Словарь по дисциплине «Управленческие решения»




Алгоритм принятия управленческого решения рациональным методом — логическая последовательность действий, приводящих к решению проблемы, основными этапами которой являются

1. диагноз проблемы;

2. определение ограничений, критериев;

3. подбор альтернатив и их оценка по ограничениям и критериям второго этапа;

4. выбор альтернативы (принятие решения);

5. реализация решения;

6. оценка качества принятого решения.

Альтернатива управленческого решения (вариант достижения цели) — решение проблемы, подлежащее сопоставлению с другими вариантами по определенному набору показателей (ограничений и критериев). Недопустимые альтернативы — не соответствующие обязательным ограничениям. Допустимые альтернативы — удовлетворяющие обязательным ограничениям и подлежащие дальнейшей оценке.

Диагноз проблемы — начальный этап алгоритма принятия управленческого решения рациональным способом, включающий сбор информации, характеризующей проблему, определение проблемы, формулирование причин возникновения проблемы, установление целей принятия решения и вида принимаемого решения.

Дерево (целей, критериев) — графический способ конкретизации глобальных целей и критериев применительно к организационной структуре коллектива, реализующего решения.

Запрограммированные решения — решения, которые принимаются по трафарету и не требуют дополнительного сбора информации, аналитической и исследовательской работы.

Индивидуальная (единоличная) форма принятия решения — руководитель единолично принимает решение и несет за него персональную ответственность.

Информация — обмен сведениями с помощью различных коммуникационных систем.

Качественные характеристики информации — своевременность, достоверность (с определенной вероятностью), достаточность, надежность (с определенной степенью риска).

Коллегиальная форма принятия решения — решения принимаются группой специалистов, уполномоченных коллективом для выполнения этой работы.

Коллективная форма принятия решения — решение принимается членами определенной группы, связанными между собой формальными или неформальными отношениями, либо голосованием,

либо на основе консенсуса. Для принятия решения может быть необходимо простое или квалифицированное большинство в зависимости от регламента, установленного для данной процедуры.

Контроль — поиск наиболее эффективного пути достижения целей, предупреждение проблем, потерь, изучение и мобилизация позитивных тенденций в процессе управления. Контроль включает диагностику состояния объекта, выявление причин отклонения фактического состояния от стандартов, нахождение путей устранения этих причин путем мобилизации усилий всех членов коллектива.

Критерии оценки альтернатив — количественные и качественные показатели, используемые для сравнения альтернатив с точки зре­ния степени их приближения к цели.

Методы принятия решения — аналитические, статистические, математического программирования, активизирующие, экспертные, методы сценариев, метод дерева решений, эвристические.

Метод дерева решений — метод, который визуально, в форме графика демонстрирует лицу, принимающему решения, связи между видами решений и их процедурами, критериями выбора и результатами.

Метод экспертных технологий — метод, используемый для формулирования цели решения, оценки влияния совокупности обстоятельств, генерирования и оценки альтернатив (метод Делфи, метод сценариев, метод суда).

Многокритериальные решения — такие решения, которые требуют системы показателей для оценки, что создает дополнительные трудности: выбор показателей и оценка их влияния на конечный результат.

Моделирование — определенная виртуальная последовательность действий, обусловленная состоянием проблемы.

Модель — мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отражает объект исследования и способы замещать его так, что ее изучение дает адекватную информацию об объекте.

Незапрограммированные решения — решения, принимаемые в новых ситуациях, требующие сбора и анализа информации и проявления таланта руководителя.

Нормативные решения — решения, устанавливающие четкую взаимосвязь между определенными параметрами организации и конкретными вариантами.

Ограничения — объективно и субъективно существующие рамки, внутри которых осуществляется выбор путей достижения целей управленческого решения.

Однокритериальные решения – решения, позволяющие оценивать альтернативы на основе одного, «главного» показателя, степень важности которого может вытекать из объективных условий или определяться субъективно лицом, принимающим решение.

Оценки альтернатив — сопоставление между собой и выявление наиболее предпочтительного по определенному кругу показателей варианта решения проблемы.

Принятие решения — сознательный выбор из существующих вариантов и альтернатив, сокращающих разрыв между желаемым и действительным положением дел организации.

Проблема — состояние фактических характеристик объекта или процесса, не соответствующее стандартному (нормальному).

Программные решения — такие решения, которые, как правило, носят долговременный и всеобщий характер, определяют основные направления развития организации или страны.

Рациональный метод принятия решения — метод, предполагающий сбор, анализ и обобщение информации, а также ряд аналитических действий для нахождения правильного выхода из положения.

Реализация решения — практическое осуществление мер, направленных на разрешение проблемы. Основными этапами ее являются:

1. составление плана,

2. организация осуществления реализации,

3. контроль выполнения решения,

4. оценка результатов реализации решения.

Рутинные решения — решения, принимаемые по определенной программе, не требуют, как правило, высокой квалификации и творческого подхода.

Ситуация принятия решения — конкретные характеристики факторов внешней и внутренней среды, из комбинаций которых возникает проблема.

Среда принятия решения — степень информированности лица, принимающего решения, о состоянии объективных факторов, влияющих на принятие решения. Характеризуется тремя показателями: определенностью, риском и неопределенностью.

Определенность — состояние среды, когда результат может быть заранее предсказан и достоверность этого предсказания близка к единице.

Риск — условия, когда результат решения может быть исчислен с определенной степенью вероятности, которая колеблется от 0 до 1.

Неопределенность — это такая ситуация, когда количество факторов, влияющих на процесс, и связи между ними настолько сложны, что получение сколько-нибудь достоверной информации об этих связях практически невозможно. Все инновационные решения принимаются в условиях неопределенности.

Стиль принятия решения — комбинация личностных качеств лица, принимающего решения, оказывающая значительное влияние на процесс принятия решения.

Стили классифицируются по трем параметрам:

• по степени участия подчиненных в процессе принятия решения (эксплуататорски-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический и партисипативный);

• по соотношению усилий на стадии разработки альтернатив и их выбора (инертный, осторожный, уравновешенный, рискованный, импульсивный);

• по уровням организации управленческих решений (диктаторский, реализаторский, организационный, координаторский, маргинальный).

Стратегические решения — решения, затрагивающие вопросы деятельности и развития организации в целом или ее крупных подразделений, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

Тактические решения — среднесрочные и краткосрочные решения, направленные на достижение специфических и частных целей, являющихся конкретизацией стратегических целей.

Управленческое решение — творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющего программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов, функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Процесс, состоящий из отдельных актов и процедур, предполагающий обязательно осознание целей и средств действия, моделирование действия, оценку и анализ условий, в которых принимается решение.

Управленческое решение — комплексное явление, включающее психологический, информационный, юридический и организационный аспекты.

Психологический аспект рассматривает решение как проявление логико-мыслительной деятельности субъекта, направленное на разрешение проблем организации.

Информационный аспект означает, что успешное принятие решения возможно только при наличии достоверной, своевременной информации, поступающей на любом этапе принятия решения в необходимом объеме и подвергающейся необходимому преобразованию.

Юридический аспект состоит в том, что любое решение должно быть корректным как по содержанию, так и по форме с точки зрения законов и нормативных актов.

Организационный аспект предполагает осуществление определенных действий, направленных на разработку и реализацию решения (создание системы коммуникаций, организация обсуждения проблемы, инструктаж коллектива и т.п.).

Факторы, влияющие на принятие решения:

Объективные — не зависящие от лица, принимающего решения, представление о которых дает информация о состоянии системы, внешних факторах, воздействующих на нее; микроокружение — потребители, поставщики, конкуренты, государство; макроокружение — политическое и экономическое положение в стране, международные отношения, экология, состояние научно-технического прогресса, социальные, культурные и религиозные особенности страны (региона).

Субъективные — факторы, связанные с лицом, принимающим решения, влияющие на адекватность его восприятия объективному положению системы. Наиболее важными из субъективных факторов являются инновационные способности менеджера, умение творчески отнестись к разрешению проблем, способность оценить ситуацию, решиться на разумный риск.

Цель принятия решения — устранение несоответствия фактических характеристик объекта или процесса стандартным (нормальным), разрешение проблемы.

Экспериментальный метод находит наибольшее распространение в сфере техники и технологии, где практически ни одно решение не может быть принято без предварительного осуществления проектов в небольшом масштабе. Значительно менее успешным является эксперимент в принятии решений в области экономики и управления. В данном случае в качестве эксперимента могут выступать модели, деловые игры и другие аналогичные мероприятия. Они, несомненно, могут быть использованы в учебных целях, однако в реальной жизни количество факторов, их взаимосвязь так многочисленны и непредсказуемы, что в полной мере считать экспериментом все эти мероприятия нельзя.

Эвристические методы принятия решения — интуитивные, адаптивные, экспериментальные и рациональные.

Эффективность управленческого решения — показатель, характеризующий успешность претворения в жизнь направлений, сформулированных в процессе принятия решения. В определенной степени эффективность управленческого решения аналогична эффективности процесса или объекта, на который оно направлено.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: