Антимонопольная политика государства — политика, направленная на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и на защиту конкуренции.
Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, так как существуют технологические олигополии, естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся и фирмы-лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих случаях деятельность монополий экономически оправдана.
Когда же в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм становится болезнью экономики, разрушающей рыночные механизмы. Он ведет к взвинчиванию цен, консервированию существующих технологии производства, препятствует появлению новых капиталов в производстве.
Поэтому представительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
В России основными документами, регламентирующими деятельность монополий, являются: Федеральный закон от 26.07. 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Следить за выполнением антимонопольного законодательства России призвана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Цель антимонопольной политики - пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Направления антимонопольной политики:
- контроль деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке. По российскому законодательству доминирующим на рынке признается фирма, если ее доля на рынке превышает 50%. Такие фирмы заносятся в реестр монополистов.
- контроль слияний и поглощений фирм: если объединяются несколько фирм, совокупная доля которых на рынке позволяет занять будущей фирме доминирующее положение на рынке, то антимонопольные органы вправе запретить подобное слияние. Антимонопольный комитет может применить принудительное разукрупнение фирм.
- политика поощрения развития предпринимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта.
- запрет действий фирм, направленных на ограничение конкуренции, например изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких или низких (демпинговых) цен и т.д.
- осуществление препятствий недобросовестнойконкуренции: препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искажение информации о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интеллектуальной собственности. При обнаружении недобросовестной конкуренции дело передается в суд.
Контроль деятельности естественных монополий. Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. Сформирован реестр естественных монополий, в который включены предприятия, занимающиеся:
- транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировкой газа по трубопроводам;
- железнодорожными перевозками;
- услугами транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услугами общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услугами по передаче электрической энергии;
- услугами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услугами по передаче тепловой энергии;
- услугами по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Фирмы, включенные в реестр:
- должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства;
- не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данный рынок.
Сложность регулирования цен естественных монополий в России заключается в том, что цены внутреннего рынка занижены по сравнению с мировыми. Однако низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий на внутреннем рынке не позволяет устанавливать цены, равные мировым. Поэтому государством устанавливается «потолок цен», выше которого естественным монополий не разрешено поднимать цены, а также выделяются группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
Проблема монополизма в России. В условиях либерализации экономической деятельности российские монополии фактически утратили свою власть над рынком. Российские предприятия оказались в весьма невыгодных условиях:
- с развалом бывшего СССР произошел разрыв хозяйственных связей — ведь предприятия-смежники оказались разделены государственными границами;
- переход к рынку потребовал нового типа мышления менеджеров предприятий, но большинство предприятий не было готово к кардинальной перестройке управления;
- многие российские предприятия-монополисты оказались неконкурентоспособными по сравнению с иностранными компаниями и в конечном счете убыточными, так как государство резко сократило заказы, а потребительский спрос населения переключился на импортные товары.
Решить проблему обновления производства и переориентации управления на новые условия хозяйствования предполагалось с помощью приватизации государственной собственности. Итогом приватизации стал переход монополизма административно-командной экономики в его рыночные формы.
В конце 1990-х гг. российское законодательство повысило допустимую долю продукции фирмы на рынке, которая является свидетельством наличия монополизации рынка, а фирма признается доминирующей на рынке. Эта доля поднялась с 35 до 65%. По сравнению с Западом это очень высокая доля. Послабления антимонопольного законодательства в России были связаны с низкой конкурентоспособностью российских товаров по сравнению с товарами мирового рынка. Но уже с 2006г доминирующим стало признаваться положение фирмы, доля которой на рынке составляет 50% и более.
------------------------------------------------
конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;
доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.