Священный Коран, пер. Теодор Адамович Шумовский изд. «Диля» Спб. 2001




Логика неудач

 


Ответсвенный за выпуск книги: Хафизов Ильшат.

Человек в жизни попадает в разные ситуации. И это не случайность. Каждый поступок предопределил Всевышний Бог. Никакой проступок не забывается и никакое добро не остается без внимания. Божественные законы неизменны для всех. Когда мы попадаем в разные ситуации, не задумываемся. За что? В чем причина? Эта книга поможет хоть немного раскрыть глаза…

Издательство «Дагват» благодарит Вас за приобретенную книгу. Пусть Аллах вознаградит всех мусульман за совершенные благодеяния и направит на прямой путь заблудших. Если эта книга помогла Вам обрести истину просим помолится за нас, за тех кто трудился над ним, помогал и финансировал. Тех мусульман, которые хотят переводить книги, издавать свои труды просим сотрудничать с нами. Наши телефоны: 8-903-311-80-53 или 8-937-30-33-734. Можете также связаться по интернету: www.dagvat.ru или ilchat@mail.ru

Печать офсетная. Формат 60 х 90 1/16.Тираж 2000 экз. Издательство «Дагват».

 

Предисловие.

 

У каждого прибора и аппаратуры всегда есть руководство по эксплуатации. И чем сложнее аппарат, тем больше и подробнее это руководство. Без этого невозможно пользоваться оборудованием. А человеческий организм до того сложный, что научно-исследовательские институты по всему миру не могут познать даже толику своей сущности. Зрение, слух, ум, осязание, способность ходить и другие блага, одаренные Всевышним каждому не счесть и не придумать. Такой сложный организм, как человек тоже должен иметь свое РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ. Как не Господу Богу не знать о своем творение?!

И это Коран и толкующий его изречения Пророка Мухаммада (мир ему), а также пример из Его жизни.

 

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ

وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ…

В суре «Бакара» (Корова) в 183 – ем аяте говорится: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью]….» Коране явно упомянута руководство, которому надо придерживаться. В обратном случае будут несчастье и беды. Возможно не сразу, а по истечении какого-то времени. Но это неизбежно. У Всевышнего Бога все по знанию и справедливости. И все несчастья и неудачи от незнания а стало быть невыполнения этих Божественных законов.

Пророк Мухаммад (м.е.) говорил: «Человек попадая в беду, (по своей природы) начинает молить Бога, чтобы помог, но спасшись забывает об этом. Вы мусульмане не будьте такими. Поминайте Бога когда вы здоровы, счастливы, богаты и Аллах вспомнит про вас, когда вы будете больны, несчастны, бедны.» Многие об этом не знают, не догадываются. Как легче предотвратить болезнь, нежели лечить, так и предотвратить несчастье, чем после мучиться. И не только в этой жизни, но и дольней… Каждое благо дается человеку предопределением от Всевышнего Бога, Его довольством нами. Так и каждое несчастье дается как предупреждение за что-то или как наказание за какой-то грех. Если мы неудачны и бедствия не обходят нас стороной, то это повод поразмыслить над нашей жизнью, сделать переоценку наших ценностей.

Автор книги старается осветить взаимосвязь между людьми переплетая Кораном и сунной пророка (м.е.).

Редакция издательства «Дагват».

 

بسم الله الرحمن الرحيم

الم *ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ *الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ *والَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ وَبِالآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ* أُوْلَـئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ * إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ سَوَاءٌ عَلَيْهِمْ أَأَنذَرْتَهُمْ أَمْ لَمْ تُنذِرْهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ * خَتَمَ اللّهُ عَلَى قُلُوبِهمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَ أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ عظِيمٌ * وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ * يُخَادِعُونَ اللّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُم وَمَا يَشْعُرُونَ * فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً وَلَهُم عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ * وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ لاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ قَالُواْ إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ * أَلا إِنَّهُمْ هُمُ الْمُفْسِدُونَ وَلَـكِن لاَّ يَشْعُرُونَ * وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ آمِنُواْ كَمَا آمَنَ النَّاسُ قَالُواْ أَنُؤْمِنُ كَمَا آمَنَ السُّفَهَاء أَلا إِنَّهُمْ هُمُ السُّفَهَاء وَلَـكِن لاَّ يَعْلَمُونَ * وَإِذَا لَقُواْ الَّذِينَ آمَنُواْ قَالُواْ آمَنَّا وَإِذَا خَلَوْاْ إِلَى شَيَاطِينِهِمْ قَالُواْ إِنَّا مَعَكْمْ إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِؤُونَ * اللّهُ يَسْتَهْزِئُ بِهِمْ وَيَمُدُّهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ * أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ اشْتَرُوُاْ الضَّلاَلَةَ بِالْهُدَى فَمَا رَبِحَت تِّجَارَتُهُمْ وَمَا كَانُواْ مُهْتَدِينَ * مَثَلُهُمْ كَمَثَلِ الَّذِي اسْتَوْقَدَ نَاراً فَلَمَّا أَضَاءتْ مَا حَوْلَهُ ذَهَبَ اللّهُ بِنُورِهِمْ وَتَرَكَهُمْ فِي ظُلُمَاتٍ لاَّ يُبْصِرُونَ * صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لاَ يَرْجِعُونَ * أَوْ كَصَيِّبٍ مِّنَ السَّمَاء فِيهِ ظُلُمَاتٌ وَرَعْدٌ وَبَرْقٌ يَجْعَلُونَ أَصْابِعَهُمْ فِي آذَانِهِم مِّنَ الصَّوَاعِقِ حَذَرَ الْمَوْتِ واللّهُ مُحِيطٌ بِالْكافِرِينَ * يَكَادُ الْبَرْقُ يَخْطَفُ أَبْصَارَهُمْ كُلَّمَا أَضَاء لَهُم مَّشَوْاْ فِيهِ وَإِذَا أَظْلَمَ عَلَيْهِمْ قَامُواْ وَلَوْ شَاء اللّهُ لَذَهَبَ بِسَمْعِهِمْ وَأَبْصَارِهِمْ إِنَّ اللَّه عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ * يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ * الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأَرْضَ فِرَاشاً وَالسَّمَاء بِنَاء وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَّكُمْ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلّهِ أَندَاداً وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ * وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ وَادْعُواْ شُهَدَاءكُم مِّن دُونِ اللّهِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ * فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ وَلَن تَفْعَلُواْ فَاتَّقُواْ النَّارَالَّتِي وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ * وَبَشِّرِ الَّذِين آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ كُلَّمَا رُزِقُواْ مِنْهَا مِن ثَمَرَةٍ رِّزْقاً قَالُواْ هَـذَا الَّذِي رُزِقْنَا مِن قَبْلُ وَأُتُواْ بِهِ مُتَشَابِهاً وَلَهُمْ فِيهَا أَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَهُمْ فِيهَا خَالِدُونَ * إِنَّ اللَّهَ لاَ يَسْتَحْيِي أَن يَضْرِبَ مَثَلاً مَّا بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُواْ فَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ وَأَمَّا الَّذِينَ كَفَرُواْ فَيَقُولُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَـذَا مَثَلاً يُضِلُّ بِهِ كَثِيراً وَيَهْدِي بِهِ كَثِيراً وَمَا يُضِلُّ بِهِ إِلاَّ الْفَاسِقِينَ * الَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَا أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الأَرْضِ أُولَـئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ * كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتاً فَأَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ * هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ * وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاء وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ * وَعَلَّمَ آدَمَ الأَسْمَاء كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلاَئِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاء هَـؤُلاء إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ * قَالُواْ سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَا إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَا إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ * قَالَ يَا آدَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّا أَنبَأَهُمْ بِأَسْمَآئِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ* وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ * وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ وَكُلاَ مِنْهَا رَغَداً حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَـذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الْظَّالِمِينَ *فَأَزَلَّهُمَا الشَّيْطَانُ عَنْهَا فَأَخْرَجَهُمَا مِمَّا كَانَا فِيهِ وَقُلْنَا اهْبِطُواْ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَكُمْ فِي الأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ * فَتَلَقَّى آدَمُ مِن رَّبِّهِ كَلِمَاتٍ فَتَابَ عَلَيْهِ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ * قُلْنَا اهْبِطُواْ مِنْهَا جَمِيعاً فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَن تَبِعَ هُدَايَ فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ * وَالَّذِينَ كَفَرواْ وَكَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا أُولَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُون.

 

***

 

«Такая Книга – нет сомненья – путеуказчицей дана. Небесный свет и руководство для тех, кто верует она – для тех, кто в тайное поверил, стоит с молитвой долгий час, для тех, кто делится с другими тем, что получил в удел от Нас. Кто верит в посланное Богом тебе и бывшим до тебя, кто убежден в последней жизни, живет, соблазны истребя. Ведет их Бог прямой дорогой, их достояние – успех. Они отвергли тусклый светоч и сладкий яд земных утех. А те, которых не раскрыты для веры праведной сердца – увещевал ты этих, нет ли, они не веруют в Творца. Таким сердца и слух закрыла печать от Господа миров, им на глаза сошла завеса. Господь с неверными суров!

Среди людей иные молвят: «Мы Верим в Бога, Страшный Суд». Они не веруют. Неведом им освещенный верой труд. Вот обмануть желают Бога и тех, кто жив Его путем. Но лгут самим себе и только, не догадаться им о том. У них сердца больны. Создатель да увеличит их недуг! Для них готова злая мука за ложь, ползущую вокруг!

«Нечестья, люди, вы не сейте!» - такую речь приносят к ним, они на это отвечают: «Мы только доброе творим». Не так ли молвят – а нечестье распространяют на земле! Они о том не знают, эти, окостеневшие во зле!

«Примите веру, как другие, - им говорят, - ведь вы слепцы! Они в ответ: «Ужели примем, как это сделали глупцы?» Не так ли молвят? Несомненно, они глупцы как раз и есть, но не дошла до них об этом, не подлежащем спору весть.

Встречая верующих, эти –«мы тоже верим!» - говорят, но между дьяволами сидя, уже не лгут и не хитрят, а шепчут им: «Но мы-то с вами, мы обращали веру в смех». Господь усилит их блужданье, Он их лишит земных утех!

За верный путь купили эти все заблуждения свои, но прогорела

их торговля, ее надеждой не пои! Подобны грешные такому, кто для себя огонь зажег, когда же все наполнил светом, тот свет унес Великий Бог. Господь оставил их во мраке, они не видят ничего, слепцы немые и глухие, рабы порока своего. Увидя грешных, можно думать еще о туче дождевой. Таятся в ней и стрелы молний, и тяжкий мрак, и гром живой; неверный гибели страшится, тут затыкает уши он. Господь объемлет всех неверных, простерт над ними Божий трон. Готова молния, сверкая, неверных этих ослепить. Простерся свет – они в движенье, про все готовые забыть. Спустился мрак – остановились и вот, покорные стоят, и темный ужас их объемлет от головы до самых пят. Когда Создатель пожелает – и слух, и зрение у них вдруг унесет: Он власть над всеми соединил в руках Своих!

Вы поклоняйтесь, люди, Богу – Он вас и древних сотворил – для страха перед Богом сердце, быть может каждый бы раскрыл! Земля для вас ковром простерта – его постлал Великий Бог, он водрузил над вами небу всегда светящийся чертог, с небесной выси сбросил воды, для вас плоды возвел потом. Не придавайте Богу равных, когда узнали вы о Нем!

Когда ниспосланное Нами пророку, Нашему рабу, вас вынуждает сомневаться, морщины сходятся на лбу – как эта, суру приведите, зовя свидетелей своих помимо Бога, если правды священный голос вам не лих. Когда ж того не сотворите – вам никогда не сотворить! – огня побойтесь: камни, люди ему дровами могут быть!

Обрадуй верующих ныне, творящих благо там и тут: для них – сады, внизу потоки благоуханные текут. Как только им плоды даются, они толкуют, млад и стар: «Такое нам уже дарили, все это нам не первый дар». Но нет, похожее видали перед собой в былые дни переступившие пороги благословенные они. Для них – пречистые супруги и бесконечный райский день, над каждым праведным простерла покой божественная сень.

И комара, и то, что больше среди жильцов земных дорог, упоминает, не смущаясь, в рассказе притче Вечный Бог. Те, кто уверовал, узнали, что это – истина Творца, но нечестивцы вопрошают с холодной важностью лица: «О чем сказать хотел Создатель? К чему Он притчу приводил?» Прямым путем Он водит многих. Но тех, кто – слуги темных сил сбивает Он с пути прямого они презрели Божью речь и делят все, что Бог назначил в соединении беречь,

И на земле нечестье сеют. Большой убыток падших ждет: так повелел Творец Вселенной, Обитель гнева, Царь щедрот. Как можно вам не верить в Бога, Его не славить всякий час? Вы были мертвыми когда-то – Он оживил когда-то вас, Он умертвит вас в час урочный и в час урочный оживит, и к Богу вашему вернуться вам для отчета предстоит. Бог сотворил вам все земное, затем построил небосклон, и семь небес чудесно создал. О всякой вещи знает Он!

Создатель ангелам промолвил с высокой думой на челе: «Земле властителя назначу, наместник будет на земле». Они сказали: «Ты неужто ей дашь того, кто вновь и вновь там будет сеять грех и смуту и проливать за кровью кровь? А мы Тебе хвалу возносим вдали от суетной молвы!» Ответил Бог: «Я знаю нечто, о чем не ведаете вы!»

Об именах – о всех – Адаму от Бога весть была дана, потом Он ангелам промолвил: «Те назовите имена». Они ответили: «Мы знаем лишь то, чему Ты нас учил. Хвала Тебе! Ты всю премудрость в Себе Едином заключил!»

И Бог сказал: «Адам поведай их имена для их ушей!» Адам исполнил – Бог услышал и в речи вымолвил Своей. «Услышьте, ангелы! Ужели Я вам еще не говорил, что знаю скрытое повсюду, где Я создания творил, что все земное Мне известно, что Мне раскрыт небесный свет, и знаю все, что вы таите и что явили – тайны нет!»

«Да будет ваш перед Адамом, - рекли Мы ангелам, - поклон!» Склонились все. Иблис – недвижен, не подчинился, гордый он. Сказали Мы: «Адам! Обрадуй жену прекрасную свою». На удовольствие питайтесь, где пожелаете, в раю. Но это дерево – страшитесь его коснуться некий час, чтобы неправедность не пала печатью черною на вас».

Но сатана Адама вывел с его женой из кущ святых, об это дерево споткнуться тот сатана заставил их. И Мы сказали: «Прочь отсюда! Вы меж собой теперь – враги! Лишь на земле отныне место для преступившей всё ноги! Землею пользуйтесь на время!» И слово Бога своего Адам услышал и взмолился пред милосердием Его.

Сказали Мы: «Падите вместе! А будет от Меня к вам руководство, то над каждым, кто, все соблазны отстраня, к нему прильнет – не станет страха, и зло уйдет навеки вдаль. К тем, кто последует за Нами, уже не явиться печаль». Но кто не веровал и ложью Господни знаменья считал – геенны огненной навеки тот неутешной жертвой стал».

Текст Священного Корана, Аль-Бакара 1-39

Введение автора

Эта книга — это психологический анализ причин ошибок челове­ка при его попытках «улучшить» положение в сложных областях реальности. Постановка такой проблемы выходит далеко за пределы так называемых академических интересов. В наше время просчеты людей приобретают все более плане­тарный, а возможно, и космический характер. Речь идет не толь­ко о материальных или экономических издержках, хотя и здесь потери огромны. Нависла угроза над самим существованием человечества и всего живого на Земле. В конечном счете, воп­рос поставлен о пути (или тупике) человека и человечества. По сути, имплицитно присутствует проблема соотношения все более увеличивающейся свободы, приобретаемой человеком бла­годаря знаниям, и отстающей от этого процесса ответственности за свои поступки[1].

Данная проблематика анализируется средствами когнитивной психологии. Мы разрабатываем специальный понятийный аппа­рат, отражающий как объективные параметры сложных областей реальности, так и ее субъективный образ, на основе которого люди и действуют. Человек включен в сложные динамические системы, являясь их важной составляющей, во многом определяющей разви­тие ситуации. Пожалуй, основная характеристика таких систем — их сетевое строение. Это означает, что в них становится невозмож­ным изолированное, локальное изменение. Трансформация осу­ществляется не по цепочке «причина — следствие», а принимает сетевой характер: непосредственный результат, побочные и отда­ленные последствия. Модификация одного компонента активно влияет на многие другие.

Сложные ситуации включают целый ряд элементов, объеди­ненных многочисленными связями. Эти ситуации меняются сами по себе. Воздействие человека приводит не только к прямому результату, на который он рассчитывал, ставя перед собой цель, но и к разнообразным косвенным и отдаленным последствиям, зачастую противоречащим исходной задаче и ставящим его пе­ред новыми и неожиданными проблемами. Действуя системати­чески, человек попадает в ситуации неопределенности, неясности, непрозрачности относительно того, что ему следует предпри­нять и к каким последствиям это приведет. В таких системах че­ловек часто сталкивается с так называемыми экспоненциальными процессами, когда, казалось бы, первоначально незначительные изменения ведут к лавинообразным сдвигам, до неузнаваемости преобразующим всю систему.

Производство, культура, наука, да и прогресс человеческой цивилизации в целом, неизбежно способствуют тому, что чело­век, хочет он того или нет, оказывается включенным в сложные динамические системы и должен действовать в них более или менее эффективным образом. Специфика сложных и неопреде­ленных динамических систем предъявляет новые, повышенные требования к психическим процессам, регулирующим поведение людей в соответствующих ситуациях. Так, для эффективной работы от человека требуется мыслить уже не в «каузальных цепях», а в «каузальных сетях», прогнозировать экспоненциальные процес­сы. Кроме того, он должен научиться предугадывать происходя­щее в системе и без его вмешательства. Увеличивается нагрузка на отдельные психические функции человека — восприятие, вни­мание, память, мышление. Решающее значение приобретает мотивационно-эмоциональная регуляция, в частности, преодоление страха перед потерей контроля над сложной

ситуацией и самим собой в этой ситуации[2].

Итак, область исследования ясно обозначена — психичес­кая регуляция поведения человека в обстановке повышенной сложности и неопределенности. Однако как реально изучать поведение человека, управляющего большой фирмой, городом или другой сложной системой? Трудно представить, что удастся организовать планомерное и постоянное наблюдение за его поведением. Проникнуть во внутренние психические процессы и механизмы ещё сложнее. Реальность же, смоделированная Кораном, позволяет сде­лать видимой подоплеку процессов планирования, решения и суждения, доселе недоступную для прямого наблюдения. Именно поэтому основную мысль этой книги мы строим на фундаменте приводимых в Священном Коране притч, а точнее аятов-истин, ни в реальной действительности, и ни в богоданности которых мы не сомневаемся. Таким способом становится гораздо легче обнаружить те психологические детерминанты, которые лежат в основе процессов человеческого мышления в проблемных ситуациях, легче, чем путем реконструкции некоей «настоящей» действи­тельности. Именно поэтому мы будем постоянно отсылать читателя к Священному Тексту, который приводится в самом начале этой книги.

Исследования приводят к любопыт­ному заключению: наши мыслительные способности оказывают­ся не очень хорошо приспособленными к обращению со сложными проблемами. По нашему мнению, причина этого в присущей нам тенденции к экономии усилий и стремлении к под­ержанию чувства своей компетентности. Анализ данного со­стояния человека особенно интересен в свете развиваемой нами в этой книге теории стратегического мышления. Несколько ог­рубляя, ее можно охарактеризовать так: чем выше чувство ком­петентности, тем больше у испытуемого появляется ощущение, что он находится в «своей тарелке». Фактически речь идет о некотором эмоционально-мотивационном образовании, играю­щем существенную регулирующую роль в познавательной, а именно, мыслительной деятельности. Благодаря вниманию к личностно-мотивационным детерминантам мышления, и всецело оставаясь, при этом, в рамках Коранической метафоры, можно открыть для себя новые, заслуживающие пристального внимания ас­пекты традиционных проблем психологии мышления, что, еще раз укажет знакомому со Священным текстом Корана человеку на его истинность, и позволит смело идти по жизни дальше[3].

Один из интереснейших выводов, который следует из приво­димых в книге исследований, — это выраженная тенденция не­чувствительности к реальности. В проблемных ситуациях человек почему-то склонен подменять действительное положение вещей упрощенными моделями, создающими иллюзию компетентности. В этом смысле главным в сложной ситуации является не столько задача справиться с затруднительной ситуацией, сколько верно ее понять. Осознание проблемы оказывается очень нелегким делом, требующим от человека множества разнообразных ин­теллектуальных навыков и, помимо этого, готовности поставить под сомнение собственную самооценку[4].

Говоря об интеллектуальной «опытности», следует отметить, что сложные ситуации, в которых оказывается современный че­ловек, обязывают его к быстрому и точному выполнению «непости­жимых» интеллектуальных операций. Интуитивное их применение, не­избежно приводит к ошибкам. Более того, обнаруживается наша неспособность обучаться эффективному использованию интуи­ции в этих операциях. Таковы, например, спонтанные изменения ситуации во времени. Подсознательное предвосхищение изме­нений, как правило, оказывается неадекватным. Мы склонны недооценивать интенсивность нарастания изменений ситуации, если они выходят за пределы простого линейного прироста. Мы не чувствительны к смене характера изменений ситуации, даже при наличии всей необходимой для прогнозирования информации. Как уже отмечалось, специфика сложных ситуаций не только в необходимости выбора одной из многих альтернатив действия, но и в том, что каждая дилемма порождает множество последст­вий, которые следует учитывать. Поэтому полное планирование приобретает вид снежного кома: чем глубже планирование, тем более сложной и разветвленной становится программа действий. В свою очередь, это ведет к обусловливанию наших планов множеством случайностей, что делает их уязвимыми. Возникает ес­тественная тенденция к ограничению планирования. Однако, действуя, мы рискуем столкнуться с неожиданностями и оказать­ся попросту смятыми лавиной неизвестно откуда взявшихся труд­н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: