Навязчивые и насильственные состояния.




Навязчивые явления (обсессии) - непроизвольно, неодолимо возни­кающие мысли, представления, воспоминания, сомнения, страхи, стремления, действия, движения при сознании их болезненного характера и критическом отношении к ним. Возник вопреки воле и желанию больног. Сопровож эмоцион напряжи тревогой. Хар-н элемент борьбы. Выд-т образные и отвлечен­ные навязчивые явления. К образным: 1. Навяз счет (арифмомания) - стремление считать случ пред­меты. 2. Навяз мудрствование - рассуждения по поводу надуманных, часто неразрешимых вопросов. 3. Навяз воспоминание нейтральных событий. К отвлеченным: 1. Навяз сомнения. 3. Навяз воспоминания. 4. Навяз опасения - неуверенность в хорошем исход. 5. Навяз представления - яркие представления мучительного содержания, не соответствующие действительности. 6. Контрастные представления - циничные мысли, противоречащие нравственным установкам больного. 7. Навяз влечения. 8. Навяз действия. 9. Ритуалы. 10. Навяз страхи (фобии). Встреч при неврозе навязчивых состояний, психастенической психопатии, шизофрении. Насильственные (импульсивные) идеи - элементарные мысли неле­пого разрушительного или агрессивного характера. Возник неожидан­но, без причины. Напр., при виде ножа - ударить им себя в грудь. Возник после ЧМТ, энцефалиты, при атрофич з/б.

3) Расстройства внимания и памяти:

1. развитие внимания и памяти, их особенность у детей; Внимание - избирательная направленность психики, выраж в ее со­средоточенности на опред объектах или деятельности. Память - отражение прошлого опыта, заключ в запоминании, сохране­нии и последующем воспроизведении или узнавании того, что ранее было восприня­то, пережито или сделано. У детей до 3 л преобл непроизв кратковр конкретно-образная память. У дошк доминир непроизвол образная память, выражены эмоцион мех-ы памяти (лучше запомин эмоцион насыщ впечатления). До 3 л преоблад, зрит и двигат, а после 3 л, с развитием речи, развив слух память. В младшем шк возрасте с развит мышления ↑ удельный вес смысловой памяти. В подростковом возр развив логич запоминание. У детей внимание отлич особенным интересом к новым, эмоц окраш раздражителям, легкой отвлекаемостью и преобладанием пассив­ного внимания. В дошк возр появл устойчивое внимание при выпол­н работы, особ при осознании ее значения, и при ожидании результата. Это один из при­знаков готовности к школьному обучению.

 

2. методы экспериментально-психологического исследования памяти и вни­мания;

При исслед внимания наибол важ показ явл наруш концентрации и переключаемости внимания и нарушения динамики внимания. Методи­ки: Корректурная проба Бурдона - выявл наруш концентр и ди­намики внимания. Нахождение и вычеркивание заданных букв или цифр из предъявленных рядов. Счет по Крепелину - обнаруж наруш концентр и ди­намики внимания. Испытуем предлаг произвести операции сложения с предлагаемыми парами чисел. Отыскивание чисел по таблице Шульте, представл собой квадрат­ную таблицу, содерж 25 ячеек с цифрами от 1 до 25, располож в случайном порядке. Исследование памяти:- Запоминание 10 слов. Помогает оценить объем памяти. Повторение цифр в прямом и обратном порядке. Повторение вслед за экспериментатором ряда из трех, затем из четырех и т.д. до девяти цифр в пря­мом порядке, а затем до восьми цифр в обратном порядке. Пиктограмма. Воспроизведение рассказов. Помогает исследовать смысловую память.

3. динамические этапы памяти, ее типы и виды;

Память - отражение прошлого опыта, заключ в запоминании, сохране­нии и воспроизведении или узнавании того, что ранее было восприня­то, пережито или сделано. К функциям относится забывание. Разновидности: - Конкретно-образная (механическая) - прямое запоминание объектов и впечатлений без их интеллектуальной переработки. Абстрактно-логическая (смысло­вая)- требует мыслит и интеллектуа активсубъекта. Способ запоминать зрител, слух и др образы предме­тов - образная памятью (подраздел на зрит, слух, обонят). Сущ-т моторная (двигательная) память – способ-ь запоминать последовател движений. Способ-ь запоминать внутр эмоцио­н сос-я - эмоциональная память. По степени влияния активного внимания и волевой сферы на работу па­мяти выделяют непроизвольную и произвольную память. По временной организации подразделяют на оперативную (запо­минание на время работы с материалом, на минуты), кратковременную (запоминание текущих событий, на часы и дни) и долговременную (запоминание на месяцы и годы).

