Свержение ассирийского ига




 

Во время серьезной опасности для страны, когда ассирийские войска вторглись в Иудею и казалось, что уже ничто не спасет Иерусалим от верной гибели, Езекия, полагаясь на силу Божью, собрал все силы своего царства, чтобы с непоколебимым мужеством бороться с языческими захватчиками. «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, — увещевал Езекия мужей Иудеи, — потому что с нами более, нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2 Пар. 32:7, 8).

Не без основания Езекия надеялся на удачный исход битвы. Господству хвастливых ассирийцев, несмотря на то, что Бог некоторое время использовал их как орудие гнева Своего для наказания народов, должен был наступить конец (см. Ис. 10:6). «Не бойся Ассура, — обратился Господь через пророка Исаию к оставшимся жителям Сиона… Еще немного, очень немного… И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. И будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука» (стихи 24-27).

В другом пророчестве, сделанном «в год смерти царя Ахаза», пророк утверждал: «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы. Ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?» (Ис. 14:28, 24-27).

Власть притеснителя должна была быть сломлена. Однако Езекия в первые годы своего царствования продолжал платить ассирийцам дань по договору с Ахазом. Тем временем царь, посоветовавшись «с князьями своими и с военными людьми своими», делал все возможное для защиты царства. Он позаботился о надежном обеспечении Иерусалима водой, хотя за его стенами люди страдали от ее недостатка. «И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь» (2 Пар. 32:3, 5,6). Царь приготовил все, что могло понадобиться во время осады.

К тому времени, когда Езекия взошел на иудейский престол, ассирийцы уже увели в плен большое число детей Израиля из северного царства. Спустя несколько лет после начала царствования, когда Езекия предпринимал все меры для того, чтобы укрепить Иерусалим, ассирийцы осадили и захватили Самарию и рассеяли десять колен по всем областям ассирийского царства. Границы Иудеи находились совсем близко, до Иерусалима было меньше восьмидесяти километров, в храме хранились сокровища — все это могло прельстить врага вернуться.

Но иудейский царь решил организовать должное сопротивление врагу, и сделав все, что только было в человеческих силах, он собрал войска и призвал их быть мужественными. Пророк Исаия ранее обращался к Иудее, говоря: «Велик посреди тебя Святый Израилев» (Ис. 12:6). И вот теперь с непоколебимой верой царь заявил: «С нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2 Пар. 32:8).

Ничто так быстро не способствует проявлению веры, как упование на Бога. Иудейский царь приготовился встретить надвигающуюся бурю, и теперь, веря, что пророчество относительно ассирийцев исполнится, он полностью положился на волю Божью. «И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Пар. 32:8). Пусть даже ассирийские войска, в сознании которых еще свежи победы над могущественными народами земли и Самарией в Израиле, нападут на Иудею. Пусть они заявляют хвастливо: «Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?» (Ис. 10:10, 11). Жителям Иудеи нечего бояться, ибо они доверились Иегове.

И вот решающий час с неизбежностью наступил. Ассирийские войска, одерживая одну победу за другой, вторглись в Иудею. Будучи уверены в победе, военачальники разделили свои силы на две армии, одна из которых должна была отразить атаку египетских войск с юга, а другая осадить Иерусалим.

Теперь Иудее оставалось надеяться только на Господа. Всякая возможность помощи из Египта была отрезана, и больше никто из окружающих народов не мог протянуть им дружескую руку.

Ассирийские военачальники, уверенные в силе своих хорошо обученных войск, пригласили иудейских старейшин для переговоров, во время которых самым наглым образом потребовали сдачи города. Это требование сопровождалось оскорблениями Бога евреев. Из-за отступничества Израиля и Иудеи имя Божье больше не почиталось среди народов, но сделалось предметом постоянного поношения (см. Ис. 52:5).

«Скажите Езекии, — сказал Рабсак, один из военачальников Сенахирима, — так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?» (4 Цар. 18:19, 20).

Переговоры происходили за воротами города, но в пределах слышимости часовых на городской стене. И когда посланцы ассирийского царя громко выдвигали свои требования вождям Иудеи, последние, стремясь скрыть ход переговоров от людей, находящихся на стене, попросили ассирийцев говорить по-арамейски, а не по-еврейски. Рабсак же, грубо пренебрегая этой просьбой, начал еще громче говорить по-еврейски:

«Слушайте слово царя великого, царя Ассирийского! Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас; и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь; не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского».

Не слушайте Езекии; ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников.

Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?» (Ис. 36:13-20).

На эти насмешки иудеи «не отвечали ему ни слова». Переговоры закончились. Представители иудейского народа «в разодранных одеждах» возвратились к Езекии «и пересказали» ему все «слова Рабсака». Царь, выслушав все эти богохульные слова, «разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень» (4 Цар. 19:1).

К Исаии были посланы вестники, чтобы сообщить о результатах переговоров. «И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей». «Может быть услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых» (4 Цар. 19:3, 4).

«И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу» (2 Пар. 32:20).

Бог ответил на молитвы Своих слуг. Исаии было повелено передать Езекии: «Так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечем в земле его» (4 Цар. 19:6, 7).

После ухода иудейских старейшин ассирийские представители сразу же сообщили обо всем своему царю, который в то время вместе с войском ожидал приближения египетской армии. Сеннахирим, выслушав донесение, написал письма, «в которых поносил Господа, Бога Израилева, и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей» (2 Пар. 32:17).

Хвастливая угроза сопровождалась следующими словами: «Пусть не обманывает тебя Бог твой, на которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского». Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь? Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? — Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецев, и сынов Едена, что в Фалассаре? Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?» (4 Цар. 19:10-13).

Когда царь иудейский получил такое язвительное письмо, он взял его с собой в храм, «развернул его… пред лицем Господним» и с твердой верой молился о том, чтобы ему была послана помощь свыше, дабы таким образом все народы земли могли узнать, что Бог евреев жив и по-прежнему царствует (стих 14). От исхода этого кризиса зависела честь Иеговы, и только Он мог спасти иудейский народ.

«Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь; открой. Господи, очи Твои, и воззри и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого! Правда, о Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне. Господи, Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19:15-19).

«Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя. Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас. Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего? Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слешами, в большой мере. Положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами. Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее. Очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. Горы покрылись тенью ее, и ветви ее, как кедры Божьи. Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.

Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее… Охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе… И мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое. Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся» (Пс. 79).

Молитва Езекии об Иудее и о чести Вседержителя отвечала намерениям Бога. В своей молитве при освящении храма Соломон умолял Бога делать все, «что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Бог, и нет кроме Его» (3 Цар. 8:59, 60). Особенно во время войны и осады, когда начальники народа придут в дом Божий и станут молить Его об избавлении. Он должен явить им Свою милость (см. 3 Цар. 8:33, 34).

Езекия не был оставлен без надежды. Исаия послал сказать ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима.

Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос, и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева. Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».

Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин? И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как пороет на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.

Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты» (4 Цар. 19:20-28).

Иудейская земля была опустошена набегами врагов, но Бог обещал чудесным образом удовлетворить нужды народа. Езекии было сказано: «Вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год — самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их.

И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху; ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие.

Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар 19:29-34).

В ту же ночь пришло избавление. «Пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4 Цар. 19:35). «И он истребил всех храбрых и главночальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского» (2 Пар. 32:21).

Вскоре весть об этой страшной каре, постигшей ассирийскую армию, дошла и до Сеннахирима, который по-прежнему стоял на страже, чтобы помешать египтянам оказать помощь иудейским войскам. Пораженный ужасом ассирийский царь поспешил удалиться, и «возвратился он со стыдом в землю свою» (2 Пар. 32.21). Но ему недолго оставалось царствовать. В соответствии с пророчеством о его внезапной кончине он был убит своими же домочадцами. «И воцарился Асардан, сын его, вместо него» (Ис. 37:38).

Бог евреев победил надменных ассирийцев. Честь Иеговы была восстановлена в глазах окружающих народов. Весь народ в Иерусалиме ликовал. Слова сердечной благодарности за избавление были смешаны с самыми искренними слезами раскаяния. В момент острой опасности они полностью доверили Божьему могуществу свое спасение, и Он не обманул их ожидания. Теперь дворы храма переполняли гимны торжественной хвалы.

«Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.

Ты славен, могущественнее гор хищнических. Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.

Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? С небес Ты возвестил суд: земля убоялась и утихла, когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.

И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь. Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному. Он укрощает дух князей. Он страшен для царей земных» (Пс. 75).

Расцвет и падение ассирийского царства являются величайшим уроком для современных народов. Священное Писание уподобляет расцвет ассирийского могущества величественному дереву в саду Господнем, которое возвышалось над всеми остальными деревьями.

«Вот, Ассур был кедр на Ливане с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев… и под тенью его жили всякие многочисленные народы. Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих; ибо корень его был у великих вод. Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, и каштаны не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею… все дерева Едемские в саду Божием завидовали ему» (Иез. 31:3-9).

Но ассирийские цари, вместо того чтобы использовать эти необыкновенные благословения для блага человечества, стали бичом для многих народов. Безжалостные, не боясь Бога и людей, они заставляли все народы признавать авторитет богов Ниневии, которых они превозносили выше Всевышнего. Бог послал к ним Иону с предостережением, и на некоторое время они смирились перед Богом воинств и искали прощения. Но вскоре снова начали поклоняться другим богам и желали только одного — покорить себе весь мир.

Пророк Наум, обличая беззаконие Ниневии, говорит: «Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство.

Слышны хлопание бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество…

Вот Я — на тебя, говорит Господь Саваоф» (Наум 3:1-5). С безошибочной точностью Безграничный ведет счет всему, что совершается в каждом государстве. Это происходит до тех пор, пока Он в Своей милости призывает к покаянию, но когда переполняется мера Божественного терпения, тогда милосердие уступает место суду. Счет закрывается. Божественное терпение кончается, и милосердия ждать уже не следует.

«Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его. Запретит Он морю — и оно высыхает и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» (Наум 1:3-6).

Вот каким образом Ниневия, «город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «я — и нет иного, кроме меня», был разрушен, разграблен, опустошен, разорен, «где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их» (Соф. 2:15; Наум. 2:10, 11).

Предвидя то время, когда гордость ассирийцев будет попрана, пророк Софония пророчествовал о Ниневии. «И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Соф. 2:14).

Велика была слава ассирийского царства, велико было и его падение. Пророк Иезекииль, символически представляя ассирийское царство величественным кедром, предсказывал, что гордость и жестокость приведут его к падению. Он говорил:

«Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его, — за то Я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним, как надобно; за беззаконие его Я отверг его. И срубили его чужеземцы, лютейшие из народов, и повергли его на горы; и на все долины упали ветви его, и сучья его сокрушились на всех лощинах земли, и из-под тени его ушли все народы земли, и оставили его. На обломках его поместились всякие птицы небесные, и в сучьях были всякие полевые звери. Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим…

Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем… и все дерева полевые были в унынии по нем. Шумом падения его Я привел в трепет народы» (Иез. 31:10-16). Расцвет и падение Ассирии должны до конца времен служить людям наглядным примером. Сегодня Бог спрашивает народы, которые в своем высокомерии и гордости восстали против Него: «Которому из дерев Едемских равнялся ты в славе и величии? Но теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю» (Иез. 31:18).

«Благ Господь — убежище в день скорби — и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания» тех, кто пытается возвысить себя против Всевышнего (Наум. 1:7, 8).

«Смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта» (Зах. 10:11). Это верно не только в отношении народов, восстававших против Бога в древнее время, но также относится и к народам, которые в настоящее время отказываются следовать Божественным замыслам. В день возмездия, когда праведный Судья всей земли «развеет народы» и соблюдающие истину войдут в Божий град, под небесными сводами раздадутся победоносные гимны искупленных. «А у вас будут песни, — говорит пророк, — как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой. И возгремит Господь величественным голосом Своим». «Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый. И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами» (Ис. 30:29-32).

 

Глава 31

Надежда для язычников

 

В течение всего своего служения Исаия постоянно свидетельствовал о замыслах Божьих относительно язычников. Другие пророки ранее также упоминали об этих Божественных намерениях, но они часто оставались непонятыми. Поэтому Исаии было поручено самым определенным образом разъяснить жителям Иудеи, что в число Израиля Божьего войдет много и тех, кто не был потомками Авраама по плоти. Это учение не соответствовало теологии того времени, однако Исаия бесстрашно возвещал то, что ему было поручено Богом, и таким образом вселял надежду во многие сердца жаждавших духовных благословений, которые были обещаны семени Авраама.

Апостол Павел, несший Евангелие язычникам, в своем послании к верующим в Риме обращает их внимание на эту характерную особенность вести Исаии. «Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим. 10:20).

Часто казалось, что израильтяне либо не желают, либо не способны понять Божьи намерения относительно язычников. Однако именно с этой целью они были отделены и упрочены как независимый народ среди остальных народов земли. Авраам, их отец, с которым прежде всего заключили завет обетования, был призван оставить свое родство и отправиться в другую землю, где бы он мог нести свет язычникам. Хотя ему и было дано обетование, что потомство его будет так многочисленно, как морской песок на берегу, однако стать родоначальником великого народа в Ханаанской земле он должен был не для того, чтобы возвыситься самому. Завет Божий с ним охватывал собой все народы земли. «И благословлю тебя, — сказал Иегова, — и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:2, 3).

При возобновлении завета, незадолго до рождения Исаака вновь было выражено намерение Божье относительно всего человечества. «И благословятся в нем все народы земли», сказал Господь о сыне обетования (Быт.18:18). И позднее небесный вестник повторил обетование еще раз: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:18).

Всеобъемлющее значение этого завета хорошо знали дети Авраама и его потомки. Израильтяне были освобождены из египетского рабства для того, чтобы стать благословением для других народов и чтобы имя Божье стало известным «по всей земле» (Исх. 9:16). Если бы они оставались послушными Его требованиям, то по мудрости им бы не было равных, и это превосходство перед другими народами послужило бы только для того, чтобы исполнить намерение Божье относительно «всех народов земли».

Чудесное проявление Божественной силы, связанное с освобождением Израиля из египетского рабства и покорением им обетованной земли, побудило многих язычников признать Бога Израилева как Верховного Повелителя. «Тогда узнают Египтяне, — гласило обетование, — что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их» (Исх. 7:5). Даже гордый фараон был вынужден признать могущество Иеговы. «Пойдите, совершите служение Господу, — просил он Моисея и Аарона, —… и благословите меня» (Исх. 12:31, 32).

Израильские войска, вступив в обетованную землю, поняли, что язычники уже слышали о могущественных деяниях Бога евреев, а некоторые даже признали, что только Он есть истинный Бог. В нечестивом Иерихоне женщина-язычница засвидетельствовала: «Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Ис. Нав. 2:11). Признав Иегову, она тем самым обрела спасение. «Верою Раав блудница… не погибла с неверными» (Евр. 11:31). Ее обращение не являлось исключительным случаем проявления благодати Божьей к идолопоклонникам, признающим Его Божественный авторитет. Гаваонитяне — многочисленный народ, живший в центральной части обетованной земли, оставили язычество и присоединились к Израилю, разделяя с ним благословения завета.

Бог не признает никаких различий в национальности, расе или касте. Он — Творец всего человечества. Все люди сотворены как одна семья, каждый член которой искуплен. Христос пришел разрушить всякую стену разделения, устранить всякую преграду so дворах храма, чтобы каждая душа имела свободный доступ к Богу. Его любовь настолько широка, глубока и полна, что она проникает повсюду. Она освобождает из-под сатанинского влияния тех, кто был обманут, и возносит их до престола Божьего, окруженного радугой обетования. Во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного.

В последующие после завоевания обетованной земли годы мало кто вспоминал благие намерения Иеговы спасти язычников, и у Него возникла необходимость вновь напомнить о Своем замысле. «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, — пел вдохновенный певец Израиля, — и поклонятся пред Тобою все племена язычников». «Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу». «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей… Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа: ибо Он приникнул с святой высоты Своей; с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу» (Пс. 21:28, 67:32, 101:16, 19-23).

Если бы Израиль оставался верен своему призванию, тогда все народы земли разделяли бы его благословения. Но сердца тех, кому было доверено познание спасительной истины, оставались незатронутыми нуждами окружающих людей. Поскольку планы Божьи по поводу язычников были забыты, на них и начали смотреть как на недостойных Его благодати. Свет истины был сокрыт, и повсюду господствовала тьма. Густой мрак невежества окутывал народы, только немногие знали о любви Божьей. Повсюду царило беззаконие и суеверие.

Вот с чем столкнулся Исаия, когда его призвали на пророческое служение, но он не разочаровался, ибо в его ушах раздавались отзвуки победоносного хора ангелов, окружающих престол Божий: «Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Его вера была укреплена видениями славных побед церкви Божьей, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9). «Покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» наконец будет уничтожено (Ис. 25:7). На каждую плоть изольется Святой Дух. Все жаждущие и алчущие праведности войдут в число Израиля Божьего. «И будут расти между травою, как ивы при потоках вод, — говорил пророк, — один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и призовется именем Израиля» (Ис. 44:4, 5).

Пророку было дано откровение относительно благих намерений Божьих, проявившихся в рассеянии необратившейся Иудеи среди других народов земли. «Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же. Который сказал: 'вот Я!'» (Ис. 52:6). И не только им предстояло познать на собственном опыте уроки послушания и веры, но и другим в земле изгнания должны были они дать познание о живом Боге. Многим иноплеменникам следовало научиться любить Его как своего Творца и Искупителя, начать соблюдать святую субботу, увековечившую Его творческую силу. Когда Он обнажит «святую мышцу Свою пред глазами всех народов», чтобы освободить Свой народ из рабства, тогда «все концы земли увидят спасение» Божье (стих 10). Многие из обращенных язычников пожелают присоединиться к израильтянам и уйдут с ними обратно в Иудею. Никто из них не скажет: «Господь совсем отделил меня от Своего народа» (Ис. 56:3), ибо тем, кто посвятил себя служению Ему и соблюдал Его закон, было передано через пророка слово Господне, что они будут числиться среди духовного Израиля — Его церкви на земле.

«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других» (стихи 6-8).

Пророку было позволено приподнять завесу далекого будущего и увидеть пришествие обетованного Мессии. Вначале он увидел только «горе и мрак, густую тьму» (Ис. 8:22). Многие жаждущие света истины были увлечены лжеучителями в запутанные лабиринты философии и спиритизма; другие полагались только на внешнее благочестие, но в практической жизни не проявляли истинной святости. Положение казалось безнадежным, но вскоре картина изменилась, и взору пророка предстало чудесное зрелище. Он увидел восходящее Солнце праведности и исцеление в лучах Его и полный изумления воскликнул: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:1, 2).

Этот чудесный Свет мира должен был принести спасение каждому народу, колену, племени и языку. Пророк услышал, что сказал предвечный Отец о работе, которую Ему предстояло выполнять: «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли… Во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь»». «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим» (Ис. 49:6, 8, 9, 12).

Продолжая смотреть в глубь веков, пророк видел дословное исполнение этого чудесного обетования. Он видел вестников, несущих радостную весть спасения во все концы земли, каждому племени и народу. Он слышал голос Господа, обращающегося к церкви, проповедующей Евангелие: «Вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток», он слышал и поручение: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города» (Ис. 54:2, 3).

Иегова сказал пророку, что Он пошлет Своих свидетелей «в Фарсис, в Пулу и Луду… в Тубалу и Явану, на дальние острова» (Ис. 66:19).

«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: 'воцарился Бог твой!'» (Ис. 52:7).

Пророк слышал голос Божий, призывающий Его церковь взяться за предназначенную ей работу, чтобы приготовить путь для провозглашения Его вечного царства. Эта весть была безошибочно ясна:

 

 

«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию.

Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут».

«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их».

«Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного»

 

(Ис. 60:1-4, 10, 11: 45:22)

 

Эти пророчества о великом духовном пробуждении во время беспросветного мрака сегодня исполняются на передовых линиях миссионерской деятельности, которая происходит в самых глухих уголках земли. Пророк уподобляет группы миссионеров в языческих странах флажкам, установленным для тех, кто ищет свет истины.

«И будет в тот день, — говорит Исаия, — к корню Иесееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,— и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего… И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11:10-12).

Близок день избавления. «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9). Среди всех народов, племен и языков Он видит людей, которые молятся о том, чтобы получить свет и знание. Они в смятении — слишком долго они гонялись за пылью (см. Ис. 44:20). Враг всякой истины совратил их, и они стали подобны слепцам. Но будучи искренни в своем сердце, они страстно желают познать путь спасения. Погруженные в бездну язычества, ничего не зная о писаном законе Господа и Его Сыне Иисусе, они все же неоднократно испытывали на себе влияние Божественной силы.

Те, кто и не имел никакого знания о Боге, кроме воздействия Божественной благодати, были добры к Его слугам и защищали их, даже рискуя жизнью. Святой Дух вселяет благодать Христа во многие благородные сердца, ищущие истину, и вопреки их прежнему воспитанию, вопреки их натуре пробуждает в них сочувствие. «Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), сияет в их сердцах, и если идти за Ним, Он приведет их к царству Божьему. Пророк Михей говорит: «Хотя я во мраке, но Господь свет для меня… Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Мих. 7:8, 9).

Небесный план спасения достаточно обширен, чтобы охватить весь мир. Бог желает вдохнуть в измученное человечество дыхание жизни, и Он не допустит, чтобы хотя бы одна душа, искренно стремящаяся к чему-то более возвышенному и благородному, чем то, что предлагает мир, осталась разочарованной. Он постоянно посылает Своих ангелов к тем, кто, несмотря на самые тяжелые жизненные обстоятельства, продолжает с верой молиться о том, чтобы Он послал им силу, которая бы принесла им избавление и мир. Всевозможными путями Бог откроется им и будет способствовать утверждению их веры в Того, Кто пожертвовал Собой ради их спасения, чтобы они могли возложить «надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс. 77:7).

«Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и пленные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена» (Ис. 49:24, 25). «И великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы — наши боги» (Ис. 42:17).

«Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). «Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся!» (Зах. 9:12). Для всех искренних людей, живущих в языческих землях, «правым» в очах Неба, «восходит свет» во мраке (Пс. 111:4). Бог говорит: «И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сдела



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: