Принцип оптимизации процесса обучения




Дидактические принципы обучения пению

Вокальная педагогика является составной частью общей педагогики. Общие принципы дидактики являются основой для всех специальных методик, в том числе и вокальной.

Дидактика (греч. дидактикос- обучающийся) – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения и представляющая собой самостоятельный раздел педагогической науки. Дидактика исследует закономерности познавательной деятельности, рассматривает общее закономерности, свойственные обучению всем предметам. Эти закономерности - дидактические принципы - получают отражение в преподавании конкретной учебной дисциплины, например, в методике обучения пению в условиях детского хорового коллектива.

 

Принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития.

На этот принцип опирается “триединая задача” современной педагогики – воспитание гармонично развитой личности.

· Обучение пению включает в себя освоение вокально-хоровых навыков (перечислить), музыкальных произведений различных композиторов, стилей, эпох, а также решение задач воспитания и общего развития детей.

· Освоение музыкальных произведений, воспитывает уважение к людям, к миру чувств и переживаний другого человека, чуткость, уважение к культуре своего народа и других народов мира, патриотизм. Обучение пению в детском хоровом коллективе воспитывает доброжелательность, чувство ответственности, коммуникабельность, способствует социализации личности ребенка. Овладение певческим искусством – большой труд, который воспитывает внимание, трудолюбие, волю.

· Обучение пению развива е т музыкальные способности, восприятие музыки, вкус, самостоятельность мышления, формирует активную жизненную позицию.

 

Принцип научности

· методика обучения пению опирается на достижения эстетики, педагогики, физиологии, акустики, психологии, т.е. является научно обоснованной;

· соблюдение при обучении пению правил охраны и гигиены детского голоса;

При работе с детьми хормейстер обязан учитывать их возрастные особенности, возможности и тенденции развития. Знать особенности функционирования голосового аппарата в различные периоды, владеть методикой гигиены и охраны детского голоса, уметь правильно организовать процесс обучения.

 

3. Принцип активности, сознательности, самостоятельности учащихся – включает в себя;

· сознательное отношение к певческой деятельности,

· понимание необходимости преодолевать трудности в процессе учебы,

· сознательное освоение знаний, умений и навыков в пении.

Принцип опирается на вокальный слух учащихся. С самого первого урока обращаем внимание на качество звука. Все задачи по развитию певческого голоса могут быть решены лишь в том случае, если ученики научатся сознательно контролировать собственное звучание, обнаруживать его достоинства и недостатки. Постоянно обращаем внимание учащихся на качество звучания голоса (красиво?; соответствует характеру?; вибрато?; качество интонации?; близкая вокальная позиция?; т.п.). Работая над упражнениями, конкретизируем цель каждого из них; в произведениях обращаем внимание на проблемные моменты.

Научить нельзя – можно научиться!

 

4. Принцип заинтересованности Заинтересованность– основа дисциплины и активного внимания учащихся

· Формирование интереса к вокальному искусству. Хормейстер использует методы и приемы работы, стимулирующие интерес детей (это выражается в подборе репертуара, применении индивидуальных форм работы, в концертной деятельности).

· Создание ощущения успешности при обучении пению. Ученик должен поверить в свои силы, возможности. Начинаем работать с заданий, с которыми ученик справляется легко, задаем “инерцию успешности”, усложняем задания.

5. Принцип систематичности. (Методика – система приемов и методов, определяющихся целью и задачами и принципами)

Обучение пению это систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса (перечислить) и вокальных навыков (перечислить). Вокальные задачи, упражнения, певческий репертуар усложняются постепенно, по мере освоения предыдущих задач. Примеры систем обучения (методик) – “концентрический метод” М.И.Глинки, “Полная школа пения” А.Варламова … методика Д.Е.Огороднова, “Фонапедический метод” В.В. Емельянова и т.д.

Принцип систематичности действует также:

· при формировании отдельных вокальных навыков (динамических певческих стереотипов). Здесь три этапа: поиск верных мышечных движений в удобных условиях; перенесение их в неудобные условия, автоматизация.

· при работе над музыкальным произведением.

 

Принцип доступности

· все задания, которые получают учащиеся, являются посильными, выполнимыми; они сопровождаются необходимыми пояснениями или показом хормейстера;

· исполняемый репертуар должен соответствовать возрастным особенностям, уровню нравственного, музыкального развития школьников,

Принцип оптимизации процесса обучения

· учет индивидуальных особенностей учащихся при коллективной форме обучения. Определяется многообразием индивидуальных природных различий, психологических особенностей, возрастных особенностей, уровнем музыкального развития участников хорового коллектива. Перечислить приемы индивидуальной работы и методы индивидуального контроля учащихся на хоровых занятиях.

· хормейстер заранее планирует временную структуру занятия,

· хормейстер определяет трудности разучиваемых произведений, продумывает пути их преодоления.

 

8. Принцип единства художественного и технического развития учащихся – один из основных в классической вокальной педагогике.

Техническое развитие голоса подчиняется художественным целям (техника – не цель, а средство выразительности). Техническое и художественное развитие происходит комплексно, на основе образного мышления, художественного вкуса, воображения. Ученик вокальным слухом представляет себе эталонное звучание и пытается его воспроизвести. Различные технические приемы помогают ему достичь желаемого звучания.

Некоторые современные школы начинают с периода “вокальной технологии” (например, у Емельянова “координационно-тренировочный этап”, период создания инструмента), т.е. техническое развитие ведется в отрыве от художественного. Это дает относительно быстрое развитие показателей звучания голоса (диапазон, вибрато, тембр, динамика…), но традиционная методика ближе к природе музыки, помогает глубоко понимать исполняемые произведения, петь осмысленно и выразительно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: