24.05
Домашняя работа
Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство Толстого
Сегодня на занятии мы:
§ поговорим о жанровом разнообразии наследия А.К. Толстого;
§ познакомимся с сатирическими произведениями поэта;
§ углубим знания о Козьме Пруткове и его творчестве.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Алексей Константинович Толстой в русской литературе XIX века фигура особенная. Не только из-за разностороннего дарования, не типичного для второй половины девятнадцатого века, когда литераторы работали в одном жанре. Не только потому, что в его творчестве сосуществуют исторические баллады и тонкая лирика, трагедии и сатирические произведения.
Очень ценно на этом фоне высказывание о А.К. Толстом другого русского классика И.С.Тургенева: «Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного жанра – исторической баллады; на этом поприще он не имеет соперников: Наконец, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора – и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов памятного всем Козьмы Пруткова. Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" – это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить другой – прекрасный и в данном случае самый уместный эпитет. Натура гуманная, глубоко гуманная! – вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура сквозит и дышит во всем, что он написал».
Литературная деятельность Толстого поражает своим многообразием. Он писал лирические стихи, баллады, былины, драмы, прозу (повести, исторический роман), сатирические произведения, пародии, переводил Байрона, Шенье, Гете, Гейне и других европейских поэтов.
Наиболее полно личность и взгляды поэта нашли свое отражение в стихах, где отчетливо просматриваются три главных течения — лирическое, историческое и сатирическое.
Толстой увлекался мистикой, читал книги об этом, посещал сеансы спиритизма. Алексей Константинович Толстой — один из зачинателей произведений ужасов в русской литературе. Его повести «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет» и по сей день внушают страх. Но и привлекают к себе читателей — так живо и убедительно они написаны.
Любовь, романтика, тайны, ужасы, проклятия, вампиры и способы борьбы с ними — всё это есть в названных повестях. Повести Толстого и сейчас читать интересно.
Прозаических произведений у Толстого немного. Самое известное из них — это роман «Князь Серебряный». Большой знаток русской истории, писатель правдиво изобразил времена царствования Ивана Грозного. Страшная опричнина, бесправие как простых людей, так и знати перед волей царя и его приближённых.
Когда Толстой в Зимнем дворце читал роман в присутствии царской семьи, императрица Мария Александровна подарила ему золотой брелок в виде книги: на одной стороне славянской вязью выведено «Мария», на другой — «В память Князя Серебряного».
Как уже было упомянуто, Алексей Толстой хорошо знал русскую историю. Он много работал в архивах, изучая документы давних эпох.
Основные жанры его произведений о русской истории: баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.
Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).
Обращение к далекому прошлому связано с размышлениями поэта о судьбе современной ему России, утратившей многое из того, что было некогда в Древней Руси.
Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.
Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.
Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.
Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.
XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» русской истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.
Основные образы поэзии – образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I).
Любимым жанром поэта была баллада.
Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях –баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя – это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян.
Как истинный романтик, Толстой мало заботился об исторической достоверности изображаемых им событий, поэтому в былинах и балладах о Киевско-Новгородской Руси («Песня о походе князя Владимира на Корсунь», «Илья Муромец», «Садко» и др.) причудливо соединены реальные факты и поэтический вымысел. Основное внимание поэт сосредоточил на выявлении в образах былинных богатырей и реально существовавших исторических лиц черт русского национального характера и идеальной личности. Смелость и отвага, размах и удаль, самоотверженное служение русской земле, благородство, суровость и в то же время глубокая человечность — особенности этого утраченного идеала.
Драматическая трилогия А.К. Толстого тоже имеет исторический сюжет. Названия говорят сами за себя: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».
И, конечно же, говоря об Алексее Толстом, нельзя не сказать о его сатирических стихах. Толстой высмеивает глупость, жадность, приспособленчество, угодливость, пресмыкательство перед начальством. Осмеянию он подвергал все то, что с его позиции нарушало законы естественности, свободы, красоты и любви.
В сатирических стихотворениях отчётливо выделяются две темы:
1. Толстой не принимает новейших демократических идей. Он считает нигилизм и революционность гибельными для русского сознания, для русской истории. Антинигилистические тенденции объединяют многие сатирические произведения Толстого.
«Поток – Богатырь»,
«Порой весёлой мая».
2. Толстой враждебно относится к террору и насилию во всех формах. Ему ненавистны законы тоталитарного государства: уничтожение народа и человека. В его стихотворной сатире выпады против тех, кто возглавил расправу над демократическим движением.
«Песня о Каткове»
Итак, одни произведения были направлены против так называемого демократического лагеря, другие – против официальных правительственных кругов.
И вершина сатиры — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Взяв эпиграфом слова из «Повести временных лет» «вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», Толстой обыгрывает попытки властей насадить этот самый порядок сначала на Руси, потом в России. Именно «насадить», привнеся в русскую землю обычаи иных земель.
Стиль поэмы, состоящей ровно из 83-х частей-четверостиший, кажется очень лёгким, незамысловатым, а своим юмором и простотой напоминает русские народные частушки. Только речь здесь идёт не о делах житейских, а о некоторых моментах русской истории, в частности — о правлении на Руси известных князей и царей.
В поэме постоянным рефреном звучат строки о том, что на богатой и обильной русской земле порядка отродясь не бывало. Первое четверостишие гласит:
Послушайте, ребята,
что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
порядка в ней лишь нет.
Не отклоняясь от исторической правды, Толстой сатирически показывает все сложности поиска порядка и варягами, и князем Владимиром, и Иваном Грозным, и Петром І, и другими правителями.
Приглашение варягов на Русь:
Варягам стало жутко,
но думают: «Что ж тут?
Попытка ведь не шутка –
пойдём, коли зовут!
Крещение Руси князем Владимиром:
Послал он за попами
в Афины и Царьград,
попы пришли толпами,
крестятся и кадят.
Монголо-татарское нашествие:
Узнали то татары:
«Ну, - думают, - не трусь!».
Надели шаровары,
приехали на Русь.
О правлении Петра I:
Царь Петр любил порядок,
Почти как царь Иван,
И так же был не сладок,
Порой бывал и пьян.
Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!..
Не далее как к святкам
Я вам порядок дам!»
И тотчас за порядком
Уехал в Амстердам.
Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.
Но это, впрочем, в шутку,
Петра я не виню:
Больному дать желудку
Полезно ревеню.
Хотя силѐн уж очень
Был, может быть, приѐм;
А все ж довольно прочен
Порядок стал при нем.
Но сон объял могильный
Петра во цвете лет,
Глядишь, земля обильна,
Порядка ж снова нет.
А.К.Толстой дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:
Земля наша богата
Порядка ж снова нет.
Пародируя церковно-славянский стиль летописца Нестора, Толстой завершает свою поэму словами:
Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб Божий Алексей.
Знаете ли вы, кому принадлежат следующие высказывания?
- Век живи — век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
- Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
- Единожды солгавши, кто тебе поверит?
- Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
- Если хочешь быть счастливым, будь им.
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.
- Никто не обнимет необъятного.
- Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
- Зри в корень!
- Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
· Никто не обнимет необъятного.
· Лучше скажи мало, но хорошо.
· Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
· Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют.
· Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
· Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
· Легче держать вожжи, чем бразды правления.
· Не всё стриги, что растёт.
Эти высказывания принадлежат Козьме Пруткову.
Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и его двоюродные братья Жемчужниковы (Александр, Владимир и Алексей) составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова. От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы («Письмо из Коринфа», «К моему портрету», «Древний пластический грек»). Многие верили, что такой писатель действительно существует. Афоризмы Пруткова пошли в народ.
В произведениях Козьмы Пруткова и шутках его создателей – ненависть к бездуховности, ко всем формам ограничения свободы человеческой личности. Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и сам его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность, пародировали литературное эпигонство.
Основные выводы:
Многожанровое наследие А.К. Толстого: лирические стихотворения, баллады, былины, драмы, проза (повести ужасов, исторический роман), сатирические произведения, пародии.
Козьма́ Петро́вич Прутко́в — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы ХIХ века поэт Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически — коллективный псевдоним всех четверых). Писал и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты.
До встречи на занятиях.