Эстетика Эммануила Канта.




Курс

Эстетика

 

Эстетика – это наука о совершенном чувственном познании, основанным на симметрии, гармонии и чувстве пропорции.

 

Эстетика – это философская наука, которая изучает два взаимосвязанных круга познания: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру; сферу художественной деятельности людей.

 

 

История Эстетической мысли

 

Античная эстетика

Эстетика Древней Греции

Философия (филео – любовь, софия – мудрость) – любовь к мудрости.

 

Для мировоззрения древних греков характерны:

- космоцентризм (космос – что-то ограиченное в пространстве, имеет центр, симметрию; гармоично устроенный).

- Демократия (Город – полис, свое народное собрание, свои законы)

- Двойственное отношение к искусству: восторгаются произведениями, недолюбливают художника (физический труд удел рабов).

 

Пифогор

первым придумал теорию эстетического воспитания – с помощью музыки. (В его Пифогорийской школе). Весь мир – это число. Слушали музыкальные вибрации вселенной. Выщитали музыкальные интервалы.

«Считая, что это попечение о людях проще всего осуществлять через органы чувств, с помощью которых можно созерцать прекрасные формы и виды, слушать прекрасные песни и ритмы, он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душевных сил. Он также придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела»

 

Гераклид Эфесский

“Вечность – это дитя, играющее в шашки”.

От Гераклида в стетику дошли два тезиса:

1) Вечность – это огонь, вечно разгорающийся и вечно потухающий.

2) Красота – это понятие относительное. (Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с родом людей).

 

 

Демокрит

Пытается объяснить происхождение искусства стественными причинами (Нужда и голод были для человека учителями во всем. Никакое искусство не следует производить ни к какому божеству, все искусства порождены потребностями и обстоятельствами). Ремесла – тоже искусства.

Искусство возникло из подражания человека природе (от паука тканию, от ласточек домостроению и т.д. – мимесис (искусство как подражание природе)). (+ музыка не от нужды, а от излишества благ).

“Прекрасна во всем середина. Мне не по душе ни изобилие ни недостаток. Если привысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным.”

Сущность прекрасного заключается в симметрии, мере и гармонии частей. Прекрасное в человеке – это гармоническая жизнь, равновесие физических и душевных сил, равновесие и мера во всем. Телестная красота человека есть что-то скотоподобное, если под ней не скрывается ум. Искусству, как и мудрости, нужно учиться, но высокие достижения возможны лишь при наличии таланта, душевного огня и вдохновения.

 

 

Сократ

Мало интересовался устойством мира, больше исследовал человека.

“Познай самого себя”.

“Я знаю, что я ничего не знаю”.

Предпочитал общаться с простыми афинянами. Платон – ученик Сократа. Историк Ксенофон.

- Диалог. - Постоянный самоанализ.

Сократ – примерный человек, сражался, когда призывали. Деньги за обучение не брал. Осужден на смертную казнь.

 

Эстетика Сократа:

Майовтика: вопрос о красоте для скульпторов, о мужестве военному. Они дают конкретные примеры красоты, а скорат правоцирует их на общее определение.

“Прекрасна только та вещь, которая пригодна для чего-либо. И навозная корзина сделана прекрасно, если ее можно использовать, а золотой щит – безобразный”.

Разделяет позицию мимесиса, но подражание – это не простое копирование, так как нелегко встретить человека, у которого одного все было бы безупречно. Идеальных людей нет, художних должен творчески воспроизводить природу, отбирать лучшие признаки и соединять из в идеал.

“Какие люди достойны быть изображенными в искусстве? Достойны изображения те, у кого присутствуют прекрасные, благородные черты характера, высокие нравственные качества” – Сократ объединяет этику и эстетику, добра и кратосы, что называется калокагатия.

Сократ выбвигает человека в качестве главного объекта искусства.

 

 

Аристотель (384-322 г до н.э.)

Ученик Платона, пробыл в академии Платона 20 лет.

Аристотель – вершина античной классики. Не разделяет идеолоч. маски Платона, возвышает бытие (прекрасно само по себе).

Искусство воспроизведение прекрасного бытия характеризуется мерой «порядком» и гармонией. Основными видами прекрасного являются слаженность, соразмерность и определенность.

Самым прекрасным является человек, и, как воплощение прекрасного, человек есть предтеча искусства.

Искусство это мимесис. Сравнивает искусство и науку (искусство выше).

Деление литературы на жанры:

- Эпос (объективный рассказ)

- Лирика (субъективный реакция автора)

- Драма (сочетание того и другого)

 

Эстетика средних веков

(IV-XIV)

Христианство.

Патристика – творчество отцов церкви, объяснение библии, заповедей.

 

Фундаментальные мировоззенческие принципы средневековья:

 

1. Принцип теоцентризма (источник вечного блага и красоты – бог)

2. Принцип креацианизма (все сотворено Богом из ничего и стремится к ничему).

3. Принцип провиденциализма (бог правит созданным им миром, человеческой историей и поведением каждого человека).

4. Принцип персонализма (человек понимается как персона, личность.)

5. Принцип ревиляционизма (самый надежный способ постижения истины священного писания).

 

Василий Великий (347-419)

Церковная догматика, модельная концепция аскетизма.

Осуждает тех, кто тсремится обучаться искусству, так как такой человек своенравен и неверен.

Человек должен проводить всю свою жизнь в посте.

Осуждает смех как признак слабости и сведетельство надменности души.

 

Иоан Златоуст (347-407)

О воспитании детей.

Против обучения детей искусству.

 

Иероним (330 - 419)

Писал послания знатным римским людям, пропогандировал аскетизм.

 

Иоан Домаскин

Лидер экомофиров.

Икона – символ, приводящий молящегося к первообразу.

Правила писания иконы: правдивый первообраз, должен соответствовать учениям древних, должны быть прекрасными.

Икона – книга для неграмонтных.

 

Гневдо-Дионисий А.

Конец IV начало V – трактаты: «Об именах Бога», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Таинственное богословие».

Одной из форм передачи человеческих знаний выступает система чувственно восрпинимаемых символов, образов, знаков, изображений, которые обхватывают всю сферу искусства.

Символы служат сокрытию истины от непосвещенных. Символы выражают истину, поэтому нужно учиться видению символов.

Есть два класса символов: образоподобные и образонесходные.

Полное постижение символов приводит к неописуемому наслаждению.

Красота: божественная, небесных существ, предметов материального мира.

Требования к искусству: условность художественных произведений, локонизм, ---.

 

 

Эстетика Возрождения

(XIV-XVI)

 

В к 16ст в книге «Жизнеописание знаменитых живописцев и зодчих» было введено название эпохи – Возрождение.

Идея креативности. Гуманизм.

Полетеизм – бог и природа – одно и тоже.

Начиная с 10в открываются университеты. 1440г – изобретено книгопечатание. Великие географические открытия, в 13в изобретены часы.

 

Леон Балест Альберти (1404-1472)

Архитекрута. Украшение – это необходимая часть совершенного и прекрасного. Безобразное – это ошибка, которую нужно исправить. Искусство призвано исправлять или скрывать безобразное.

 

Марсилио Фичино (1433-1499)

 

 

Эстетика борокко.

Борокко – переводится как причудливый, вычурный, странный. Жемчужина причудливой формы.

Социальная среда формирует характер человека. Были вынуждены признать зависимость человека от общества. Появилось понятие долга.

 

Флоренцо Бернини (1598-1680)

Кто не нарушает иногда правила, тот не превосходит его никогда.

Статуся Давид.

 

Спустя 100 лет после Давида - Миклеланджело, фонтан 4х рек – площадь Навона в Риме. С 1648-1651г.

Площадь перед собором Петра в Риме

 

Возчики камней – Рубенс.

 

Острый ум – способность думать аллегориями, метафорами, высокий интеллектуальный уровень.

 

 

Эстетика классицизма.

 

Классицизм – классикус, образовый.

 

Ф. Бэкон –писание дело рук божьих, они не противоречат друг другу, наоборот, они согласуются друг с другом. Природа и священное. Только поверхностное знакомство с природой отвращает от религии, более глубокое проникновение – помогает. Ставит задачу познания природы. Индуктивный – от частного к общему. Истина - дочь времени а не авторитета.

 

 

Декард – основатеь рационализма. Огито эрго сум – я мыслю, следовательно я существую.

 

Джон лок – человечкая душа – tabula rasa.

 

Николло буало – пишет трактат в стихах в 4х частях, называется – поэтическое искусство.

 

 

Эпоха просвещения

 

Жан миль, всю жизнь проработал священником. Творец – природа.

Главный лозунг просвещения – прогресс общества есть прогресс познания. Идея перестройки жизни на разумных основаниях. Перестройка мыслилась как результат распространения положительных практически полезных знаний о природе и обществе. Информация противоречила традиционному христианству.

Идея просвященного. Bдея принадлежала Вольтеру.

Путь революции снизу.

 

Функция искусства – воспитательная.

 

Деизм – бог – первопричина.

 

Просветительский классицизм – преобразовывается в просветительский реализм. Сентиментализм – третье направление. Отдаёт предпочтения чувствам. Появляется герой низов.

 

Трагедия. Задачи трагедии – возмущение общественным злом, его активное неприятие. Более зрелищные постановки.

 

Искусство – способно преобразовать общество. Просветительский реализм обращается к современности. Появляются новые жанры – мещанская комедия, мещанская драма, слёзная комедия.

 

Эдвард Юнг – яркий представитель англмйского сентиментализма. Написал поэму под названием «жалоба, или ночные думы о жизни, смерти и бессмертии…» Состоят из 9 книг – 9 бессоных ночей поэта.

 

Томас Грей (1716 – 1171)

Написал эллегию – была переведена на все европейские языки.

 

Баумгартер – эстетика в 3 частях. Он является автором слова Эстетика –наука о современном чувственном познании, основанном на симметрии, гармонии и пропорции.

 

Винкльман – немецкий историк искусства. Написал историю искусства древности.

Эстетический идеал – благородная простота и спокойное величие (выражение Перикла), внутренняя страстность и внешнее спокойствие. Подражание направлено на единичный предмет, либо над целым рядом единичных предметов. В первом варианте получается похожая копия или портрет. Во втором варианте – получается идеальное изображение.

 

Дидро – был сторонником просветительского реализма – написал трактат философское исследование о происхождении и природе прекрасного. Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок.

Актер должен зажигать зал холодной головой, уметь управлять жестами, умениями и мизансценами.

 

Эстетика Эммануила Канта.

«Критика, способоности, суждения» - книга Канта.

 

Классификация искусства Кантом:

 

1. Словестные искусства: красноречие и поэзия. Для Канта – это высшая форма духовного творчества (то, что выделяет человека от животного – слова).

2. Изобразительные: а) искусство чувственной истины (архитектура, скульптура, прикладное искусство) б) искусство чувственной видимости (живопись[искусство прекрасного воображения природы, искусство изящной компоновки продуктов природы – натюрморт, декоративное садоводство].

3. Искусство игры ощущений (музыка). Музыка на втором месте после поэзии, но в отличие от поэзии впечатление от музыки мимолетно. Музыки не хватает вежливости, так как она распространяет свое влияние на других и ущемляет их свободу.

 

Сочетание основных видов искусства дает новые виды.

 

Учение Канта о Гении:

 

Для суждения о произведении искусства нужен вкус, а для их создания – Гений.

Признаки, которые характеризуют гения:

1. Способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила.

2. Созданное произведение должно быть образцовым.

3. Автор не может объяснить другим, как возникает его произведение.

4. Сфера гения – не наука, а искусство. (В науке трудятся таланты).

 

Комическое:

Человек – это животное, которое способно смеяться. В том, что вызывает смех, должно быть нечто нелепое. Смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто.

 

 

Эстетига Георха Фридрика Вельгельма Гегеля

1770-1831

 

После смерти Гегеля его ученик собрал конспекты студентов и опубликовал 4 тома «Эстетики».

 

 

Эстетика 19 века

Реализм интересует типичные характеры в типичных обстоятельствах. Реализм 19 века является наследием реализма, характерного для античности, просвящения. Новое в реализме 19 века: развитие реализма тестно связано с развитием капитализма, появляются новые герои – буржуа (люди предпринимательства, деловой человек) и рабочие.

Реализм хорошо отразился в творчесте Мопассана, Бальзака, Чарльза Диккенса, Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия», Томас Гарди – социальный роман.

Появляется реалистическая живопись, пейзажи. Курбе, Домье, Руссо – сельский пейзаж, тоска по сельскому пейзажу на фоне урбанизации. Критический реализм.

В 80гг 19 века Реализм сменяется натурализму – биологическое начало, жизнь тела. Самые известные натуралисты – браться Гонкуры. Во второй половине 19 века натурализм впадает в стадию декаданса – Шарль Бардьер «Цветы зла».

Артур Шопенгаур – «Жизнь как воля и представление». Стал один из первых сторонников теории элитаризма – в искусстве творит элита, особенные люди. Искусство должно быть элитарно. «И гений и таланты творят искусство». Гении отличаются рано развившимися способностями интуитивного познания сущности вещей и воплощают их в художественных образах. Этой способностью облажают не только художники, но и философы. Таланты мыслят дискурсивно (рационально), мыслят глубже обычных людей, но не достигают высот гения. Таланты проявляются в науке и второсортном искусстве. (Гений творит на будущее, сегодня он не понят, а таланты работают на современное искусство и приносят пользу, но поддвергнуты забвению. Гениальное произведение - бесполезно). В мире господствует слепая воля.

Фридрих Нитше – ученик Шопенгаура (лично не были знакомы, прочел его книгу и объявил себя его учеником). В античной культуре можно выделить 2 начала – апполоновское и дионисийское, эти два начала дали начало всей культуры. Апполон – это искусство дня, искусство рациональности и разума. Дионисийское – иррациональное искусство, искусство ночи, опьянения.

Анри Бергсон – философия жизни. Жизнь – что-то неуловимое.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: