессы: принятие решений.
13. Цели организации.
14. Стратегические альтернативы в планировании и выбор стратегии.
15. Планирование реализации стратегии.
16. Классификация полномочий.
17. Эффективное распределение полномочий.
18. Характеристики модели рациональной бюрократии по М. Веберу, её роль в формировании организационных структур.
19. Департаментализация и её преимущества для функциональных структур.
20. Адаптивные структуры организации и области их применения.
21. Процесс интеграции структуры организации.
22. Содержательные теории мотивации.
23. Процессуальные теории мотивации.
24. Сущность и смысл контроля как функции управления.
25. Процесс контроля.
БЛОК 2. Функционально-специальный менеджмент
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Сущность концепции стратегического менеджмента.
2. Фирма (организация) как объект стратегического менеджмента.
3. Стратегический анализ окружающей среды.
4. Видение, миссия и цели организации.
5. Стратегия конкурентоспособности (фирмы) организации.
6. Стратегический анализ и выбор стратегии.
7. Стратегический контроль и контроллинг, эффективность стратегического менеджмента.
8. Инструментарий реализации стратегии фирмы.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Виды движения предметов труда в производстве. Организация производственного процесса в пространстве.
2. Виды и разновидности производственных потоков. Сущность и основные понятия поточного производства.
3. Производственная программа, ее формирование и оценка, конкурентоспособность товара.
4. Цели и организация управленческого учета. Центры ответственности.
5. Содержание, организация и порядок разработки плана. Ситуационное планирование.
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Товар и товарная политика фирмы.
2. План подготовки и повышения квалификации кадров. План социального развития.
3. Сущность, причины, виды экономических циклов.
4. Поточная линия, производственный поток и их элементы. Эффективность поточного производства.
5. Показатели эффективности деятельности предприятия, их связь с организационно-техническими факторами производства.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ БИЗНЕСА
1. Задачи маркетингового анализа в фирме. Элементы внешней среды предприятия как объекты анализа.
2. Анализ рынка покупателей и сегментация рынка.
3. Значение, принципы, виды, методы планирования на предприятии.
4. Система управления затратами, ее место в общей системе управления предприятием.
5. Оптимальный объем производства фирмы в долгосрочном периоде.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Информационные модели и методы их создания.
2. Понятие, роль и виды информации, требования к информации.
3. Технология искусственного интеллекта и принципы ее использования в менеджменте.
4. Информационные потоки, фильтры информационных потоков.
5. Роль коммуникаций в менеджменте. Информационная система организации.
АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ
1. Связь показателей эффективности с организационно-техническими факторами производства.
2. Анализ конкурентов. Анализ потенциала фирмы. Оценка ее сильных и слабых сторон.
3. Разработка и вывод на рынок продукта.
4. Содержание, организация и порядок разработки плана. Ситуационное планирование.
5. Сущность, причины, виды экономических циклов. Экономический кризис в России (2008-2009 гг.).
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций - M.: ИНФРА-М, 2009. – 288с.
2. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент: Учебное пособие - Н.Новгород: НИМБ, 2010.- 192с.
3. Менеджмент. Учебник для бакалавров. Под ред. А.Л.Гапоненко, Изд-во Юрайт, 2013. – 396 с.
4. Пирс Д, Робинсон Р. Стратегический менеджмент. 12-е изд. Изд-во Питер, 2012. – 560 с.
5. Фаррахов А. Г. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. Изд-во Питер, 2013. – 352 с.
6. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. Стандарт третьего поколения. Изд-во Питер, 2013. – 448 с.
7. Котлер Ф. Маркетинг.Менеджмент. 14-е изд. Изд-во Питер, 2013. – 800 с.
8. Кафидов В. В. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Изд-во Питер, 2013. – 208 с.
9. Румельт Р. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно. Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 448 с.
10. Ларионов И. Стратегическое управление. Учебник. Изд-во Дашков и К, 2014. – 236 с.
11. Круглова Н. Ю. Антикризисное управление. Учебное пособие. Изд-во КноРус, 2013. – 400 с.
12. Чараев Г.Г., Эриашвили Н.Д. и др. Информационный менеджмент. Учебник. Изд-во Юнити-Дана, 2012. – 360 с.
Дополнительная литература
1. Свэйм Р. Стратегии управления бизнесом Питера Друкера. Изд-во Питер, 2011. – 416 с.
2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.- Москва: Вильямс, 2007. – 272 с.
3. Балашов А., Котляров И., Санина А. Управление человеческими ресурсами. Изд-во Питер, 2012. – 320 с.
4. Ойнер О. К. Управление результативностью маркетинга: Учебник для магистров / О.К. Ойнер. – М.: Юрайт, 2012. – 343 с.
5. Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. Изд-во Питер, 2013. – 720 с.
6. Harnish V. The Greatest Business Decisions of All Time. Time Inc Home Entertainment, 2013. – 208 р.
7. Perry M. Smith, Jeffrey W. Foley Rules & Tools for Leaders: From Developing Your Own Skills to Running Organizations of Any Size, Practical Advice for Leaders at All Levels. PerigeeTrade, 2013. – 256р.