Навязчивые явления (обсессии) - непроизвольно, неодолимо возникающие мысли, представления, воспоминания, сомнения, страхи, стремления, действия, движения при сознании их болезненного характера и критическом отношении к ним. Возник вопреки воле и желанию больног. Сопровож эмоцион напряжи тревогой. Хар-н элемент борьбы. Выд-т образные и отвлеченные навязчивые явления. К образным: 1. Навяз счет (арифмомания) - стремление считать случ предметы. 2. Навяз мудрствование - рассуждения по поводу надуманных, часто неразрешимых вопросов. 3. Навяз воспоминание нейтральных событий. К отвлеченным: 1. Навяз сомнения. 3. Навяз воспоминания. 4. Навяз опасения - неуверенность в хорошем исход. 5. Навяз представления - яркие представления мучительного содержания, не соответствующие действительности. 6. Контрастные представления - циничные мысли, противоречащие нравственным установкам больного. 7. Навяз влечения. 8. Навяз действия. 9. Ритуалы. 10. Навяз страхи (фобии). Встреч при неврозе навязчивых состояний, психастенической психопатии, шизофрении. Насильственные (импульсивные) идеи - элементарные мысли нелепого разрушительного или агрессивного характера. Возник неожиданно, без причины. Напр., при виде ножа - ударить им себя в грудь. Возник после ЧМТ, энцефалиты, при атрофич з/б.
3) Расстройства внимания и памяти:
1. развитие внимания и памяти, их особенность у детей; Внимание - избирательная направленность психики, выраж в ее сосредоточенности на опред объектах или деятельности. Память - отражение прошлого опыта, заключ в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что ранее было воспринято, пережито или сделано. У детей до 3 л преобл непроизв кратковр конкретно-образная память. У дошк доминир непроизвол образная память, выражены эмоцион мех-ы памяти (лучше запомин эмоцион насыщ впечатления). До 3 л преоблад, зрит и двигат, а после 3 л, с развитием речи, развив слух память. В младшем шк возрасте с развит мышления ↑ удельный вес смысловой памяти. В подростковом возр развив логич запоминание. У детей внимание отлич особенным интересом к новым, эмоц окраш раздражителям, легкой отвлекаемостью и преобладанием пассивного внимания. В дошк возр появл устойчивое внимание при выполн работы, особ при осознании ее значения, и при ожидании результата. Это один из признаков готовности к школьному обучению.
2. методы экспериментально-психологического исследования памяти и внимания;
При исслед внимания наибол важ показ явл наруш концентрации и переключаемости внимания и нарушения динамики внимания. Методики: Корректурная проба Бурдона - выявл наруш концентр и динамики внимания. Нахождение и вычеркивание заданных букв или цифр из предъявленных рядов. Счет по Крепелину - обнаруж наруш концентр и динамики внимания. Испытуем предлаг произвести операции сложения с предлагаемыми парами чисел. Отыскивание чисел по таблице Шульте, представл собой квадратную таблицу, содерж 25 ячеек с цифрами от 1 до 25, располож в случайном порядке. Исследование памяти:- Запоминание 10 слов. Помогает оценить объем памяти. Повторение цифр в прямом и обратном порядке. Повторение вслед за экспериментатором ряда из трех, затем из четырех и т.д. до девяти цифр в прямом порядке, а затем до восьми цифр в обратном порядке. Пиктограмма. Воспроизведение рассказов. Помогает исследовать смысловую память.
3. динамические этапы памяти, ее типы и виды;
Память - отражение прошлого опыта, заключ в запоминании, сохранении и воспроизведении или узнавании того, что ранее было воспринято, пережито или сделано. К функциям относится забывание. Разновидности: - Конкретно-образная (механическая) - прямое запоминание объектов и впечатлений без их интеллектуальной переработки. Абстрактно-логическая (смысловая)- требует мыслит и интеллектуа активсубъекта. Способ запоминать зрител, слух и др образы предметов - образная памятью (подраздел на зрит, слух, обонят). Сущ-т моторная (двигательная) память – способ-ь запоминать последовател движений. Способ-ь запоминать внутр эмоцион сос-я - эмоциональная память. По степени влияния активного внимания и волевой сферы на работу памяти выделяют непроизвольную и произвольную память. По временной организации подразделяют на оперативную (запоминание на время работы с материалом, на минуты), кратковременную (запоминание текущих событий, на часы и дни) и долговременную (запоминание на месяцы и годы).
4.нарушения внимания; апрозексия, застойная концентрация внимания;
Апрозексия - полная невозмож сосредоточения внимания. Хар-а для синдр наруш сознания, при орган пораж лоб отд мозга со слабоумием, при олигофрении и при ран дет шизофрении. Нарушены и актив, и пассив внимание. Невозможность привлечь внимание или вызвать его интерес к чему-либо. Сужение объема внимания - неспособ удерживать вниманием нескол представ одновременно. Наблюд при астенич состоян (связан с орган пораж гол мозга). Повыш отвлекаемость внимания, помимо астении, хар-а для больных с маниакальным состояи психомотор возбужд. При депрессии, тревож состоян, а также при навязчивых, сверхценных и бредовых идеях наблюд чрезмерная концентрация внимания (фиксация) на соответст патолог представл-х, тягостных внутр пережив и ощущ (идеяи самоуничиж или ипохондрич пережив при депрессии). Внимание больных трудно привлечь внеш стимулами, они не замечают некот важные объекты, нередко выглядят рассеянными.
5. память и ее расстройства;
Память - отражение прошлого опыта, заключ в запоминании, сохранении и воспроизведении или узнавании того, что ранее было воспринято, пережито или сделано. Колич-е нар памяти: Гипермнезия - патол усиление памяти. Хар-а для маниакальных сос-й, иногда при лихорадке, при олигофрении. Гипомнезия - ослаб памяти. Чаще наруш одна из функций (запомин, хран, воспроизв). Разновид-ю явл анэкфория - затруднение воспроизв хорошо извес инфор. Встреч. при астении, после ЧМТ, инфек, интокс. Амнезия - отсутс воспомин, выпад памяти на некоте впечатл, промежутки времени. Ретроградная амнезия - отсутствие памяти на события, непосредсто предшеств началу заб, выключению сознания. Антероградная амнезия - отсутствие памяти на события, происход после окончания болезни, напр, после восстанов сознания, утрач при ЧМТ. Фиксационная амнезия - нарушение запоминания текущих событий. Качеств-е наруш (парамнезии): Конфабуляции - патологе вымыслы, кот приним больными за воспомин о реальных событиях. Встреча на фоне амнезии при органх заб гол мозга, корсаковском синд. Псевдореминисценции - неправил воспроизвед во времени событий, кот происход в действител. Криптомнезии - неспособ идентифицир источник воспоминания.
6. синдромы нарушения памяти и их особенности у детей. Простой амнестический синдром прояв прогрессир гипомнезией - постеп нараст опустош памяти. В исходе формир амнестическая деменция. Развив при атроф проц гол мозга, прогрес параличе, органич пораж (ЧМТ, энцефалиты у детей). Прогрессирующая гипомнезия при злокач эпилепсии (в т.ч и у детей) связана с развитием патолог эгоцентризма и застреваемостью аффектов. Корсаковский синдром вкл фиксационную амнезию (неспособность запоминать текущие события), ретроградную амнезию, амнестическую дезориентировку, отсутствие критики и астению. Не помнят, с кем они беседовали сегодня, обедали или нет. Не могут запомнить имен окруж. У детей до 10 лет Корс синд практич не встреч. В возре ст 10 лет он встреч очень редко и в рудиментарной форме. Больше страд слух память (забывает имя врача, содержание беседы) и меньше зрит. У детей непродолжит (от нед до мес) и разв после менингитов, энцефалитов, травм. У детей м.б. почти полное восстан памяти и интеллекта. Синдром инфантильно-астенических расстройств памяти (дисмнезия) - сочетание затруднения запоминания с нарушением воспроизведения. Наблюд у шк в виде наруш усвоения шкзнаний. Стойкая дисмнезия встреч при задержке псих развития и при астенич форме олигофрении. Психоорган синдром - сост, специфич для орган заб гол мозга. Хар-я: ↓ памяти, ↓ интеллекта и эмоционал лабильностью.М.б. резидуальным сост (послед орган пораж гол мозга) либо им прогресс теч (б Альцгеймера, Пика, хорея Гентингтона, старч слабоумие).
4) Расстройства интеллекта:
1. возрастные особенности развития интеллекта;
Интеллект - способность создавать условные связи (ассоциации) высокого уровня, накапливать их, систематизировать и сохранять, а затем использовать в необходимое время для решения новых задач.
Основу интеллекта состав мышл. Развитие интел у детей в дошк возр начин с появл и разв предпосылок интеллекта (точность восприятия, внимание, память, речь, моторика, познавательная активность). В младенч возр о психич развит свидетел активность ребенка. В 1 г возн: появление речи и слож движ (самостоят ходьба). В 3 г: появл осознания «Я», долговрем память, усилив речев и познават активность (детские вопросы), стремлением к самостоятельности и овладению навыками самообслуживания («я сам»). С 4 до 6 л, когда нет навыков чтения, письма и счета, об интеллект росте свидетел развитие внимания и памяти. В 6-7 лет появл готовность к школ обучению: достаточное развитие навыков самообслуж и поведения в обществе, приобретение готовности к чтению, письму и счету и определенное развитие абстрактно-логического мышления. 11-12 л: способ к усвоению большого колич информации благодаря развитии абстрактно-логического мышления и смысловой памяти. Конец пубертатного криза (около 16 л), резко возрастает способ к самостоят, глубокому осмыслению и принятию решений.
2. методы исследования интеллекта;
Методики: Тест Векслера - комплексная методика, состоящий из 12 субтестов, каждый из которых исследует те или иные стороны интеллекта. Тест Айзенка - ряд вопросов и задач, выявл как способности производить основные логические операции мышления, так и способности к нестандартным способам решения задач. - Таблицы Равенна - для изучения логич мыш. Испытуемому предъявляются серии из 9 рисунков с фигурами или узорами, связанными определенной логической зависимостью. Одна из фигур или часть узора отсутствует. Шкала Бине-Симдна для обслед детей в возрасте 3-11 л и применяется для опред соответствия интеллектуального развития ребенка его возрасту. Она представляет собой 30 тестов-задач возрастающей трудности.
3. состояния слабоумия, основные разновидности и их мозговые основы.
Деменция - приобрет слабоумие, развив у лиц со сформиров интеллектом в связи с психич заб и хар-я утратой приобретенных навыков. Явл прогрессир состоянием (старческая, атеросклеротическая, эпилептическая, алкогольная), реже стационарным состоянием (после ЧМТ, энцефалитов). 2 варианта: - Лакунарная деменция (частичная, парциальная) - с неравномер пораж психич функций. Наруш предпосылки интеллекта, чаще память (дисмнестическая деменция). Встреч при атеросклерозе, после ЧМТ, при опух гол мозга, энцефалитах, атроф заб гол мозга (болезни Альцгеймера, Пика). - Тотальная деменция – страд все психич фун: внимание, мышление, память, слабеет воля, пораж чувства, огрубляются эмоции, утрачив все навыки. Отсутств критика к болезни. Примером тотал деменции явл старческая деменция, деменция при прогрессив параличе (сифилит паралит деменция). Рано развившиеся деменции (при грубом пораж мозга или психич забол в 3-5 лет) более тотальны, т к наруша дальнейшее развитие всех предпосылок интеллекта и личности. Их трудно бывает отличить от олигофрении. Для травмат деменции хар-ы истощаемость и отвлекаемость внимания, аффективная взрывчатость.
5) Расстройства эмоций:
1. развитие эмоций и их особенности у детей; анатомо-физиологический субстрат эмоций;
Эмоции - непосредственные реакции на степень удовлетворения или неудовлетворения потребностей, отражающие субъективное отношение индивида к ним. Биологичсмысл эмоций сост в поддерж гомеостаза. У новорожд наблюд рудиментарные проявл эмоций в виде простейших реакц удовольс и неудовольс. До 3 л преоблт низшие эмоции (связ с удовлетвор или неудовлетвор биолог потреб), с выраж соматовегетативным компонентом. После 3 л начин развив высшие эмоции, тесно связанн с развитием самосознания. К 10-12 г они приобрет такое же значение для ребенка, как и низшие эмоции, а к 20 г завершают свое формирование. Общими особен эмоц прояв у детей явл: элементар эмоц проявл, преоблад полож эмоций, повыш эмоц лабильность, рудиментарность и атипичность аффектив наруш. Разновид: • Положительные и отрицательные эмоции. • Низшие - биологич эмоции и высшие - чувства. • Протопатические (трудно осознаваемые и неопред) и эпикритические (хорошо осознав и дифференц). Эмоцион реак проявл в мимике, позе, жестах, вегетат и соматич реакц. Разновид эмоций по их содержанию: тоска, разочар, скука, тревога, страх, обида, вина, раскаяние, возмущение, гнев, радость, удовольствие. По выраженности: настроение, страсть, аффект.
2. нарушение эмоций: аффект и его разновидности, состояния эмоциональной неустойчивости и апатии;
Аффект - кратковрем бурное проявле положит или, чаще, отрицат эмоций. Патолог аффект кратковрем реакц на внезапную и сильную психич травму. Происх сужение сознания на травматич переживаниях с аффективным разрядом в виде психомотор возбужд, с агрессией. За ним след общая расслабленность, безразличие, часто глубокий сон. Наблюд у бол эпилепсией, лиц, перенес ЧМТ, энцефалиты. При физиологич аффекте, нет сужения сознания и последующей амнезии, субъект действует осознанно. Эмоциональная гиперестезия - ↑ эмоцион чувствит, обострен эмоцион реак. Вспышки гнева, раздражения, реакциями смеха, умиления, плача. Хар-а для некот психопатий, астенич состоя. Эмоциональная гипестезия - вялость эмоцион реакц, эмоцион холодность, черствость. Встреч у шизоидных психопатов, при астенич состоя. Апатия - полное равнодушие и безучастность к себе и окружающим. Явл одним из симп шизофрении. Эмоциональная тупость - отсутст способ реагировать на внеш события в связи с уплощением и оскудением эмоций. Хар-ы безразличие, равнодушие, черствость, душевная холодность, бессердечие. Никакие раздражители не могут вызвать эмоционал резонанс. О тнос к облигатным симпт шизофрении.При орган пораже голо мозга, исходе старческого слабоумия эмоц тупость проявл в виде эмоционального огрубления - утраты наиб тонких эмоций (такта, уважения, деликатности) с появл расторможенности, циничности, бесцеремонности.
3.синдромы нарушения настроения;
Гипертимии - патолог ↑ настроения. Эйфория - настроение с оттенком беспечности, безмятежности, полного благополучия. Интеллект актив и произв деят сниж. Наблюд при орган пораж голо мозга, в состоя алког и наркот опьян. Мория – повыш настроение с дурашливостью, беспечностью, склонностью к плоским, глупым и цинич шуткам. Встреч при пораж лобных отд гол мозга. Экстаз - кратковр состоя наивыс блаженства с оттенком напряжения. Хар-ы для эпилепсии, орган пораж гол мозга, наркот опьян. Маниакальный синд: повыш настроения, ускор мышл и ускор реч и двигат актив.
Встреч при маниакально-депрессивном психозе, орган аффектив психозах, эпилепсии. Гипотимии - патолог сниж настроен. Тревога - чувство растущей опасности. Дисфория - угрюмость, недовольство собой и окружающ на фоне сниж настроения с оттенком раздражительности, злобности. Признак орган пораж голов мозга и эпилепсии. Растерянность - острое чувство беспомощности, недоумения, непонимания ситуации и своего состояния. При ост наруш сознания орган этиол (аменции), при шизоаффективном психозе. Депрессив синдр: сниж настроения, замедл мышл и замедл ре-чедвиг актив. При маниакально-депрессивном психозе и циклотимии, эпилепсии, орган аффект психозах, инфекц, интоксик, реактивных психозах.