Механизм реализации Стратегии можно условно разделить на три группы необходимых мер: экономические, организационные и правовые. Каждая группа содержит краткий перечень вариантов расширения бюджетно-ресурсной базы республики.
Важнейшей частью механизма реализации Стратегии является взаимодействие Правительства Кабардино-Балкарской Республики с федеральными органами исполнительной власти и внешними агентами развития (хозяйствующими субъектами, которые могут оказывать влияние на развитие республики). Базовыми принципами выбора механизмов для реализации Стратегии являются развитие системы стратегического планирования, переход к результативному управлению, наращивание собственной доходной базы и повышение прозрачности финансовой политики.
I. Организационные меры:
1) распределение обязанностей по управлению реализацией Стратегии внутри Правительства Кабардино-Балкарской Республики (мониторинг и контроль соответствия основным положениям Стратегии реализуемых мероприятий сопутствующих программ);
2) активная работа с внешними агентами развития:
а) развитие региональных кооперационных связей для удовлетворения внутреннего спроса: организация и проведение мероприятий по развитию кластеров «Здоровье», «Агропромышленный комплекс» и «Добыча и переработка природного сырья», а также реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих социально-экономическую значимость для развития республики;
б) развитие механизмов частно-государственного партнерства (в территориальном маркетинге, реализации инфраструктурных, образовательных и других общественно значимых проектов);
3) привлечение рейтинговых агентств для представления и распространения информации о динамике развития республики в других регионах Российской Федерации и странах мира;
4) организация взаимодействия с федеральными государственными структурами (подготовка доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики, отчет по реализации программ социально-экономического развития, согласование отраслевых стратегий и концепций в федеральных органах исполнительной власти);
5) осуществление политики пространственного развития:
а) реализация инфраструктурных проектов, в том числе на основе частно-государственного партнерства;
б) реализация маркетинговых проектов по развитию городской среды;
в) содействие в разработке стратегий муниципальных образований;
г) градостроительная деятельность.
II. Финансово-экономические меры:
1) осуществление налоговой политики, направленной на улучшение инвестиционного климата в базовых секторах экономики;
2) бюджетная политика:
а) программно-целевое планирование: адаптация республиканских целевых программ приоритетам, целям и задачам Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года;
б) увеличение доли государственных инвестиций в расходах бюджета (в целях инвестирования в дефицитные (расходные) секторы: социальную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство) при одновременном усилении контроля над использованием средств, а также повышение доли бюджетных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
в) максимально эффективное использование традиционных источников федеральных бюджетных средств: федеральные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, межбюджетные трансферты;
г) мониторинг и оценка возможностей новых инструментов привлечения государственных инвестиций: особые экономические зоны, Инвестиционный фонд и так далее.
III. Правовые меры:
1) реализация федеральных институциональных реформ: административной, бюджетной и других, в том числе внедрение механизмов повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики (доклады о результатах и основных направлениях деятельности, бюджетирование, ориентированное на результат, показатели эффективности, административные регламенты);
2) законодательная поддержка организационной и финансово-экономической деятельности.
В целях управления реализацией Стратегией осуществляется следующее распределение ответственности:
1) общий контроль над реализацией Стратегии – Президент Кабардино-Балкарской Республики;
2) осуществление нормативно-правовой поддержки и контроль за ходом реализации Стратегии – Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики;
3) оперативное управление и контроль за ходом реализации Стратегии – Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики;
4) исполнение, мониторинг и составление отраслевых отчетов в рамках своих полномочий - исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
В целях количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мер государственного управления Стратегией предлагается система следующих индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики на период 2007-2011 годов:
Таблица 2
Система индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики на период 2007-2011 гг.
Наименование показателя | Единица измерения | год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Численность постоянного населения | тыс. человек | |||||
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего | млн. рублей | |||||
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования | млн. рублей | 12787,5 | 13912,1 | |||
Доходы консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики | млн. рублей | |||||
Численность безработицы (по методологии МОТ) | в % к занятым |
Заключение
В процессе реализации Стратегии усилия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики будут направлены на создание более эффективной экономики. Ее развитие будет опираться на уникальные особенности Кабардино-Балкарии, в результате чего относительная производительность труда в экономике (объем ВРП по отношению к численности населения, занятого в экономике) увеличится в 9,8 раза (с 118,6 тыс. руб./чел. в 2005 году до 1171,3 тыс. руб. в 2030 году), средняя заработная плата вырастет более чем в 9,2 раза (с 3,6 до 33,4 тыс. рублей), а бюджет будет формироваться, главным образом, за счет собственных налоговых поступлений (обеспеченность республиканского бюджета собственными доходами увеличится с 22,6 до 88 процентов).
В республике будут созданы по сути новые отраслевые комплексы по производству качественных, экологически чистых продуктов питания, лечебных и профилактических препаратов, оказанию всесторонних туристических услуг для лечения, укрепления здоровья и отдыха граждан России и зарубежных стран.
Также будет развернуто высокотехнологичное производство строительных материалов с высокой добавленной стоимостью, отвечающее современным экологическим стандартам и требованиям рынка.
Получат активное развитие другие отрасли экономики, обеспечивающие занятость квалифицированного персонала.
Сформированная таким образом структура экономики обеспечит высокие и устойчивые темпы ее развития (среднегодовой за период 2006-2030 годов темп роста ВРП составит 11 процентов). Республика превратится в один из наиболее успешных субъектов Российской Федерации в пределах Южного федерального округа, характеризующихся высокими стандартами качества жизни (безработица сократится с 26 до 3 процентов) и безопасности населения и отдыхающих.