4.нарушения внимания; апрозексия, застойная концентрация внимания;

Апрозексия - полная невозмож сосредоточения внимания. Хар-а для синдр наруш сознания, при орган пораж лоб отд мозга со слабоумием, при олигофрении и при ран дет шизофрении. Нарушены и актив, и пассив внимание. Невозмож­ность привлечь внимание или вызвать его интерес к чему-либо. Сужение объема внимания - неспособ удерживать вниманием нескол представ одновременно. Наблюд при астенич состоян (связан с орган пора­ж гол мозга). Повыш отвлекаемость внимания, помимо астении, хар-а для больных с маниакальным состояи психомотор возбужд. При депрессии, тревож состоян, а также при навязчивых, сверх­ценных и бредовых идеях наблюд чрезмерная концентрация внимания (фиксация) на соответст патолог представл-х, тягостных внутр пережив и ощущ (идеяи самоуничиж или ипохондрич пережив при депрес­сии). Внимание больных трудно привлечь внеш стимулами, они не замечают неко­т важные объекты, нередко выглядят рассеянными.

5. память и ее расстройства;

Память - отражение прошлого опыта, заключ в запоминании, сохране­нии и воспроизведении или узнавании того, что ранее было восприня­то, пережито или сделано. Колич-е нар памяти: Гипермнезия - патол усиление памяти. Хар-а для маниакальных сос-й, иногда при лихорадке, при олигофрении. Гипомнезия - ослаб памяти. Чаще наруш одна из функций (запомин, хран, воспроизв). Разновид-ю явл анэкфория - затруднение воспроизв хорошо извес инфор. Встреч. при астении, после ЧМТ, инфек, интокс. Амнезия - отсутс воспомин, выпад памяти на некоте впечатл, промежутки времени. Ретроградная амнезия - отсутствие памяти на события, непосредст­о предшеств началу заб, выключению сознания. Антероградная амнезия - отсутствие памяти на события, происхо­д после окончания болезни, напр, после восстанов сознания, утрач при ЧМТ. Фиксационная амнезия - нарушение запоминания текущих собы­тий. Качеств-е наруш (парамнезии): Конфабуляции - патологе вымыслы, кот приним больными за воспомин о реальных событиях. Встреча на фоне амнезии при органх заб гол мозга, корсаковском синд. Псевдореминисценции - неправил воспроизвед во времени событий, кот происход в действител. Криптомнезии - неспособ идентифицир источник воспомина­ния.

6. синдромы нарушения памяти и их особенности у детей. Простой амнестический синдром прояв прогрессир гипомнезией - постеп нараст опустош памяти. В исходе форми­р амнестическая деменция. Развив при атроф проц гол мозга, прогрес параличе, органич пора­ж (ЧМТ, энцефалиты у детей). Прогрессирующая гипомнезия при злокач эпилепсии (в т.ч и у детей) связана с развитием па­толог эгоцентризма и застреваемостью аффектов. Корсаковский синдром вкл фиксационную амнезию (не­способность запоминать текущие события), ретроградную амнезию, амнестическую дезориентировку, отсутствие критики и астению. Не помнят, с кем они беседовали сегодня, обедали или нет. Не могут запом­нить имен окруж. У детей до 10 лет Корс синд практич не встреч. В воз­ре ст 10 лет он встреч очень редко и в рудиментарной форме. Боль­ше страд слух память (забывает имя врача, содержание беседы) и мень­ше зрит. У детей непродолжит (от нед до мес) и разв после менингитов, энцефалитов, травм. У детей м.б. почти полное восстан памяти и интеллекта. Синдром инфантильно-астенических расстройств памяти (дисмнезия) - сочетание затруднения запоминания с нарушением воспроизведения. Наблюд у шк в виде наруш усвоения шкзнаний. Стойкая дисмнезия встреч при задержке псих развития и при астенич форме олигофрении. Психоорган синдром - со­ст, специфич для орган заб гол мозга. Хар-я: ↓ памяти, ↓ интеллекта и эмоционал лабильностью.М.б. резидуальным сост (по­след орган пораж гол мозга) либо им про­гресс теч (б Альцгеймера, Пика, хорея Гентингтона, старч слабоумие).

4) Расстройства интеллекта:

1. возрастные особенности развития интеллекта;

Интеллект - способность создавать условные связи (ассоциации) высокого уровня, накапливать их, систематизировать и сохранять, а затем использовать в необходимое время для решения новых задач.

Основу интеллекта состав мышл. Развитие интел у детей в дошк возр начин с появл и разв предпосылок интеллекта (точность восприятия, внимание, па­мять, речь, моторика, познавательная активность). В мла­денч возр о психич развит свидетел активность ре­бенка. В 1 г возн: появление речи и слож движ (самостоят ходьба). В 3 г: появл осознания «Я», долговрем память, усилив речев и познават активность (детские вопросы), стремлением к самостоятельности и овладению навыками самообслуживания («я сам»). С 4 до 6 л, когда нет навыков чтения, письма и счета, об интеллект росте свидетел развитие внимания и памяти. В 6-7 лет появл готовность к школ обучению: достаточное разви­тие навыков самообслуж и поведения в обществе, приобретение готов­ности к чтению, письму и счету и определенное развитие абстрактно-логического мышления. 11-12 л: способ к усвоению большого колич информации благодаря развитии абстрактно-логического мышления и смысловой памяти. Конец пубертатного криза (около 16 л), резко возрастает способ­ к самостоят, глубокому осмыслению и принятию решений.

2. методы исследования интеллекта;

Методики: Тест Векслера - комплексная методика, состоящий из 12 субтестов, ка­ждый из которых исследует те или иные стороны интеллекта. Тест Айзенка - ряд вопросов и задач, выявл как способности производить основные логические операции мышления, так и спо­собности к нестандартным способам решения задач. - Таблицы Равенна - для изучения логич мыш. Испытуемому предъявляются серии из 9 ри­сунков с фигурами или узорами, связанными определенной логической зависи­мостью. Одна из фигур или часть узора отсутствует. Шкала Бине-Симдна для обслед детей в возрасте 3-11 л и применяется для опред соответствия интеллектуального развития ребенка его возрасту. Она представляет собой 30 тестов-задач возрастающей трудности.

3. состояния слабоумия, основные разно­видности и их мозговые основы.

Деменция - приобрет слабоумие, развив у лиц со сфор­миров интеллектом в связи с психич заб и хар-я утратой приобретенных навыков. Явл прогресси­р состоянием (старческая, атеросклеротическая, эпилептическая, алко­гольная), реже стационарным состоянием (после ЧМТ, энцефалитов). 2 варианта: - Лакунарная деменция (частичная, парциальная) - с неравномер пора­ж психич функций. Наруш предпосылки интеллекта, чаще память (дисмнестическая деменция). Встреч при атеросклерозе, после ЧМТ, при опух гол мозга, энцефалитах, атроф заб гол мозга (болезни Альцгеймера, Пика). - Тотальная деменция – страд все психич фун: внимание, мышление, память, слабеет воля, пораж чувства, огрубляются эмоции, утрачив все навыки. Отсутств критика к болезни. Примером тотал деменции яв­л старческая деменция, деменция при прогрессив парали­че (сифилит паралит деменция). Рано развившиеся деменции (при грубом пораж мозга или психич забол в 3-5 лет) более тотальны, т к наруша дальнейшее разви­тие всех предпосылок интеллекта и личности. Их трудно бывает отли­чить от олигофрении. Для травмат деменции хар-ы истощаемость и отвлекаемость внимания, аффективная взрывчатость.

5) Расстройства эмоций:

1. развитие эмоций и их особенности у детей; анатомо-физиологический субстрат эмоций;

Эмоции - непосредственные реакции на степень удовлетворения или неудовле­творения потребностей, отражающие субъективное отношение индивида к ним. Биологичсмысл эмоций сост в поддерж гомеостаза. У новорожд наблюд рудиментарные проявл эмоций в виде простейших реакц удовольс и неудовольс. До 3 л преоблт низшие эмоции (связ с удовлетвор или неудовлетвор био­лог потреб), с выраж соматовегетативным компонентом. После 3 л начин развив высшие эмоции, тесно связанн с развити­ем самосознания. К 10-12 г они приобрет такое же значение для ре­бенка, как и низшие эмоции, а к 20 г завершают свое формирование. Общими особен эмоц прояв у детей явл: эле­ментар эмоц проявл, преоблад полож эмо­ций, повыш эмоц лабильность, рудиментарность и атипичность аффектив наруш. Разновид: • Положительные и отрицательные эмоции. • Низшие - биологич эмоции и высшие - чувства. • Протопатические (трудно осознаваемые и неопред) и эпикритические (хорошо осознав и дифференц). Эмоцион реак проявл в мимике, позе, жестах, вегетат и соматич реакц. Разновид эмоций по их содержанию: тоска, разочар, скука, тревога, страх, обида, вина, раскаяние, возмущение, гнев, радость, удовольствие. По выраженности: настроение, страсть, аффект.

2. нарушение эмоций: аффект и его разновидности, состоя­ния эмоциональной неустойчивости и апатии;

Аффект - кратковрем бурное проявле положит или, чаще, отрицат эмоций. Патолог аффект кратковрем реакц на внезапную и сильную психич травму. Происх сужение сознания на травматич переживаниях с аффективным раз­рядом в виде психомотор возбужд, с агрессией. За ним след общая расслабленность, безразличие, часто глубокий сон. Наблюд у бол эпилепсией, лиц, перенес ЧМТ, энцефалиты. При физиологич аффекте, нет сужения сознания и последующей амнезии, субъект действует осознанно. Эмоциональная гиперестезия - ↑ эмо­цион чувствит, обострен эмоцион реак. Вспышки гнева, раздражения, реакциями смеха, умиления, плача. Хар-а для некот психопатий, астенич состоя. Эмоциональная гипестезия - вялость эмоцион реакц, эмоцион холодность, черствость. Встреч у шизоидных психопатов, при астенич состоя. Апатия - полное равнодушие и безучастность к себе и окружающим. Явл одним из симп шизофрении. Эмоциональная тупость - отсутст способ реагировать на внеш события в связи с уплощением и оскудением эмоций. Хар-ы безразличие, равнодушие, черствость, душевная холодность, бессердечие. Никакие раздражители не могут вызвать эмоционал резонанс. О тнос к облигатным симпт шизофрении.При орган пораже голо мозга, исходе старческого слабо­умия эмоц тупость проявл в виде эмоционального огрубления - утраты наиб тонких эмоций (такта, уважения, деликатности) с появл расторможенности, циничности, бесцеремонности.

3.синдромы нарушения настроения;

Гипертимии - патолог ↑ настроения. Эйфория - настрое­ние с оттенком беспечности, безмятежности, полного благополучия. Интеллект актив и произв деят сниж. Наблюд при орган пораж голо мозга, в состоя алког и наркот опьян. Мория – повыш настроение с дурашливостью, беспечностью, склонностью к плоским, глупым и цинич шуткам. Встреч при пораж лобных отд го­л мозга. Экстаз - кратковр состоя наивыс блаженства с от­тенком напряжения. Хар-ы для эпилепсии, орган пораж гол мозга, наркот опьян. Маниакальный синд: повыш настроения, ускор мышл и ускор ре­ч и двигат актив.

Встреч при маниакально-депрессивном психозе, орган аффектив психозах, эпилепсии. Гипотимии - патолог сниж настроен. Тревога - чувство растущей опасности. Дисфория - угрюмость, не­довольство собой и окружающ на фоне сниж настроения с оттенком раздражительности, злобности. Признак орган пораж голов мозга и эпилепсии. Растерянность - острое чувство беспомощности, недоумения, непо­нимания ситуации и своего состояния. При ост наруш сознания орган этиол (аменции), при шизоаффективном психозе. Депрессив синдр: сниж настроения, замедл мышл и замедл ре-чедвиг актив. При маниакально-депрессивном психозе и циклотимии, эпилепсии, орган аффект психозах, инфекц, интоксик, реактивных психозах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: