Краткая характеристика объектов показа




Контрольная работа

Модель авторской экскурсии «Вокзалы Санкт-Петербурга»

Выполнила студентка

III курса заочного отделения

Лакова Екатерина

Санкт-Петербург

2005 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Введение............................................................................................................................................................................... 3

2. Краткая характеристика объектов показа........................................................................................... 4

3. Описание объекта - Варшавский вокзал................................................................................................. 8

4. Заключение..................................................................................................................................................................... 12

5. Список литературы.................................................................................................................................................. 13


Введение

 

Экскурсия для участников представляет собой прежде всего интеллектуальное удовольствие, а для экскурсовода – это сложный творческий процесс, требующий незаурядных знаний и умений педагога, владения навыками коммуникации.

Тема авторской экскурсии – Железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга».

В качестве объектов своей авторской экскурсии я выбрала железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга, так как они являются неотъемлемой частью жизни города, его истории и культуры. Кроме того, вокзалы довольно редко являются объектами внимания экскурсоводов, хотя для многих туристов именно с вокзала начинается процесс знакомства с городом, страной.

Цель экскурсии - показать современные сооружения петербургских вокзалов, которые представляют собой замечательные архитектурные и инженерные сооружения, являются важнейшим элементом инфраструктуры города, его истории и культуры.

Аудитория – старшие школьники и студенты.

Библиография экскурсии включает следующие книги, пособия и материалы: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. – 5- изд. – М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.; Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 5-е изд. - СПб.:КОРОНА принт, 2005. – 384 с.; Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – М.: ИКЦ «МарТ». Ростов на Дону, 2005. - 272 с.; Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 559 с.; История железнодорожного транспорта России. Т.1, 2. – СПб., 1994, 1997; Фролов А.И. Вокзалы Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во «Глагол», 2003. – 128 с.; материалы сайта: https://we.tkspb.ru/main.htm - развлекательно-торговый комплекс «Варшавский экспресс».

 

Краткая характеристика объектов показа

 

Объекты показа: Витебский вокзал, Московский вокзал, Варшавский вокзал, Балтийский вокзал, Финляндский вокзал, Ладожский вокзал.

История первой железной дороги России связана с Санкт-Петербургом. Она началась в 1835 году, когда австрийский профессор и предприниматель Ф.Герстнер направил Николаю I докладную записку «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск», где доказывал, что железная дорога является полезным предприятием для здоровья жителей столицы, «имеющих нужду в отдыхе».[1]

30 октября 1837 состоялось торжественное открытие первой в России общественной железной дороги. В этом же году вблизи пересечения Загородного проспекта с Введенским каналом было построено одноэтажное деревянное здание первого в стране железнодорожного вокзала - Царскосельского (Витебского).

Нынешнее здание вокзала возведено в 1904 году (архитекторы С.А.Бржозовский, С.И.Минаш). Царскосельский вокзал стал одним из первых общественных зданий города, возведенный в стиле модерн.

Здание Витебского (бывшего Царскосельского) вокзала уникально: в мире найдется очень немного сооружений, устроенных так, чтобы поезда прибывали к перронам, расположенным на втором этаже. Такое необычное инженерное решение было применено строительной компанией «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» в 1904 году из-за местоположения нового Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Инженеры придумали все путевое развитие спроектировать на насыпях, чтобы «развести» его с набережными канала и Боровой улицей.

У Витебского вокзала есть и еще одно принципиальное отличие. Он был императорским, потому что именно с него начиналось путешествие в Царское село - главную официальную летнюю резиденцию императорского двора. Этим статусом в большой степени определены и великолепные интерьеры вокзала - три зала ожидания для пассажиров и отдельно Императорский павильон, где могли отдохнуть члены царской фамилии и двора.

Историческая значимость ощущается уже при входе, где в перспективе главной лестницы на высоком пьедестале из красного порфира находится бюст Николая I, мраморные доски и живописное панно.

Николаевский (Московский) вокзал (1847-1851 гг.). Вокзал расположен по адресу: площадь Восстания, д.2.

На первой магистральной российской железной дороге Санкт-Петербург - Москва было 34 станции и 2 вокзала. Оба вокзала - Московский в Петербурге и Петербургский в Москве - возводились по проекту Константина Андреевича Тона, известного архитектора, уже построившего к тому времени Екатерининскую церковь у Обводного канала в Санкт-Петербурге, комплекс Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Департамент железных дорог предложил архитектору предварительный план сооружений, на основе которого он и начал в 1843 году работу над проектом. Согласно замыслу архитектора вокзалы сооружались по единому проекту. В результате в обеих столицах появились одинаковые двухэтажные здания в ренессансном стиле с круглыми декоративными колоннами, высокими венецианскими окнами и строгой часовой башней в центральной части.

Варшавский вокзал - Варшавский вокзал явился третьим в Петербурге - после деревянного Витебского (1837г.) и Московского (1851г.) вокзалов. Его строительство было осуществлено в несколько этапов на протяжении 1850- начала 1860-х годов. В 1853 году, к открытию постоянного движения на участке Петербург - Гатчина, по проекту К.А.Скражинского по обеим сторонам путей, параллельно им, построили два корпуса, пространство между которыми, занятое «путевым двором», было перекрыто кровлей. Третий, главный корпус Варшавского вокзала был обращен к Обводному каналу. Варшавский вокзал с 2003 года стал историей и музеем.

 

Петергофский (ныне Балтийский) вокзал появился в связи со строительством железной дороги до Петергофа, начатым в 1853 году. Здание вокзала (1855-1857 гг.), возведенное по проекту профессора архитектуры А.Кракау имеет два боковых двухэтажных флигеля с ризалитами. В левом флигеле располагались царские апартаменты, в правом - служебные. Кракау возвел здание Балтийского вокзала в стиле ренессанс, очень модного в то время. Архитектор взял за основу наружную часть здания Восточного вокзала в Париже, но изменил форму кровли под шатром, сделав ее двухскатной.

Именно с Балтийским вокзалом связано появление первой электрички.

К 300-летнему юбилею города вокзал полностью отреставрирован, его открытие стало праздником для тысяч горожан, которые выезжают с этого вокзала в Петергоф, полюбоваться знаменитыми фонтанами.

Финляндский вокзал (пл. Ленина, 5) – самый молодой из пяти вышеперечисленных вокзалов. Но и его история насчитывает более ста лет. 11 сентября 1870 года - официальный день открытия всего станционного комплекса зданий и сооружений «Санкт-Петербург – Финляндский». Его строительство связано с вводом первого участка железной дороги протяженностью 120 верст, соединившего Санкт-Петербург с Финляндией. Всего на этом участке было построено 32 станции.

Здание Финляндского вокзала построено по проекту архитектора П.С. Кулинского, а интерьеры вокзала отделаны по проектам финских инженеров В. Вестлинж и П. Дегенера.

В годы Великой Отечественной войны Финляндский вокзал был единственным работающим вокзалом в блокадном Ленинграде. Отсюда начиналась знаменитая Дорога жизни. Об этом напоминает мемориальный столб № 1, установленный на перроне вокзала. Отсюда эвакуировались дети блокадного Ленинграда, сюда с Большой земли поступало продовольствие, горючее, вооружение. 7 февраля 1943 года в 10:00 на Финляндский вокзал пришел первый после прорыва блокады поезд из Челябинска, который открыл постоянное и регулярное сообщение с Ленинградом.

В 1965 году по проекту архитекторов П.А. Ашастина, А.В. Баранова и Я.Н. Лунина началось строительство нового здания вокзала, которое завершилось в 1969 году. Его высота - 8 метров. Над зданием вокзала расположена башня со шпилем высотой 13 метров. На фасаде установлены бронзовые барельефы, напоминающие о встрече Ленина с солдатами и матросами Петрограда в апреле 1917 года. На перроне вокзала 20 апреля 1961 года установлен паровоз старой конструкции № 293.

К 1980 году со стороны Финского переулка был построен второй фасад, в центре которого оставлен фрагмент старого вокзала. В 1994 году произведена реконструкция кассового зала «Экспресс-2», и установлено современное оборудование для продажи железнодорожных билетов.

Ладожский вокзал – самый современный вокзальный комплекс Санкт-Петербурга, расположенный на Малой Охте рядом со станцией метро «Ладожская». Построен в 2001-2003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна и потенциально рассчитан на приём 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования. Он стал подарком российских железных дорог к 300-летнему юбилею города на Неве.

Идея строительства этого вокзала родилась в 70-е годы прошлого века. Важнейшими предпосылками для этого стали необходимость разгрузки исчерпавших свои возможности увеличения объемов перевозок Московского и Финляндского (второго в стране по объемам пригородного движения) вокзалов, а также бурное развитие правобережной части города - Невского и Красногвардейского районов.

Созданный в концепции интеллектуального здания, Ладожский вокзал является самым «умным» в Европе, а его электронная начинка обеспечивает повышенный комфорт, безопасность и высокое качество обслуживания клиентов.

Вокзальный комплекс состоит из вокзала пригородных поездов и вокзала поездов дальнего следования. Вокзал пригородных поездов расположен на подземном (нижнем) ярусе (соответственно, на эскалаторе нужно спуститься вниз от уровня наземного вестибюля станции метро). Там же работают пригородные кассы и установлены турникеты для прохода к электропоездам. В посттурникетной зоне находится зал ожидания пригородных пассажиров.

Вокзал поездов дальнего следования расположен над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус. Соответственно на эскалаторе необходимо подняться вверх от уровня наземного вестибюля станции метро. Основное пространство верхнего яруса на вокзале - Световой зал - именно там расположены все необходимые для удобства пассажира службы, начиная от предварительных касс и заканчивая дежурным по вокзалу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: