От составителя.
Программа курса предназначена для студентов 1 курса магистратуры философского факультета, направление 030100 – философия, подготовка магистров.
Курс «Возникновение античной философии» изучается в 1-ом семестре, аудиторная нагрузка 20 часов, форма аттестации – зачёт, который выставляется либо по итогам собеседования по одной из тем курса, либо по реферату.
Цель и задачи курса.
· Раскрыть социокультурные особенности возникновения античной философии.
· Раскрыть истоки формирования и основное содержание философем, возникающих в Элладе в 6 в. до н. э., показать их отличие и взаимодействие с мифосознанием того времени и значение этих философем для дальнейшего развития философских идей.
Краткая аннотация курса.
Данный курс углубляет и расширяет представление об истории античной философии полученные студентами при обучении в бакалавриате. Здесь будет рассматриваться возникновение античной философии в пространстве своеобразного диалога мифологем – философем, и их внутренних преобразований. Сопоставляются мифопоэтическое, образное и рацонально-логическое, понятийное, мышление эллинов. Выявляются особенности известных нам первых философем античной философии, показывается их значение для дальнейшего развития.
Тематический план и содержание:
Курса лекций «Возникновение античной философии»
№ Название темы | Стр. | Час. |
1. Изучение проблемы возникновения античной философии в литературе. | ||
2. Начало философии в Элладе. Первые формы философствования и философии | ||
3. Спекулятивно-символическое богословие Ферекида. | ||
4. Натурфилософия милетцев. | ||
5. Влияние первых философем на дальнейшее развитие философии | ||
Всего | 4 – 7 | |
Темы рефератов и докладов; список литературы к ним | 8 – 9 | |
Вопросы к зачёту по курсу | ||
Литература по всем темам курса: основная и дополнительная | 10-12 |
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Тема 1.Изучение проблемы возникновения античной философии в литературе (4 часа).
Обзор источников, учебников и исследований по истории возникновения античной философии.
Германия.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), его история философии (в особенности – античная). Рассмотрение проблемы возникновения античной философии.
Целлер Эдуард (1814-1908) – автор 6-томной «Истории греческой философии». Критическое отношение Целлера к исследованию античной философии Гегелем.
Гомперц Теодор (1832-1912) – австрийский антиковед, позитивистски ориентированный. Особенности его позиции в рассмотрении вопроса о возникновении античной философии. Установление аналогий между греческими мыслителями и современной Гомперцу эпохой.
Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) – философ неокантианец, особое внимание к вопросу о возникновении античной философии, повлиявшей на наше интеллектуальное бытие.
Ницше Фридрих (1844-1900) и античная философия. Отрицание рационалистического как эмпирического и логического способов рассмотрения античной философии. Подчёркивание преимущественного значения интуитивно-эстетического и игрового начал в возникновении и формировании эллинской философии. Решение им историографически-значимой дилеммы идиллического / трагического образа Эллады.
Дильс Герман – «Фрагменты досократиков» (1903), работа над ними его ученика Кранца Вальтера.
Франция.
Антиковеды Франции о возникновении античной философии.
Адо Пьер (1922 г. р.). Его концепция античной философии. Античная философия как духовное упражнение.
Адо Илзетраут – размышления о свободных искусствах и философии в античной мысли. Марру А.-И. (Henri-Irenee Marrou) об античном воспитании и образовании (1948).
Англия.
Мифолого-ритуалистическая школа. Мюррей Гильберт (Оксфорд) и его роль в изучении античного сознания. Книга Доддса Эрика Робертсона «Греки и иррациональное» (1951). Его «археология сознания древнего грека».
Россия.
Проблема возникновения античной философии в восприятии, переводах, исследованиях отечественных философов и филологов. Юркевич Памфил Данилович (1827-1874); Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900); Зелинский Фаддей Францевич (1859-1944); Трубецкие Сергей Николаевич (1862-1905) и Евгений Николаевич (1863-1920); Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949); Эрн Владимир Франциевич (1881-1917); Флоренский Павел Александрович (1882-1937); Блонский Павел Петрович (1884-1941); Маковельский Александр Осипович (1884-1969); Лосев Алексей Фёдорович (1893-1998); Мамардашвили Мераб Константинович (1930-1990); Зайцев Александр Иосифович (1926-2000); Васильева Татьяна Вадимовна (1942-2002); Кесс и ди Феох а рий Харл а мпиевич (1920 г.р.); Лебедев А.В.
Тема 2.Начало философии в Элладе. Первые формы философствования и философии (4 часа).
Социокультурные различия Древнего Востока и Эллады. Разность хозяйственных укладов и ценностных ориентиров Восточного и Эллинского мира. Особенности хозяйственной, социальной, культурной жизни Древнего Востока. Универсум и человек на Древнем Востоке. Философия и наука Древнего Востока. Влияние Древнего Востока на развитие философии и конкретно-научных представлений эллинов. Рабство и свобода в Элладе. Агональный характер культуры Эллады, роль Пайдейи.
Духовные факторы конституирования Эллады. Разнообразие мифических представлений и мистерий эллинов. Гомер, Гесиод. Теогония. Теокосмогонии. Историософские взгляды Гесиода, его пессимизм. Религиозные воззрения Гесиода. Метаморфозы мифа и логоса, их логическая несовместимость, генезисная преемственность и историческое сосуществование.
Проблема начала античной философии.
Амбивалентность понятия «начало философии». Невозможность выведения философии из мифа, обыденного опыта и конкретно-научного знания. Отличительные черты философского, мифологического и обыденного сознания античности. Мировоззренческая и логико-теоретическая противоположность философемы мифологеме.
Соотношение и роль эмпирических, логических, интуитивно-умозрительных и интуитивно-эстетических моментов в становлении античной философии Переход от ценностной (эстетической, этико-правовой) рефлексии к рефлексии теоретической (умозрительной). Антиномичность и диалогичность процесса зарождения античной философии. Влияние философии (особенно её метода) на становление конкретных наук античности. Гносео-мировоззренческое противостояние и культурно-историческая преемственность Мифа и Логоса.
Формирование основных традиций досократиков:
· спекулятивно-символического богословия (Ферекид, Пифагор);
· натурфилософии милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);
- Онтологизм (Парменид из Элеи), первые опыты в области логики (элеаты – Парменид, Зенон), диалектики (Гераклит из Эфеса).
Тема 3.Спекулятивно-символическое богословие Ферекида (4 часа).
Свидетельства о жизни. Ферек и д, сын Бабия, с острова С и рос. Жил в 6 веке до н.э. Родился – в 600/597 г. до н.э. Умер на острове Самос возможно в 532/529 г. до н. э. Ферекид был или учеником Питтака (Митилены), или выучил себя сам по тайным книгам финикийцев. Известен как учитель Пифагора.
Сочинения и учение. «Богословие» или «Семинедрие», трактат в 10 книгах, дошло – несколько фрагментов. Написал в прозе первым о природе и о происхождении Богов. Спекулятивный пафос Ферекида. Его метафизика. Отличие аллегории от мифа. Аллегорический метод, восходящий к Ферекиду. Иносказательный смысл его речений. Онтологический и аксиологический аспекты первоначала в учении Ферекида. Аксиологический статус архе в понимании Ферекида. Механизм космообразования по Ферекиду. Ферекид как представитель «богословствующих» философов. Его отличие от представителей богословствующего эпоса.
Миропонимание и предфилософская теогонии богословствующего эпоса Орфея, Акусилая, Лина, Гесиода, Гомера. Близость их к миропониманию старших натурфилософов. Онтологический и аксиологический аспекты первоначалав теокосмогониях Гомера и Гесиода. Аксиологический статус архе в их понимании. Роль Зевса в теокосмогониях Гомера и Гесиода и космоса в натуралистической космогонии милетских философов.