Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла»
ФИО педагога, должность: Шуваева Ульяна Ивановна, воспитатель
Возрастная группа воспитанников: Старшая группа
Наименование образовательной организации
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: В мире металла
Цель: 1. Познакомить детей со свойствами и качествами металла;
2. научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.
3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Задачи: Обучающие.
Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла: гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук.
Развивающие.
Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитывающие.
Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
Интегрируемые образовательные области: Речевое, социально-коммуникативная
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: Познавательно- исследовательская, общение
Форма организации детей: Занятие, форма организации фронтальная
Методические приемы: Вопросы, беседа, указание, игровой, лексические приемы, объяснение, обсуждение, проведение и наблюдение опытов, оценка действий, рассматривание предметов, загадки.
Материал и оборудование: Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т.д.,) металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д.,)
Раздаточный материал: Карточки с изображением металлических и не металлических предметов, металлические пластины, ложки, вилки, кусочки проволоки.
Планируемый результат: Умение отличать металл от других предметов, использование его свойств в повседневной жизни.
Предварительная деятельность с воспитанниками: Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».
Части НООД | Деятельность воспитателя (подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности (например: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т.п.) | Деятельность детей (прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности (например: отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения; определяют последовательность выполнения задания и т.п.) | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цель: Мотивация детей на предстоящую деятельность | ||
Создание образовательной ситуации | - Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки. 1. Бьют парнишку по фуражке, Чтоб пожил он в деревяшке. 2. В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. 3. Всех на свете обшивает Что сошьет, не надевает. 4. Два кольца, два конца, Посередине гвоздик. 5. Две стройные сестрицы В руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки… И вот он – шарф для Петеньки. 6. Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. - А из чего сделаны все эти предметы? - Значит какие они и наш робот Самоделкин? | Гвоздь Утюг Иголка Ножницы Спицы Ложка Из металла Металлические | |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | - Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь). Самоделкин рассказывает: - Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Дети хотите пойти со мной и узнать еще много интересного про металл? | Да | |
2 часть – основная | Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Самоделкин предлагает определить особенности металла. Дети что вы знаете про металл? | Ответы детей | создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мерепроявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использоватьласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Ребята давайте приложим пластинку к щеке, какая она? А если ее погладить пальцем,какая она? Сейчас я нагрею свою пластинку на огне,дети потрогайте ее, что вы чувствуете? Правильно, пластинка стала теплой, это значит, что металл нагревается, Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью. Так же мы увидели, что металл не горит, поэтому его часто используют в разных сферах деятельности. Дети кто-нибудь пробовал согнуть железные предметы? Давайте теперь попробуем согнуть нашу пластинку, у кого-нибудь получилось? Теперь давайте попробуем согнуть проволоку, получилось? Это можно объяснить так, что чем толще металлическое изделие, тем его сложнее сломать и изогнуть Давайте попробуем поцарапать железную пластинку рукой. Что произошло? Железную пластинку можно поцарапать только другим металлическим предметом, например гвоздем. Все это свидетельствует о том, что металл очень прочный. Давайте проводем магнитом над нашей пластинкой Что произошло? металлические предметы притягиваются магнитом, значит, металл обладает магнетизмом. Давайте возьмем в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Какая ложка тяжелее? А теперь ложки кладем в таз с водой: металлические сразу тонут, что это значит ребята? Звук металла: Давайте теперь постучим по нашей металлической пластинке ложкой, раздается звонкий звук, а теперь постучите ложкой по нашему столу, звук более глухой. Что это значит? Давайте наши пластинки поднесем к лампочке, мы видим ее отражение, это значит, что металл блестит У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить. - Как вы думаете, что с ним случилось? - Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показывает ржавый гвоздь и не ржавый). Вот и наш Самоделкин заржавел. Чтобы он опять начал ходить, мы его накормим маслом, т.е. смажем его, и он опять начнет ходить как раньше. | Она прохладная Гладкая Она нагрелась Да нет да Царапин не осталось Предметы примагнитились Ответ детей Металлическая ложка тяжелее Металлические предметы звучат громче Ответы детей | способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | Игра «Определи на ощупь». Я приготовил для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Давайте закроем глаза и на ощупь определим из чего сделан предмет, который вы достали. Игра «Правда – неправда» Давайте проведем игру на закрепление наших новых знаний. Я говорю признаки металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то вы дети хлопаете в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то сидите тихо. - Не нагревается на солнце. - В воде не тонет. - На огне нагревается! - Тонет в воде! - Намагничивает деревянные предметы. - Под воздействием влаги ржавеют. - Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия). - Блестящие! - Металлы звонкие! | ||
3 часть – заключительная | Цель: Подвести итог непосредственной образовательной деятельности | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | -Итак о чем мы сегодня с вами говорили? - Что мы еще делали? -Как вы думаете мы с вами справились с изучением металлов? | О металлах Ответы детей Да | |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | Вы все молодцы, теперь давайте попрощаемся с Самоделкиным и скажем ему спасибо за новые знания. Дети у меня на столе лежат карточки с изображением разных предметов, найдите каждый по карточке, где изображён металлический предмет. | Спасибо, досвидание. |