Антимонопольная политика




Антимонопольная политика государстваполитика, направ­ленная на пресечение монополистической деятельности хозяй­ствующих субъектов и на защиту конкуренции.

Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, так как существуют технологические олигопо­лии, естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами ста­новятся и фирмы-лидеры по внедрению научно-техниче­ских разработок. В этих случаях деятельность монополий экономически оправдана.

Когда же в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм становится болезнью экономики, разрушающей рыночные механизмы. Он ведет к взвинчиванию цен, консервированию существу­ющих технологии производства, препятствует появлению новых капиталов в производстве.

Поэтому представительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

В России основными документами, регламентирую­щими деятельность монополий, являются: Федеральный закон от 26.07. 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Следить за выполнением антимонопольного законодательства России призвана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Цель антимонопольной политики - пресечение монополистиче­ской деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятель­ности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Направления антимонопольной политики:

- контроль деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке. По российскому законодательству доминирующим на рынке признается фирма, если ее доля на рынке превы­шает 50%. Такие фирмы заносятся в реестр монополистов.

- кон­троль слияний и поглощений фирм: если объединяются несколько фирм, совокупная доля которых на рынке позво­ляет занять будущей фирме доминирующее положение на рынке, то антимонопольные органы вправе запретить подобное слияние. Антимоно­польный комитет может применить принудительное раз­укрупнение фирм.

- политика поощрения развития пред­принимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта.

- запрет действий фирм, направленных на ограничение конкуренции, например изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефи­цита или повышения цен; необоснованный отказ от заклю­чения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких или низких (демпинговых) цен и т.д.

- осуществление препятствий недобросовестнойконкуренции: препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искаже­ние информации о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интел­лектуальной собственности. При обнаружении недо­бросовестной конкуренции дело передается в суд.

Контроль деятельности естественных монополий. Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. Сформирован реестр естественных монополий, в который включены предприятия, занимающиеся:

- транспортировкой нефти и нефтепродуктов по маги­стральным трубопроводам;

- транспортировкой газа по трубопроводам;

- железнодорожными перевозками;

- услугами транспортных терминалов, портов, аэропор­тов;

- услугами общедоступной электросвязи и общедо­ступной почтовой связи;

- услугами по передаче электрической энергии;

- услугами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услугами по передаче тепловой энергии;

- услугами по использованию инфраструктуры вну­тренних водных путей.

Фирмы, включенные в реестр:

- должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства;

- не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данный рынок.

Сложность регулирования цен естественных монополий в России заключается в том, что цены внутреннего рынка занижены по сравнению с мировыми. Однако низкая плате­жеспособность потребителей продукции естественных моно­полий на внутреннем рынке не позволяет устанавливать цены, равные мировым. Поэтому государством устанавлива­ется «потолок цен», выше которого естественным монополий не разрешено поднимать цены, а также выделяются группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

Проблема монополизма в России. В условиях либера­лизации экономической деятельности российские моно­полии фактически утратили свою власть над рынком. Российские предприятия оказались в весьма невыгодных условиях:

- с развалом бывшего СССР произошел разрыв хозяйственных связей — ведь предприятия-смежники ока­зались разделены государственными границами;

- переход к рынку потребовал нового типа мышления менеджеров предприятий, но большинство предприятий не было готово к кардинальной перестройке управления;

- многие россий­ские предприятия-монополисты оказались неконкуренто­способными по сравнению с иностранными компаниями и в конечном счете убыточными, так как государство резко сократило заказы, а потребительский спрос населения пере­ключился на импортные товары.

Решить проблему обновления производства и пере­ориентации управления на новые условия хозяйствования предполагалось с помощью приватизации государственной собственности. Итогом приватизации стал переход моно­полизма административно-командной экономики в его рыночные формы.

В конце 1990-х гг. российское законодательство повы­сило допустимую долю продукции фирмы на рынке, кото­рая является свидетельством наличия монополизации рынка, а фирма признается доминирующей на рынке. Эта доля поднялась с 35 до 65%. По сравнению с Западом это очень высокая доля. Послабления антимонопольного зако­нодательства в России были связаны с низкой конкуренто­способностью российских товаров по сравнению с товарами мирового рынка. Но уже с 2006г доминирующим стало признаваться положение фирмы, доля которой на рынке составляет 50% и более.

------------------------------------------------

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: