Рациональные приемы запоминания




v Малая мнемотехника

1) запоминание перед сном, в состоянии расслабления, или после сна, отдыха;

2) “не в один присест” здесь большую роль играет повторение (через 2-3 дня);

3) чередовать восприятие и воспроизведение;

4) сенсорная (чувственная) опора – вспомогательные приемы:

· узелки на память,

· подчеркивание,

· ассоциировать с предметами.

5) обусловливание, оно может быть:

· ситуативное (учите в одной и той же обстановке),

· ритмическое (учите в одном и том же темпе),

· эмоциональное (музыка).

6) важен эмоциональный настрой на работу (продуктивность памяти возрастает);

7) вербализация образов (проговаривание, сравнение.)

v Большая мнемотехника

1) версификация (запоминание в стихах);

2) криптографирование (перекодирование);

3) выделение логических структур (что главное, в чем суть);

4) отделение знания от незнания;

5) эстетическое (красивое) запоминается лучше;

6) дидактический прием (изучили раздел, придумали задачу).

v Правила сохранения знаний

1. Выделите то, что нужно запомнить.

2. Отвлекитесь от постороннего, сосредоточьтесь на том, что надо запомнить.
3. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом, используйте мнемотехнику.
4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
5. Опирайтесь на свой тип памяти.
6. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
7. Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
8. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний, необходимым в данный момент.

 

 

Развитие памяти в онтогенезе
Память во всех ее формах очень важна для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет она в начале жизни ребенка. О существовании первых форм памяти свидетельствуют исследования пренатального периода, которые показывают, например, что звуки из сериала, просмотренного будущими матерями, узнавались ребенком после рождения. Известны также отдельные воспоминания выдающихся людей прошлого (в частности, С. Дали), относящиеся к периоду существования внутри утробы. Актуализация подобных образов используется и в трансперсональной психотерапии С. Грофа, тем самым также подтверждая наличие первичной памяти у еще неродившегося младенца.

Сразу же после рождения у ребенка присутствует особый вид запоминания – импринтинг (запечатление), основанный на повышенном содержании в крови ребенка бета‑эндорфинов, что способствует высокой впечатлительности новорожденного. Именно поэтому считается полезным, чтобы первая встреча ребенка с родителями не откладывалась надолго [8, 9, 12, 14, 16].

На протяжении первого года жизни память ребенка пластична, но беспорядочна и непроизвольна. Раньше всего, уже на первом месяце, возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий. Начиная со второго года и до семи‑восьми лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения. Поэтому дети после года нередко очень раздражаются, если, рассказывая сказку, взрослый заменяет или переставляет слова.

Во втором полугодии ребенок предпочитает знакомую игрушку новой, т. е. узнает их; он также способен различать близких людей по голосам.

После года у ребенка формируются элементарные представления. На протяжении второго года увеличивается объем и скрытый период узнавания: если до года он способен узнавать близкого человека после двух‑трехнедельной разлуки, то после года – даже после двухмесячного перерыва.

После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа – сад, дом, дорогу, и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте. На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия – умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом, ножницами; они складываются в динамические стереотипы, однако еще далеки от автоматизмов.

Амнезией называют такое нарушение памяти, в результате которого человек не может вспомнить факты, информацию или события прошлого. Хотя кино и телевидение пытаются навязать нам, что люди с амнестическим синдромом совершенно не помнят, кто они такие, в реальной жизни это расстройство психики обычно не приводит к потере самоидентификации. Обычно такие больные находятся в ясном сознании. Они имеют большие проблемы, лишь пытаясь запомнить свежую информацию, сформировать новые воспоминания. Неврологическую амнезию вызывает повреждение определённых областей мозга. В отличие от временного эпизода потери памяти (транзиторная глобальная амнезия), такое нарушение работы памяти может быть постоянным.Психогенная амнезия вызывается конкретными стрессовыми факторами. Виды Врачи выделяют 6 основных типов этого расстройства. Антероградная амнезия. Возникает в результате травм головного мозга, затрагивающих гиппокамп, свод или мамиллярное тело. Пациент может запоминать события, которые происходят после начала заболевания, но лишь на несколько минут. У таких пациентов последние события просто не откладываются в долговременной памяти. Пациент не может вспомнить, как зовут его коллег, чем он завтракал, какой фильм смотрел накануне. Хотя интеллект, личность и рассудок такого человека остаются сохранными, он обычно сталкивается с большими проблемами сохранения работоспособности, поскольку его ежедневная память находится в очень плохом состоянии. Обычно антероградная амнезия оказывает разрушительное воздействие на человека и его семью; Ретроградная амнезия. Больной не может вспомнить события, которые происходили до начала заболевания. Такое состояние вызывают заболевания или травмы головного мозга, особенно тех областей, которые связаны с эпизодической памятью (гиппокамп и средние височные доли). К сожалению, лечению этот вид на данный момент не поддаётся; Диссоциативная амнезия. Пациент не в состоянии вспомнить важную личную информацию, но сохраняет общие знания. Такое состояние наблюдается у людей, ставших свидетелями жестокого преступления или тяжкой аварии. Диссоциативная амнезия – это скорее психологическая, а не медицинская болезнь. Пациенты с таким нарушением памяти не испытывают кризиса идентичности, но, как правило, проходят через состояние тотального шока, поэтому у них развивается обезличивание как попытка блокировать стрессовый опыт. Иногда такое расстройство может быть ретардированным, то есть возникать лишь через некоторое время после психотравмы. Диссоциативная амнезия подразделяется на подтипы: Тотальная диссоциативная амнезия. Охватывает всю жизнь человека; Локализованная психогенная амнезия. Нет воспоминаний о конкретном травматическом событии; Избирательная. Больной лишь выборочно вспоминает события, произошедшие в течение определённого времени; Систематизированная диссоциативная амнезия – потеря памяти о конкретной категории информации; Детская амнезия. Неспособность вспомнить события раннего детства. Предполагается, что это происходит из-за недоразвития определённых областей головного мозга на самых ранних стадиях; Транзиторная глобальная амнезия (ТГА). Характеризуется временными провалами памяти у здорового во всём остальном человека. В течение определённого периода больной не в состоянии запомнить недавние действия, визуальную или устную информацию более чем на пару минут. Хотя пациенты сохраняют свою индивидуальность и общие способности, однако они перестают узнавать обстановку и окружающих их людей. Хотя период потери памяти обычно не длится более одного дня, больные сильно переживают! ТГА обычно поражает мужчин в возрасте 50-80 лет; Психоз Вернике-Корсакова. Часто сопровождает прогрессирующая амнезия, вызванная продолжительным злоупотреблением алкоголем. Она часто сопровождается неврологическими дисфункциями. Составным элементом синдрома Корсакова является фиксационная амнезия – нарушение памяти на текущие события. Фиксационная амнезия также является прогрессирующей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: