ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ




 

К основным средствам речевой выразительности относят: 1) благозвучие (эвфонию), 2) звукопись, 3) образность, 4) синтаксическую экспрессивность, 5) языковые маргиналии и 6) языковые аномалии.

Эвфония и звукопись описываются фоникой или фоностилистикой - разделом стилистики, изучающим звуковую сторону речи.

I. ЭВФОНИЯ (БЛАГОЗВУЧИЕ) - это сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха с точки зрения носителей данного языка: об ЛА кА, ЛЕ ТЯ, СИЯют И, СИЯЯ, у ЛЕ тАют зА дАлёкИЕ ЛЕ сА (В. Жуковский).

Чтобы сделать благозвучие ощутимым (не просто отсутствие затруднения в произношении и слушании, а ощущение легкости звукового состава), необходимо ввести некоторые звуковые однообразия, что достигается путем повторения фонем (так называемые звуковые повторы): отвориТе МНЕ ТеМницу (М. Лермонтов); в крови горит огонь жеЛаНья душа тобой уязвЛеНа (А.С. Пушкин); одели темные ПоЛяНы широкой белой ПеЛеНой (М. Лермонтов).

Функция эвфонии: добиться эффективности речевого воздействия с помощью звукового состава речи. Речь может идти о заведомом облегчении восприятия и/или артикуляции за счет правильного подбора комбинации звуков.

Георгий Хазагеров в своей статье «К проблеме эвфонии» [www.hazager.ru/pragmatica/83-euphonia.html] отмечает, что при изучении эвфонии представляются плодотворными 2 подхода: 1) нейролингвистический подход, связанный с проблемами психокоррекции, и 2) риторический, связанный с созданием текстов длительного функционирования, например, законодательных. Если изучать эвфонию в рамках риторики (как и было исторически) или экспрессивной стилистики, то эвфония будет пониматься наиболее широко - как различные способы добиться эффективности речевого воздействия с помощью звукового состава речи.

Переходим к рассмотрению второго средства речевой выразительности – звукописи.

II. ЗВУКОПИСЬ - такое сочетание звуков, при котором актуализируется (делается особенно значимой) связь между звучанием и смыслом. Основные виды звукописи - аллитерация и ассонанс.

Аллитерация (от лат. ad - к - при и littera - буква) - сближение или повторение одинаковых или близких по звучанию согласных звуков во фразе, строке, строфе рекламного текста, в стихотворной речи с целью усиления звуковой и интонационной выразительности речи: Чуть слы ш но бес ш умно ш ур ш ат камы ш и (К.Д. Бальмонт); …в промежу т ках совер ш енной т ишины слы ш ен был ш орох про ш логодних лис т ьев, ш евелив ш ихся о т т аяния земли и рос т а т рав (Л. Толстой «Анна Каренина»).; В ече р. Вз мо р ье. Вз дохи в ет р а. В е л ича в ый в о з г л ас в о л н. Б лизко б у р я. В б е р ег б ьется Ч уждый ч а р ам ч е р ный ч елн. (К.Д. Бальмонт); " Ш и п енье п енистых б окалов и п унша п ламень голу б ой" (А.С. Пушкин).

При аллитерации повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно ПРОИЗВОДНО, хотя и с высокой частотностью.

Аллитерацию иногда называют «гармонией согласных», одним из наиболее важных изобразительных средств, воздействующих на слух и даже на подсознание.

Ассонанс (франц. assonance - созвучие) - сближение одинаковых или схожих по звучанию гласных. Ассонанс используется в поэзии как эвфоническое средство (облагозвучивающее речь).

- Бр о ж у л и я вд о ль у л и ц ш у мных... (А.С. Пушкин).

- Взложу на тетивУ тУгУю,

ПослУшный лУк согнУ в дугУ,

А там пошлЮ(У) наУдалУю,

И горе нашему врагУ. (А.С. Пушкин).

Нужно иметь в виду, что чисто эмоциональное воздействие известного звука не является чем-то постоянно присущим ему, а зависит от его окружения. Например, повторение звука У необязательно будет создавать унылое состояние.

Функция: выдвижение и объединение отдельных слов или их групп; усиление смыслового или чисто звукового значения слова; подчеркивание ритма.

 

III. ОБРАЗНОСТЬ в широком смысле этого слова - это живость, наглядность, красочность изображения.

Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту. Это более узкое понимание образности речи, основанное на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию (функцию называния, процесс присваивания имен) и приобретают яркую экспрессивную окраску.

Рассматривая эту тему, мы затрагиваем и 2 направления стилистики: СТИЛИСТИКУ РЕСУРСОВ и смыкающуюся с ней ЭКСПРЕССИВНУЮ СТИЛИСТИКУ. И также затрагиваем одно из направлений практической стилистики – 3) ЛЕКСИЧЕСКУЮ СТИЛИСТИКУ, которая изучает раздел о лексических образных средствах.

Образность речи, это ее яркость, самобытность. Образность (с точки зрения стилистики) – это актуализация внутренней формы языковой единицы (т. е. связи между ее значением и происхождением, значением и звучанием, между прямым и переносным значением). Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: