Домашняя работа. Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство Толстого




24.05

Домашняя работа

Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство Толстого

Сегодня на занятии мы:

§ поговорим о жанровом разнообразии наследия А.К. Толстого;

§ познакомимся с сатирическими произведениями поэта;

§ углубим знания о Козьме Пруткове и его творчестве.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Алексей Константинович Толстой в русской литературе XIX века фигура особенная. Не только из-за разностороннего дарования, не типичного для второй половины девятнадцатого века, когда литераторы работали в одном жанре. Не только потому, что в его творчестве сосуществуют исторические баллады и тонкая лирика, трагедии и сатирические произведения.

Очень ценно на этом фоне высказывание о А.К. Толстом другого русского классика И.С.Тургенева: «Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного жанра – исторической баллады; на этом поприще он не имеет соперников: Наконец, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора – и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов памятного всем Козьмы Пруткова. Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" – это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить другой – прекрасный и в данном случае самый уместный эпитет. Натура гуманная, глубоко гуманная! – вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура сквозит и дышит во всем, что он написал».

Литературная деятельность Толстого поражает своим мно­гообразием. Он писал лирические стихи, баллады, былины, дра­мы, прозу (повести, исторический роман), сатирические произведения, пародии, переводил Байрона, Шенье, Гете, Гейне и других европейских поэтов.

Наи­более полно личность и взгляды поэта нашли свое отражение в стихах, где отчетливо просматриваются три главных тече­ния — лирическое, историческое и сатирическое.

Толстой увлекался мистикой, читал книги об этом, посещал сеансы спиритизма. Алексей Константинович Толстой — один из зачинателей произведений ужасов в русской литературе. Его повести «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет» и по сей день внушают страх. Но и привлекают к себе читателей — так живо и убедительно они написаны.

Любовь, романтика, тайны, ужасы, проклятия, вампиры и способы борьбы с ними — всё это есть в названных повестях. Повести Толстого и сейчас читать интересно.

Прозаических произведений у Толстого немного. Самое известное из них — это роман «Князь Серебряный». Большой знаток русской истории, писатель правдиво изобразил времена царствования Ивана Грозного. Страшная опричнина, бесправие как простых людей, так и знати перед волей царя и его приближённых.

Когда Толстой в Зимнем дворце читал роман в присутствии царской семьи, императрица Мария Александровна подарила ему золотой брелок в виде книги: на одной стороне славянской вязью выведено «Мария», на другой — «В память Князя Серебряного».

Как уже было упомянуто, Алексей Толстой хорошо знал русскую историю. Он много работал в архивах, изучая документы давних эпох.

Основные жанры его произведений о русской истории: баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Обращение к далекому прошлому связано с размышления­ми поэта о судьбе современной ему России, утратившей многое из того, что было некогда в Древней Руси.

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного уст­ройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» русской истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Основные образы поэзии – образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I).

Любимым жанром поэта была баллада.

Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях –баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя – это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян.

Как истинный романтик, Толстой мало заботился об исто­рической достоверности изображаемых им событий, поэтому в былинах и балладах о Киевско-Новгородской Руси («Песня о походе князя Владимира на Корсунь», «Илья Муромец», «Сад­ко» и др.) причудливо соединены реальные факты и поэтиче­ский вымысел. Основное внимание поэт сосредоточил на выяв­лении в образах былинных богатырей и реально существовав­ших исторических лиц черт русского национального характера и идеальной личности. Смелость и отвага, размах и удаль, само­отверженное служение русской земле, благородство, суровость и в то же время глубокая человечность — особенности этого ут­раченного идеала.

Драматическая трилогия А.К. Толстого тоже имеет исторический сюжет. Названия говорят сами за себя: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

И, конечно же, говоря об Алексее Толстом, нельзя не сказать о его сатирических стихах. Толстой высмеивает глупость, жадность, приспособленчество, угодливость, пресмыкательство перед начальством. Осмеянию он подвергал все то, что с его позиции нарушало законы естественности, свободы, красоты и любви.

В сатирических стихотворениях отчётливо выделяются две темы:

1. Толстой не принимает новейших демократических идей. Он считает нигилизм и революционность гибельными для русского сознания, для русской истории. Антинигилистические тенденции объединяют многие сатирические произведения Толстого.

«Поток – Богатырь»,

«Порой весёлой мая».

2. Толстой враждебно относится к террору и насилию во всех формах. Ему ненавистны законы тоталитарного государства: уничтожение народа и человека. В его стихотворной сатире выпады против тех, кто возглавил расправу над демократическим движением.

«Песня о Каткове»

Итак, одни произведения были направлены против так называемого демократического лагеря, другие – против официальных правительственных кругов.

И вершина сатиры — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Взяв эпиграфом слова из «Повести временных лет» «вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», Толстой обыгрывает попытки властей насадить этот самый порядок сначала на Руси, потом в России. Именно «насадить», привнеся в русскую землю обычаи иных земель.

Стиль поэмы, состоящей ровно из 83-х частей-четверостиший, кажется очень лёгким, незамысловатым, а своим юмором и простотой напоминает русские народные частушки. Только речь здесь идёт не о делах житейских, а о некоторых моментах русской истории, в частности — о правлении на Руси известных князей и царей.

В поэме постоянным рефреном звучат строки о том, что на богатой и обильной русской земле порядка отродясь не бывало. Первое четверостишие гласит:

Послушайте, ребята,

что вам расскажет дед.

Земля наша богата,

порядка в ней лишь нет.

Не отклоняясь от исторической правды, Толстой сатирически показывает все сложности поиска порядка и варягами, и князем Владимиром, и Иваном Грозным, и Петром І, и другими правителями.

Приглашение варягов на Русь:

Варягам стало жутко,

но думают: «Что ж тут?

Попытка ведь не шутка –

пойдём, коли зовут!

Крещение Руси князем Владимиром:

Послал он за попами

в Афины и Царьград,

попы пришли толпами,

крестятся и кадят.

Монголо-татарское нашествие:

Узнали то татары:

«Ну, - думают, - не трусь!».

Надели шаровары,

приехали на Русь.

О правлении Петра I:

Царь Петр любил порядок,

Почти как царь Иван,

И так же был не сладок,

Порой бывал и пьян.

Он молвил: «Мне вас жалко,

Вы сгинете вконец;

Но у меня есть палка,

И я вам всем отец!..

Не далее как к святкам

Я вам порядок дам!»

И тотчас за порядком

Уехал в Амстердам.

Вернувшися оттуда,

Он гладко нас обрил,

А к святкам, так что чудо,

В голландцев нарядил.

Но это, впрочем, в шутку,

Петра я не виню:

Больному дать желудку

Полезно ревеню.

Хотя силѐн уж очень

Был, может быть, приѐм;

А все ж довольно прочен

Порядок стал при нем.

Но сон объял могильный

Петра во цвете лет,

Глядишь, земля обильна,

Порядка ж снова нет.

А.К.Толстой дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Земля наша богата
Порядка ж снова нет.

Пародируя церковно-славянский стиль летописца Нестора, Толстой завершает свою поэму словами:

Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб Божий Алексей.

Знаете ли вы, кому принадлежат следующие высказывания?

  • Век живи — век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
  • Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
  • Единожды солгавши, кто тебе поверит?
  • Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
  • Если хочешь быть счастливым, будь им.
  • Лучше скажи мало, но хорошо.
  • Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.
  • Никто не обнимет необъятного.
  • Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
  • Зри в корень!
  • Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

· Никто не обнимет необъятного.

· Лучше скажи мало, но хорошо.

· Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

· Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют.

· Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

· Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.

· Легче держать вожжи, чем бразды правления.

· Не всё стриги, что растёт.

Эти высказывания принадлежат Козьме Пруткову.

Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и его двоюродные братья Жемчужниковы (Александр, Владимир и Алексей) составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова. От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы («Письмо из Коринфа», «К моему портрету», «Древний пластический грек»). Многие верили, что такой писатель действительно существует. Афоризмы Пруткова пошли в народ.

В произведениях Козьмы Пруткова и шутках его создателей – ненависть к бездуховности, ко всем формам ограничения свободы человеческой личности. Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и сам его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность, пародировали литературное эпигонство.

Основные выводы:

Многожанровое наследие А.К. Толстого: лирические стихотворения, баллады, былины, дра­мы, проза (повести ужасов, исторический роман), сатирические произведения, пародии.

Козьма́ Петро́вич Прутко́в — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы ХIХ века поэт Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически — коллективный псевдоним всех четверых). Писал и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты.

До встречи на занятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: