Инновационные воспитательные технологии




Выступление на заседании МО классных руководителей 5-11 классов

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы "

 

 

Подготовила: Валиева Сирина Мансуровна,

классный руководитель 6 класса

 

 

«…Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое…»

Питер Дракер

Под словом «инновация» подразумевается какое-либо нововведение. На сегодняшний день тот факт, что инновационные процессы в школе являются не данью моде, а насущной необходимостью, уже не вызывает сомнений.

Цель современной школы заключается в подготовке учащихся к жизни в реально существующих условиях, следовательно, ее развитие в рамках постоянных перемен, происходящих в мире, просто необходимо.

Актуальность использования инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя бесспорна, так как современный ребенок находится в сложной ситуации: по интернет ресурсам и с экранов телевизоров следует огромный поток разной информации, в котором сложно сориентироваться не только ребенку, но и взрослому. В этой ситуации ему могут помочь только родители и классный руководитель, заинтересованные в его дальнейшей судьбе.

Каким же должен быть современный классный руководитель и какова его роль в воспитательном процессе современной школы?

Функция классного руководителя заключается в прогнозировании, организации, контроле и анализе повседневной жизни и деятельности учащихся своего класса. Этим объясняется необходимость применения классным руководителем в работе не только традиционных форм воспитательной работы, но и новых форм работы с ученическим коллективом.

Как известно, какой бы интересной ни была форма воспитательной работы, при условии ее частого применения у воспитанников снизится к ней интерес. Поэтому постоянное обновление и разнообразие форм работы является одним из основных условий эффективности воспитания.

 

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному:

1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

Ø Научно обоснованные социализированные требования

Ø Передача социального опыта

Ø Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

Ø Социализированная оценка ученика

Ø Организация творческого дела

Ø Создание ситуации успеха

Инновационные воспитательные технологии

• коллективное творческое дело

• кейс – технологии

• арт-технологии

• шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

• групповая проблемная работа (разработка проектов)

• диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

• диалог «педагог- воспитанник»

• тренинг общения

• «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

Технология «КТД» (коллективное творческое дело)

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

• Совместное решение о проведении дела;

• Коллективное планирование;

• Коллективная подготовка;

• Проведение дела;

• Коллективный анализ;

• Результат.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)

Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Преподаватель с помощью этих технологий стремится повысить уровень образованности и воспитанности.

• В конце беседы ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Цели достигаемые при использовании кейс-технологии:

1. Интеллектуальное развитие обучаемых.

2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.

Положительные результаты:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;

• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

Шоу технология - имеет три особенности: деления участников на выступающих(«сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы.

Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Достоинства:

-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: