Блок литературного чтения




Тема. Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

Урок внеклассного чтения. «Осенняя сказка»

Цель. Познакомишься со стихотворениями Ф. Тютчева «Листья», «Весенняя гроза». Поупражняешься в составлении сочинения-миниатюры, продолжишь развивать умение читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

 

- Сегодня мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется. А что значит «Поэтическая тетрадь №1»? Как вы поняли название этого раздела?

 

Прочитать статью в учебнике (с.60-61).

- Какие советы тебе пригодились?

Начальное образование Федор Тютчев получил дома. Его первый наставник был Раич Семен Егорович, молодой, очень образованный человек. Он писал стихи и занимался переводами. Занимаясь с Федором, наставник склонял его к стихосложению. При выполнении домашнего задания, он часто устраивал соревнования - кто быстрее сочинит четверостишие. Уже в 13 лет Федор был отличным переводчиком и всерьез увлекся написанием стихов. Благодаря

наставнику, а также своему таланту и упорству, Федор Тютчев свободно говорил и писал на нескольких иностранных языках. Но вот что интересно, все свои стихи Тютчев писал только на русском языке.

Московский университет факультет словесности Тютчев оканчивает с отличием в 1821 году.

Знание многих иностранных языков и отличная учеба в университете помогают ему поступить в коллегию иностранных дел на должность дипломата. Почти четверть века Тютчеву придется прожить за границей. В Россию он приезжал редко и от этого очень страдал.

Творческое наследие Федора Тютчева насчитывает чуть более 400 стихотворений. Тетрадь со стихами Тютчева случайно попадает к А. Пушкину. Пушкин в восторге, печатает стихи в журнале «Современник». Тютчев становится знаменит как поэт.

Скончался Федор Тютчев в июле 1879 года в селе Царском. Так и не начал карьеру в литературе.

Работа над текстом стихотворения «Листья».

Прочти стихотворение.

Устно ответь на вопросы:

-Понравилось тебе стихотворение?

-Какие чувства ты испытывал при чтении?

-От чьего имени написано стихотворение?

-Как поэт рассказывает о листьях?

-Приведите примеры, доказывающие это.

-С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом?

-Найдите значение слова «зефиры». За кем или зачем хотят улететь листья? (с.218)

В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер — как бог Зефир.

-Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает?

-Кого они просят о помощи?

-Как надо читать эти строчки?

-Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении.

-Каким тоном надо читать эти строки?

Творческая работа. Почти и вставь слова по смыслу.

О чём расскажут осенние листья

Вот и наступила осень! Заметно похолодало, солнце светит реже. Под ногами шуршат осенние листья. Каждый листик по-своему красив! Какие они разноцветные - ___________,__________, _________, ___________. В тихую погоду листочки падают___________, __________, __________, но стоит зашуметь ветру, так они начинают танцевать, кружиться в осеннем вальсе! Осенний листопад напоминают нам об ушедшем лете, о веселых тёплых, радостных летних днях, которые так быстро пролетели.... Листочки шепчут и рассказывают нам ___________________

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

 

По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.

 

- Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Тютчева «Весенняя гроза»

 

Словарная работа

Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный - гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

-Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Весенняя гроза».

- Какая картина возникает перед вами?

– Так какое же чудо происходит в 1-ой строфе?

Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может.

Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.

Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами

- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?

- Гром и гроза только пробуждают свою силу.

Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром - герой стихотворения.

Какие слова об этом говорят?

- А что значит молодые раскаты?

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?

 

Какие картины вы себе представили?

Опишите вторую картину.

Перлы - устаревшее слово, оно и для поэта прошлого века было уже устаревшим, но какое красивое – именно поэтому поэт его и использует.

Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.

Получается? (нет) Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)

- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)

Мета́фора («переносное значение») — перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение, выражение, которое употребляется в переносном смысле

Прочитаем третью строфу.

– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»?

Поток превращается в проворного (ловкого) мальчугана.

Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

Как вы догадались? (прочти)

Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?

Как природа реагировала на грозу?

Домашнее задание к следующему уроку (на 12.11.21)

Приготовить выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Листья», выучить наизусть стихотворение «Весенняя гроза».

В свободное время послушай аудиозапись «Осенняя сказка» в YouTube.

Нарисуй иллюстрацию к сказке.

 

Сделай перерыв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: