Начального общего образования: назначение, структура, требования.




Федеральный государственный образовательный стандарт

 

ФГОС (6 октября 2009) – общественный договор между семьёй, обществом и государством. Стандарты первого поколения (2004) выполнили свою основную миссию – сохранили единое образовательное пространство страны.

Стандарт – это совокупность трёх требований:

· к результатам освоения основных образовательных программ,

· к структуре этих программ;

· к условиям их реализации.

Новый Стандарт определяет требования к системе образования и тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за его исполнение. Новый Стандарт – общественный договор с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом и семьёй. Новый Стандарт определяет требования к системе образования, а не к ученику (как было до сих пор).

Методологическую основу Стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно-деятельностный подход в обучении. Школа должна обеспечивать личностное развитие ученика в рамках учебного процесса: умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей. Основной результат образования – достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими универсальных учебных действий и способов, специфичных для изучаемых предметов (различные приёмы работы с текстом: прогнозирование содержания по заголовку, по рисункам, умение списывать текст, выписывать отдельные слова или предложения).

Ведущий документ – «Требования к результатам освоения основных образовательных программ». Это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования. В соответствии с этими требованиями система образования должна строить свою деятельность и обеспечивать условия реализации. Требования: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам относятся:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению и познанию;

- ценностно-смысловые установки, отражающие социальные компетенции и личностные качества учащихся;

- сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам относятся освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам относятся:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на основе речевых возможностей и потребностей; правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, расширение лингвистического кругозора;

3) Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка (знакомство с жизнью сверстников, с детским фольклором, с детской художественной литературой).

Требования Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и оценки качества образования.

Предмет итоговой оценки освоения программы начального общего образования – достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Разработанная система оценивания достижения планируемых результатов позволяет через систему заданий (аудирование, чтение, письмо на базовом и повышенном уровнях) выявить уровень освоения предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования направлена на оценку достижения планируемых результатов.

Новый стандарт сохраняет автономию школы и расширяет возможности развития вариативности образования. Школа имеет возможность разработать программу образовательного учреждения, а учитель – создать свою рабочую программу.

Рабочие программы должны основываться на Примерных программах начального общего образования. В них описываются цели изучения ИЯ, раскрываются результаты освоения программы на начальной ступени обучения. Цели и результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В разделе «Примерное тематическое планирование» представлен перечень тем и число учебных часов на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика. Примерная программа включает также «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

«Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» - это система требований к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации программы. Ответственность за выполнение требований несут учредитель и руководитель образовательного учреждения.

Реализация Стандарта невозможна без новых УМК. В условиях современного информационного пространства учебник должен быть не самоучителем, а «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов. Его содержание необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Этот учебник должен иметь видео и электронное сопровождение (CD) и литературу на традиционных бумажных носителях. Электронный носитель – важное дополнение, а не основная составляющая. Электронное сопровождение учебников является одним из средств расширения информационно-образовательной среды и формирования навыков информационной культуры подрастающего поколения в новом информационном мире.

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: