Прочитайте фрагмент древнерусского текста и выполните задания 3–5.




Дом Учителя Уральского федерального округа

XIV Международная Олимпиада по основам наук

Первый этап

 

Научный руководитель проекта по литературе: Енина Лидия Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики УрГИ, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

Автор-составитель заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ Лицея №109 г. Екатеринбурга

Литература, 9 класс

Олимпиада проводится в преддверии Чемпионата мира по футболу в России

«Перед каждым ударом по мячу должна быть мысль». Деннис Бергкамп

 

Время выполнения работы 1 час 15 минут

 

 

______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________
Фамилия Имя Отчество Нас. пункт Область ОУ № Код участника

Таблица ответов

Задание                                    
                                     
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6–10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.

Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на определение соответствия и 5 заданий (16–20) – на установление правильной последовательности. В заданиях 11–15 необходимо найти соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 нужно установить верную последовательность.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации по внесению ответов даются к каждому заданию открытого типа. Желаем удачи!

 

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл. Тема «Древнерусская литература».

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

 

1. Укажите название жанра, к которому относятся мудрые изречения авторов произведений древней русской литературы:

«Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него».

«Уча — учи поступками, а не словами».

«Лучше на родине костями лечь, чем на чужбине быть в почёте».

1) поговорка 2) пословица 3) притча 4) афоризм 5) фразеологизм

 

2. Вспомните, какое историческое событие послужило стимулом к возникновению в Древней Руси такого культурного явления, как литература:

1) изобретение азбуки и возникновение письменности 2) освобождение от татаро-монгольского ига 3) победа Александра Невского над шведами 4) Куликовская битва 5) возникновение Киевской Руси

 

Прочитайте фрагмент древнерусского текста и выполните задания 3–5.

 

(1) Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? (2) Пусть начнётся же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна. (3) Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. (4) Помнил он, как говорил, первых времён усобицы. (5) Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей, какую лебедь настигали, та первой и пела песнь — старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу.

 

3. Укажите, к какому жанру относится это уникальное произведение, сочетающее в себе «жанровые признаки ораторского произведения и фольклорных слав и плачей» (Д.С. Лихачёв):

1) повесть 2) слово 3) житие 4) сказание 5) поучение

 

4. Выберите вариант ответа, в котором правильно указано название средства речевой выразительности, которое автор использует для создания художественного образа в третьем (3) предложении текста:

1) риторическое обращение 2) олицетворение 3) метафора 4) риторический вопрос 5) гипербола

 

5. Назовите явление, которое метафорически изображено автором в пятом (5) предложении текста:

1) междоусобная война 2) охота 3) игра на гуслях 4) создание письменного текста

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: