ВРАЖДА САТАНЫ ПРОТИВ ЗАКОНА




 

Первая попытка сатаны низвергнуть Закон Божий, предпринятая среди небожителей, на какое-то время, казалось, увенчалась успехом. Было обольщено немало ангелов, но мнимое торжество сатаны окончилось поражением и проигрышем. Он был отлучен от Бога и изгнан с Неба.

Когда конфликт возобновился на земле, сатана снова одержал кажущуюся победу. Согрешив, человек стал его пленником, и владычество человека на земле превратилось во владычество великого мятежника. Тогда казалось, что перед сатаной открылась возможность основать свое независимое царство и объявить войну Богу и Его Сыну Но план спасения снова дал возможность человеку восстановить связь с Богом, исполнять Его закон и как человеку, так и земле в конце концов быть искупленными от власти лукавого

Снова сатана потерпел поражение и снова прибегнул к обману, надеясь превратить свое поражение в победу. Для того чтобы возбудить дух возмущения среди падшего рода, лукавый попытался обвинить в несправедливости Бога, допустившего, чтобы человек нарушил Его закон «Зачем, – убеждал искусный соблазнитель, – Бог, зная последствия греха, допустил, чтобы человек подвергся испытанию, согрешил и навлек на себя страдания и смерть» И дети Авраама, забывая долготерпеливое милосердие Божье, давшее им другой шанс, и невзирая на чудесную, но страшную жертву, которой Царю неба стоило восстание сатаны, прислушивались к нашептываниям искусителя и роптали на Того, Кто один в состоянии спасти их от губительной власти сатаны.

И сегодня тысячи душ вторят тем же мятежным нападкам на Бога. Они не понимают того, что отнять от человека свободу выбора означает ограбить его, лишив права быть разумным существом и превратив в робота. Бог не желает поработить волю человека, который был сотворен нравственно свободным существом Подобно жителям других миров, его послушание также должно было подвергнуться испытанию, но Бог никогда не ставит человека в такие обстоятельства, которые вынуждали бы его непременно подчиниться греху. Он не допустит, чтобы его творение постигло непереносимое искушение или испытание. Господь наделил человека всем необходимым, чтобы ему никогда не потерпеть поражения в борьбе с сатаной.

Когда люди расселились по земле, почти весь мир оказался охвачен мятежным духом. Вновь казалось, что сатана одержал победу. Но всемогущая сила еще раз пресекла беззаконие, и земля была очищена от нечестия водами потопа.

Пророк говорит: «Ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде… и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:9, 10). Так было после потопа. Спасшись от судов Божьих, жители земли снова восстали против Господа. Дважды Божий завет и Его установления были отринуты миром. Как допотопный мир, так и потомки Ноя отвергли власть Божью. Тогда Бог заключил завет с Авраамом и выбрал народ, который стал бы блюстителем Его закона. Но сатана немедленно начал свои происки против этого народа, чтобы обольстить и погубить его. Дети Иакова были искушены вступать в брак с язычниками и поклоняться их богам. Но Иосиф оставался верен Богу, и его преданность являлась постоянным свидетельством истинной веры. Для того чтобы погасить этот свет, сатана воспользовался завистливыми братьями Иосифа, побудив их продать его в рабство в языческую страну. Однако Бог так направлял события, чтобы дать египетскому народу познание о Себе. И в доме Потифара, и в темнице Иосиф получил такой опыт, который вкупе со страхом Божьим приготовил его для должности управителя Египта. Из дворца фараона его влияние распространялось по всей стране и, следовательно, познание о Боге распространялось повсюду. Израильский народ в Египте также процветал и благоденствовал, а те, кто был верен, благотворно влияли на окружающих. Языческие жрецы с тревогой наблюдали за развитием новой религии, к которой потянулся народ. Подстрекаемые сатаной, который внушал им собственную ненависть к Богу, они решили погасить этот свет. Им было поручено воспитание наследника престола, и этот дух непримиримой вражды против Бога и усердия в идолослужении сформировали характер будущего монарха и привели к жестокости и притеснениям евреев.

В течение сорока лет после бегства Моисея из Египта казалось, что победа на стороне идолопоклонства. С каждым годом надежда Израиля все больше угасала. И царь, и народ кичились своим могуществом и поносили Бога Израилева. Это наконец достигло своего апогея в фараоне, которому противостал Моисей. Когда вождь еврейского народа пришел к фараону с вестью от Иеговы – Бога Израилева, слова: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его?.. я не знаю Господа» – свидетельствовали не о том, что он не знал истинного Бога, но что он бросил вызов Его могуществу. С самого начала и до последнего момента сопротивление фараона Божественному повелению было результатом не его неведения, но ненависти и гордости.

Хотя египтяне на протяжении долгого времени отвергали свет познания о Боге, но Господь все еще посылал им возможность раскаяться. Во дни Иосифа Египет стал местом убежища для Израиля. Бог был прославлен добротой, проявленной по отношению к Его народу, и теперь долготерпеливый, медленный на гнев и полный сострадания Бог отводил каждому из своих судов время совершить свою работу; египтяне, страдая именно оттого, чему поклонялись, получили доказательство о могуществе Иеговы, и все, кто желал, могли покориться Богу и избежать Его судов. Фанатизм и упрямство фараона содействовали распространению познания о Боге и побудили многих египтян посвятить себя служению Ему.

Поскольку израильтяне были так близки к язычникам и восприняли идолопоклонство. Бог допустил, чтобы они отправились в Египет, где было сильно влияние Иосифа и где имелись благоприятные условия для того, чтобы они оставались избранным народом. Грубые языческие формы египетской религии, жестокость и насилие, проявленные египтянами по отношению к евреям, особенно в поздний период их пребывания, должны были вызвать у них отвращение к идолопоклонству и побудить искать прибежища у Бога своих отцов. Это провидение Божье сатана использовал в собственных целях, стремясь помрачить разум израильтян и заставить подражать обычаям их хозяев-язычников. Из-за суеверного отношения египтян к животным евреи за все время своего рабства не имели возможности приносить жертвоприношения. Это способствовало тому, что их души не были устремлены к великой Жертве, и вера ослабла. Когда же пришло время избавления Израильского народа, сатана всеми силами сопротивлялся намерениям Божьим. Он твердо решил держать этот многочисленный народ (свыше двух миллионов человек) в невежестве и суеверии. Народ, который Бог обещал благословить и умножить, сделать могущественной силой на земле, народ, через который Он должен был открыть познание о Своей воле, народ, предназначенный стать блюстителем Его закона, – этот народ сатана всеми силами пытался удержать во мраке и порабощении, чтобы изгладить из его сознания всякое воспоминание о Боге.

Когда Перед фараоном были совершены чудеса, на поле боя явился сатана, чтобы умалить их воздействие и помешать фараону получить познание о всемогуществе Господа и повиноваться Его повелениям. Сатана приложил все свое искусство, чтобы подражать действиям Господа и сопротивляться таким образом Его воле. Но все его старания послужили тому, что открылся путь для большего проявления Божественной силы и славы, и тогда израильтяне, и весь Египет еще больше узнали о существовании и верховной власти истинного живого Бога.

Господь избавил Израиля могущественным проявлением Своей силы и судами над всеми богами египетскими. «И вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии. …Чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:43-45). Он освободил их из рабства, чтобы направить в добрую землю, которую в Своем предопределении приготовил для них как убежище от врагов; там они могли бы жить под сенью Его крыл. Он желал привлечь их к Себе и вечно держать в Своих объятиях, а в ответ на всю Его доброту и милость они не должны были иметь других богов пред лицом Его, живого Бога, и должны были возвеличить и прославить Его имя по всей земле.

За годы рабства в Египте многие израильтяне существенно утратили познание о Законе Божьем, смешав его принципы с языческими обычаями и традициями. Бог привел их к Синаю и там Сам провозгласил Свой закон.

Сатана и злые ангелы следили за всем происходящим. Даже в то время, когда Бог давал Своему народу закон, сатана замышлял, как искусить его ко греху. Пред лицом Неба сатана хотел вырвать из рук Божьих народ, который Он избрал. Склонив израильтян к идолопоклонству, лукавый желал разрушить всю систему служения: ибо как может человек возвыситься, поклоняясь тому, что не выше его самого и символ чего сделан его собственными руками? Если ослепить человека до такой степени, чтобы он воплотил силу, могущество и славу безграничного Бога в конкретный образ, а тем более в образ животного или пресмыкающегося; если люди настолько забудут свое Божественное родство и то, что они сотворены по образу своего Творца, что станут поклоняться этим отвратительным бездушным предметам, – тогда откроется путь для низменного своеволия, дурные желания не будут знать границ, и сатана сможет приобрести над людьми полную власть.

Тут же, у подножия Синая, сатана стал осуществлять свои планы для ниспровержения Закона Божьего, продолжая козни, начатые на Небе. В течение сорока дней, пока Моисей находился на горе с Богом, сатана был занят тем, что возбуждал в людях сомнение и толкал их к отступничеству и мятежу. В то время как Бог творил Свой закон, чтобы передать его вступившему с Ним в завет народу, израильтяне, нарушив свою верность Иегове, требовали золотых божков. Когда Моисей, покинув место грозного присутствия Божественной славы, возвратился к людям с предписаниями закона, который они клялись исполнять, то обнаружил, что те полностью отвергли Его требования и благоговейно кланяются золотому кумиру.

Подстрекая Израиль к богохульству и дерзкому оскорблению Иеговы, сатана замышлял обречь людей на гибель. Поскольку они проявили себя такими испорченными и недостойными преимуществ и благословений, предложенных им Богом, а также нарушили свой торжественный обет верности, сатана надеялся, что Бог отринет их от Себя и предаст уничтожению. Таким путем сатана намеревался искоренить семя Авраамово, то обетованное семя, которое должно было хранить познание о живом Боге и из которого должен был произойти Он, истинное семя, Христос, Которому предстояло победить сатану. Великий мятежник замышлял уничтожить Израиль и таким образом расстроить планы Божьи. Но снова он потерпел поражение. Как бы ни согрешил Израильский народ, он не был уничтожен. В то время как упрямые сторонники сатаны были истреблены, народ, смирившись и раскаявшись, заслужил милостивое прощение. История этого преступления – вечное свидетельство преступности и наказуемости идолопоклонства и справедливости и долготерпеливого милосердия Божьего.

Вся Вселенная наблюдала за событиями, происходившими у Синая. Столкновение двух противоборствующих сил обнаружило разницу между правлением Божьим и правлением сатаны. Снова безгрешные жители других миров увидели результаты отступничества сатаны и поняли, каково было бы правление, которое он хотел учредить на Небе, если бы ему удалось это сделать.

Заставляя людей нарушать вторую заповедь, сатана намеревался умалить их понятие о Божественном Существе. Устраняя четвертую заповедь, он пытался заставить их совсем забыть Бога. Господь желал, чтобы люди почитали Его и служили Ему, превознося Его выше богов языческих; эти требования основываются на том, что Он есть Творец, и все остальные существа обязаны Ему своим существованием. Об этом свидетельствует Библия. Пророк Иеремия говорит: «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. …Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим распростер небеса». «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Это – совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова, ибо Бог его есть Творец всего» (Иер. 10:10-12,14-16).

Суббота, как знак творческой силы Божьей, указывает на Него как на Творца неба и земли. Следовательно, суббота является постоянной свидетельницей Его бытия. Его величия, Его мудрости и Его любви. Если бы суббота соблюдалась надлежащим образом, в мире не было бы ни одного атеиста или идолопоклонника.

Празднование субботы, берущее свое начало в Едеме, – не менее древнее установление, чем наш мир. Она соблюдалась от начала всеми патриархами. Во время рабства в Египте надсмотрщики принуждали израильтян нарушать субботу, и в большей степени они утратили познание о ее священности. Когда на Синае был провозглашен закон, самые первые слова четвертой заповеди, гласящие: «Помни день субботний, чтобы святить его…», указывали на то, что суббота была учреждена задолго до этого, ее происхождение приводит нас к дням творения. Для того чтобы заставить людей забыть Бога, сатана намеревался отменить этот великий день. Если бы только он мог принудить людей забыть своего Творца, они оказались бы совершенно бессильными сопротивляться вражеской силе и стали бы его добычей.

Враждебность сатаны Закону Божьему заставила его бороться против каждой заповеди Десятисловия. С великим принципом любви и верности Богу, Отцу всех, тесно связан принцип сыновьей и дочерней любви и послушания своим родителям. Неуважение к родительскому авторитету неизбежно приведет и к неуважению авторитета Божьего. Поэтому сатана прилагает все усилия к тому, чтобы заглушить чувство долга в отношении пятой заповеди. Языческие народы на этот принцип обращали мало внимания. По обычаю многих племен, родителей, достигших преклонного возраста и бывших не в состоянии. прокормить себя, бросали на произвол судьбы или убивали. В семье к матери относились пренебрежительно, а когда умирал ее муж, она переходила в подчинение своего старшего сына. Повиновение детей родителям было узаконено Моисеем, но когда израильтяне забыли Бога, то вместе с другими заповедями была отвергнута и эта.

Сатана был «человекоубийца от начала» (Ин. 8:44); и как только приобрел власть над человеческим родом, он не только подстрекал людей ненавидеть и убивать друг друга, чтобы более дерзко попрать авторитет Божий, но заставил их нарушение шестой заповеди сделать частью своей религии.

Извращенное представление о Божественных качествах привело языческие народы к верованию в то, что для умилостивления божества необходимы человеческие жертвы, и самые страшные преступления совершались под покровом идолопоклонства. Особенно был распространен обычай проводить детей через огонь перед идолами. Когда кто-либо из детей оставался невредим после этого ужасного испытания, народ верил, что их жертвы приняты, и на такого ребенка смотрели как на пользующегося особенными милостями богов. Ему дарили много подарков и выражали особое почитание; впоследствии, какие бы преступления он ни совершал, все оставалось безнаказанным. Но если кто-либо из детей, проходя через огонь, получал ожоги, то его участь была решена. Ибо в таком случае, верил народ, гнева богов можно избежать только принесением в жертву этого несчастного, и, конечно, они так и поступали. В период великого отступничества подобные мерзости в той или иной форме совершались и среди Израильского народа.

Седьмая заповедь также нарушалась во имя религии. Языческие верования в большей части состояли из отвратительных безнравственных обрядов. Боги, которым люди поклонялись, были представлены как нечистые, и приверженцы их предавались различным низменным страстям. Процветали ужасные пороки, и религиозные празднества отличались открытым всеобщим разгулом.

Многоженство практиковалось с самого раннего периода человеческой истории. Оно явилось одним из тех преступлений, которые вызвали гнев Божий на допотопный мир. Однако после потопа это беззаконие снова широко распространилось. Сатана приложил особенные усилия к тому, чтобы извратить брачный союз, ослабить его обязанности и уничтожить его святость; ибо не существует более надежного способа исказить образ Божий в человеке и открыть дверь страданиям и порокам.

С самого начала великой борьбы сатана постоянно стремился, ложно представив характер Господа, подстрекать к восстанию против Его закона, и эти его происки, казалось, увенчивались успехом. Многие прислушиваются к наветам сатаны и восстают против Бога. Но среди царящего зла замыслы Божьи неуклонно близятся к осуществлению. Ко всем сотворенным разумным существам Он проявляет справедливость и доброту. Поддавшись искушениям сатаны, весь человеческий род преступил Закон Божий, но благодаря жертве Его Сына открыт путь возвращения к Богу. Через благодать Христа люди вновь могут стать послушными закону Отца. Таким образом, в каждом столетии среди окружающего мрака отступничества Бог собирает верный Ему народ – народ, в сердце которого есть Его закон (см. Ис. 51:7).

Обманом сатана соблазнил ангелов. Так он действует среди людей во все века и так будет поступать до конца. Если бы он открыто воевал против Бога и Его закона, тогда люди поостереглись бы, но он маскируется и смешивает истину с ложью. Самая опасная ложь – та, которая смешана с истиной. Таким путем принимаются заблуждения, которые порабощают и разрушают душу. И сатана увлекает мир за собой. Но наступает день, когда его торжеству навсегда будет положен конец.

Господь поступит в отношении восстания таким образом, что будут полностью разоблачены происки, которые столько времени производились скрыто. Результаты правления сатаны, плоды устранения Божественных установлении откроются перед всеми сотворенными существами. Закон Божий будет полностью оправдан. Все обнаружат, что действия Господа способствовали только вечному благу Его народа и сотворенных Им миров. Сам сатана перед лицом всей Вселенной признает справедливость Божьего правления и праведность Его закона.

Недалек тот час, когда Бог поднимется, чтобы восстановить Свой попранный авторитет. «Ибо вот. Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие» (Ис. 26:21). «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» (Мал. 3:2). Народу Израильскому по причине его греховности не было разрешено приближаться к горе, когда Богу предстояло сойти на нее, чтобы провозгласить Свой закон, ибо ослепительная слава Его присутствия могла уничтожить людей. Если подобным образом проявилось Его могущество на месте, избранном для провозглашения Его закона, как же ужасен будет суд Его, когда Он придет, чтобы исполнить эти священные уставы! Как устоят перед славой Его в тот великий последний день возмездия те, кто попрал Его власть? Страх, пережитый народом на Синае, должен был вызвать в сознании людей представление о сценах суда. Звук трубы созывал Израиля для встречи с Богом. Голос архангела и труба Божья соберут со всей земли живых и мертвых пред лицо Судьи. Отец и Сын в сопровождении множества ангелов сойдут на гору. В день великого суда Христос придет «во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16:27). Тогда Он сядет на престол славы Своей, и перед Ним соберутся все народы.

Когда на Синае было явлено Божественное присутствие, слава Господня уподобилась в глазах всего Израиля пожирающему огню. Но когда Христос придет во славе со святыми ангелами, вся земля озарится нестерпимым светом Его присутствия. «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс. 49:3, 4). Огненная река будет течь перед Ним, она испепелит все живое, и земля и все деяния людей сгорят. «В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию» (2 Фес. 1:7, 8).

С тех пор как был сотворен человек, он никогда еще не становился свидетелем такого проявления Божественного могущества, как тогда, когда на Синае был провозглашен закон. «Земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева» (Пс. 67:9). Среди ужаснейших судорог природы, из облака, подобно трубе, раздавался голос Божий. Гора сотрясалась от основания до вершины, и весь народ Израильский, бледный и трепещущий от страха, лежал ниц на земле. Тот, Чей голос потряс землю, провозгласил: «Еще раз поколеблю не только землю, но и небо» (Евр. 12:26). Писание говорит: «Господь возгремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой»; «содрогнутся небо и земля» (Иер. 25:30; Иоил. 3:16). В тот великий грядущий день небеса разверзнутся, «свившись, как свиток» (Откр. 6:14). Каждая гора и остров сдвинутся со своего места. «Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет и уже не встанет» (Ис. 24:20).

«Оттого руки у всех опустились», «и лица у всех бледные», «и сердце у каждого человека растаяло. Ужаснулись, судороги и боли схватили их». «Я накажу мир за зло… – говорит Господь, – и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис. 13:7, 8. 11; Иер. 30:6).

Когда Моисей возвратился от лица Божьего, получив скрижали завета, виновный Израиль не мог вынести света, озарявшего его лицо. Еще менее смогут нечестивые смотреть на Сына Божьего, когда Он явится во славе Отца, окруженный всем небесным воинством, чтобы совершить суд над нарушившими Его закон и отвергшими Его примирение. Те, кто отверг Закон Божий и попрал кровь Христа, «цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные» скроются в пещерах и ущельях гор, и скажут тогда горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17). «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов… чтобы войти в ущелия скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» (Ис. 2:20, 21).

Тогда все увидят, что восстание сатаны против Бога окончилось гибелью его самого и всех тех, кто добровольно подчинился ему. Он убеждал людей, что они много выиграют от нарушения закона, но они увидят, что «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1). Сатана, корень всякого греха, и все беззаконники, его ветви, будут полностью уничтожены. Будет положен конец греху и всем бедствиям и несчастьям, которые он принес собой. Псалмопевец говорит: «Ты… погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. …Погибла память их с ними» (Пс. 9:6, 7).

Но буря Божественного суда не испугает детей Божьих. «Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых» (Иоил. 3:16). День, который принесет гибель и ужас нарушителям Закона Божия, тот день для послушных будет «радостью неизреченной и преславной». ««Соберите ко Мне святых Моих, – говорит Господь, – вступивших в завет со Мною при жертве». И небеса провозгласят правду Его; ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49:5, 6).

«И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и неслужащим Ему» (Мал. 3:18). «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!» «Вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения… ты не будешь уже пить». «Я, Я Сам – Утешитель ваш» (Ис. 51:7, 12, 22. – выделено автором). «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис. 54:10).

Великий план искупления увенчается полным возвращением земле Божественного благоволения. Все, что было потеряно из-за греховной жизни, будет восстановлено. Не только человек, но и земля будет искуплена, чтобы стать вечным наследием послушных. В течение шести тысяч лет сатана боролся за обладание землей. Теперь осуществится первоначальное намерение Божье, которое Он имел при ее творении. «Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков» (Дан. 7:18).

«От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне» (Пс. 112:3). «В тот день будет Господь един, и имя Его – едино», «И Господь будет Царем над всею землею» (Зах. 14:9). Писание говорит: «На веки. Господи, слово Твое утверждено на небесах», «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Пс. 118:89; 110:7, 8). Священные заповеди, которые сатана возненавидел и пытался уничтожить, будут возвеличены во всей безгрешной Вселенной. И «как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, – так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами» (Ис. 61:11).

 

Глава 30

СКИНИЯ И СЛУЖЕНИЕ В НЕЙ

 

Эта глава основана на Книге Исход 25-40 гл.; Книге Левит 4 и 16 гл.

В то время, когда Моисей находился на горе, ему было дано повеление: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их»; ему также были даны подробнейшие указания насчет постройки святилища. Отступив от Бога, Израиль утратил благословение присутствия Божьего, и устройство святилища на некоторое время стало невозможным. Но после того, как израильтяне снова обрели благоволение Неба, великий вождь Израильского народа приступил к исполнению Божественного повеления.

Для строительства священного здания Бог одарил необыкновенными умениями и мудростью избранных для этого дела людей. Сам Бог дал Моисею план постройки с точными указаниями размеров и форм, используемого материала и всех необходимых предметов обстановки. Святилище, построенное человеческими руками, было задумано как «образ истинного», «небесного» (Евр. 9:23, 24) – миниатюрная копия небесного храма, где Христос, наш Великий Первосвященник, после принесения Себя в жертву должен был служить для блага грешника. Бог показал Моисею на горе небесное святилище и повелел ему сделать все соответственно данному образцу. Эти указания Моисей тщательно записал и передал вождям народа.

Для постройки святилища необходимо было провести большую подготовительную работу, требовалось немалое число драгоценных камней и дорогих материалов, однако Господь мог принять только добровольное приношение. «От всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне», – гласило Божественное повеление, которое Моисей передал всему собранию. Преданность Богу и дух жертвенности – вот что прежде всего требовалось в приготовлении для устройства обители Всевышнего.

Весь народ единодушно откликнулся. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для священных одежд. И приходили мужья с женами и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто хотел приносить золото Господу».

«И каждый, у кого была шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, приносил их. И каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил сие в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил сие на всякую потребность для скинии.

И все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками и приносили пряжу голубого, пурпурового и червленого цвета и виссон. И все женщины, которых влекло сердце, умевшие прясть, пряли козью шерсть.

Князья же приносили камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника, также и благовония, и елей для светильника и для составления елея помазания и для благовонных курений» (Исх. 35:23-28).

По мере того как постройка святилища продвигалась вперед, весь народ – старые и молодые, мужчины, женщины и дети – продолжали нести свои дары, пока наконец приставленные к этому люди не нашли, что принесенного достаточно и даже больше, чем требуется. Тогда Моисей был вынужден объявить по всему стану, чтобы «ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить». Ропот Израильского народа и те суды Божьи, которые постигли его за грехи, записаны как предостережение всем грядущим поколениям. Но преданность, усердие, щедрость израильтян являются образцом, достойным подражания. Все, кто ревностно поклоняется Богу и дорожит благословением Его священного присутствия, проявят такой же дух жертвенности при устройстве дома, где Он будет встречаться с ними. Они пожелают принести Господу самые лучшие дары, какими только обладают. Дом, построенный для Господа, не должен оставаться в долгах, ибо таким образом Бог будет обесчещен. Все необходимое для работы в доме Божьем нужно приносить добровольно, чтобы рабочие могли сказать подобно строителям храма: «Не приносите больше приношений».

Скиния была устроена так, чтобы ее можно было разбирать и переносить во время путешествий, поэтому ее следовало сделать не больше пятидесяти пяти футов в длину и восемнадцати футов в ширину и высоту. Однако это было прекрасное сооружение. Для постройки скинии и всех необходимых для нее предметов использовалось дерево акации (ситтим), которое отличалось прочностью среди всех остальных деревьев, растущих на Синае. Стены скинии состояли из вертикальных досок, вставленных в серебряные гнезда и прикрепленных к столбам кольцами. Все это было покрыто золотом, и создавалось впечатление, что все здание сделано из литого золота. Крышу скинии составляли четыре набора цветных покрывал, нижний слой «из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти» с херувимами искусной работы, а далее в указанном порядке еще три: из козьей шерсти, из красных бараньих и синих кож,– они были расположены так, чтобы обеспечить полную водонепроницаемость.

Скиния разделялась на два отделения великолепной занавесью, или покрывалом, подвешенным на позолоченных столбах, такая же занавесь закрывала вход в первое отделение. Эти занавеси, подобно внутреннему покрову, образующему потолок, были сделаны из шерсти чудесных цветов – голубой, пурпуровой и червленой, красиво чередующихся, а на них золотыми и серебряными нитями были вытканы херувимы, представляющие сонм ангелов, несущих службу в небесном святилище и являющихся служебными духами для народа Божьего на земле.

Священный шатер находился на открытом пространстве, называемом двором, который был окружен завесами, или ширмами, сотканными из крученого виссона и прикрепленными к медным столбам. Вход во двор располагался с восточной стороны, он закрывался завесами из дорогой материи чудесной работы, хотя и не столь великолепными, как завесы святилища. Завесы двора были только в половину высоты стен скинии, поэтому она хорошо была видна снаружи. Во дворе около входа стоял медный жертвенник всесожжения. На нем сжигались все жертвы, приносимые Господу, и его рога окроплялись искупительной кровью. Между жертвенником и входом в скинию помещался умывальник, тоже медный, который был сделан из зеркал, добровольно пожертвованных израильскими женщинами. Тут священники должны были омывать руки и ноги всякий раз, когда они входили в святилище или приближались к жертвеннику, чтобы совершить всесожжение Господу.

В первом отделении, или во Святом, находились стол для хлебов предложения, светильник и жертвенник курения. Стол для хлебов предложения стоял на северной стороне скинии. Вместе со своим изразцовым венцом он был весь покрыт чистым золотом. Каждую субботу на этом столе священники раскладывали стопками двенадцать хлебов и окропляли их ладаном. Хлеб, который убирали, почитался святым, и его должны были есть только священники. На южной стороне находился семисвечник с семью лампадами. Его украшали тончайшей работы цветы, которые напоминали лилии. Весь светильник был сделан из цельного слитка золота. Поскольку в скинии не было окон, лампады никогда не гасились, освещая помещение днем и ночью. Перед завесой, отделяющей Святое от Святого святых – места непосредственного присутствия Божьего – стоял золотой жертвенник курения. На нем священник должен был утром и вечером воскурять фимиам; рога жертвенника мазали кровью жертвы за грех, а в великий день искупления он окроплялся кровью. Огонь на жертвеннике был зажжен Самим Богом и свято оберегался. День и ночь по всему святилищу и вокруг него распространялось благоухание святого фимиама.

За внутренней завесой находилось Святое святых – место прообразного служения примирения и ходатайства, образующее собой связующее звено между Небом и землей. В этом отделении помещался ковчег завета, сделанный из дерева акации, покрытый снаружи и внутри золотом и обрамленный сверху золотым венцом. Он служил местом хранения каменных скрижалей, на которых Сам Бог начертал Десять Заповедей. Поэтому он был назван ковчегом Божьего откровения, или ковчегом завета, так как Десять Заповедей стали основанием завета, заключенного между Богом и Израилем.

Крышка священного ковчега завета называлась престолом благодати. Она была сделана из цельного слитка золота, и ее осеняли два золотых херувима, находящихся на разных концах крышки. Одно крыло каждого из херувимов было простерто вверх, а другое укрывало тело (см. Иез. 1:11) в знак благоговения и скромности. Позы херувимов с обращенными друг к другу лицами и их благоговейные взоры, опущенные на крышку ковчега, символизировали благоговейное отношение небесных воинств к Закону Божьему и их участие в плане спасения.

Над престолом благодати находилась Шекина, знак Божественного присутствия, и между двумя херувимами Бог открывал Свою волю. Иногда Божественная воля сообщалась первосвященнику голосом из облака. Порой свет падал на херувима, стоящего по правую сторону, и это означало одобрение, или принятие, а когда тень или облако покрывало херувима, стоящего по левую сторону, это означало неодобрение или отвержение.

Закон Божий, хранящийся в ковчеге, являлся великим мерилом праведности и справедливости. Этот закон объявлял смерть грешнику, но над законом находился престол благодати, выше которого открывалось присутствие Божье и откуда, благодаря примирению, было даровано прощение кающемуся грешнику. Так, в служении Христа ради нашего искупления, символически представленном служением святилища, милость и истина встретились; правда и мир облобызались (см. Пс. 84:11).

Никакие слова не в состоянии описать великолепие внутреннего устройства святилища: облицованные золотом стены отражали свет золотого светильника, роскошно расшитые занавеси с сияющими херувимами, стол и жертвенник курений, мерцающие золотом; за второй завесой священный ковчег с его таинственными херувимами, а над ним святая Шекина, видимая слава присутствия Иеговы, – все это являлось лишь слабым отражением славного храма Божьего на небе, великого центра средоточия работы для спасения человека.

Почти полгода ушло на устройство святилища. Когда оно было закончено, Моисей проверил всю работу строителей, сравнивая ее с образцом, показанным ему на горе, и сверяя с указаниями, полученными от Бога. «Как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей». С нескрываемым интересом израильтяне столпились вокруг, чтобы увидеть священное сооружение. Когда они с чувством благоговейного удовлетворения созерцали эту картину, облачный столп опустился на святилище и окутал его. «И слава Господня наполнила скинию». Там присутствовало Божественное величие, и некоторое время даже Моисей не мог войти туда. В сильнейшем волнении смотрел народ на знамение, означавшее, что его работа принята. Ни единым громким возгласом он н<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: