Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности




Охарактеризованные выше функциональные виды педагогической деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной деятельности, которые отно­сят к основным видам педагогической деятельности, осуществляемым в процессе об­разования учащихся. Преподаваниепедагогическая деятельность, направленная на управ­ление учебно-познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работапеда­гогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Эти два вида педагогической деятельности в их единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Сравним в общих чертах деятельность пре­подавания и воспитательную работу (таблица I).

 

Преподавание Воспитательная работа
1.Осуществляется в рамках разных организационных форм. Имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. 1.Осуществляется в рамках разных организационных форм. Имеет цели, недостижимые в ограниченные промежутки времени. Предусматривается лишь последовательное решение конкретных задач воспитания, ориентированных на общие цели.
2. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебных целей и задач. 2. Важнейшим критерием эффективности воспитания являются позитивные изменения в с­ознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциях, чувствах, поведении и деятельности.
3. Содержание и логика обучения могут быть четко представлены в программах обучения. 3. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах. Логику воспитательной работы учителя в каждом кон­кретном классе вообще невозможно зафиксировать в нормативных документах.
4. Результаты учения почти однозначно опре­деляются преподаванием 4. Результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер, так как педа­гогические воздействия воспитателя пересека­ются с формирующими влияниями среды, не всегда положительными
5. Преподавание как деятельность педагога имеет дискретный характер. Преподавание не предполагает обычно взаимодействия с уча­щимися в подготовительный период 5. Воспитательная работа даже при отсутствии непосредственного взаимодействия с воспитан­никами может оказывать опосредованное влияние на них. Подготовительная часть в воспитательной работе нередко более значима и продолжитель­на, чем основная часть
6. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе преподавания — уро­вень усвоения знаний и умений, овладения способами решения учебно-познавательных и практических задач, интенсивность продви­жения в развитии. Результаты учения легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях 6. В воспитательной работе сложно выделить и соотнести результаты деятельности воспи­тателя с выработанными критериями воспи­танности. Кроме того, эти результаты трудно предвидеть, и они намного отсрочены во вре­мени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь

Отмеченные в таблице различия преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание «легче» организовать и реализовать. Кроме того, оно занимает в структуре педагогического процесса подчинен­ное положение.

Учитель (педагог) является субъектом профессиональной педагогической деятельности. Это выражается прежде всего в его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагогаэто система интеллекту­альных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности в целом и пе­дагогической деятельности, в частности. Эти отношения являются источниками его активности. Социальная позиция педагога формируется на основе его мировоззрения (взглядов, убеждений, ценностных ориента­ции и т. п.). В процессе профессиональной подготовки на их основе формируется мотивационно-ценностное от­ношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности, которое в свою очередь выражается в направленности личности педагога. Социальная позиция педагога во многом определяет его профессиональную позицию, хотя прямой зависимости здесь нет. На выбор профессиональной позиции педагога влияют его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности лич­ности, темперамент и характер, а также многие другие факторы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: