Сегодня в мире формируются разные модели школ, например —модель пятизвездочной школы Облака.




Это не просто школа, а умное здание, особая среда обитания детей, которая будет «обволакивать» их интеллектуальными витаминами. Такая школа как мега бренд становится своеобразной фабрикой по добыче и обогащению знаний, и библиотека там – это не отдельный кабинет школы, а вся школа – это библиотека. И наш путь в такое будущее может превратить тучи над российским образованием в Облака!

А библиотеки станут генераторами настоящих Гипермаркетов Знаний!

Важно отметить, что Облако –это удивительное слово, не только определяющее новую технологию, но это и один из фундаментальных символов кругооборота воды и веществ в природе. Но ведь и мы своей работой способствуем водовороту – только социокультурному.

По меткому слову Н.А. Рубакина – чтение – это генерация собственных мыслей с помощью мыслей автора. Соединить мысли учителя и учащегося через книги – «приложить их руки к ним», а значит «оживить» мысли их авторов и продолжить их развитие, создать нового Автора и тем самым осуществить социокультурный водоворот, создать умное Облако. Таким образом, знания скоро уйдут в Облака. Библиотеки станут цифротеками. Глаза людей привыкнут к цифровому формату, пальцы – к клавиатуре, и ум переформатируется на восприятие других сигналов – более полезных, ясных, отфильтрованных и системных. Бумажные учебники перестанут являться главным источником знаний.

Следующий тезис.

 

Как мы к этому идем?

Цифровизация библиотечно-информационной деятельности, как в больших, так и в малых библиотеках, имеет технократические и гуманитарные компоненты.

И правильно говорит почетный член стартег-комитета РШБА профессор Наталия Ивановна Гендина, что «Технократия и гуманисты – это проблема вовсе не однополярна, она не одномерна, она очень сложная, и на острие сейчас проблема цифровизации. Можно считать безусловным достижением, что когда грянула беда, оказалось, что почти каждая библиотека имеет свое виртуальное представительство, и наши библиотеки могут представить собственный контент.

Как бы ни сложно было разбираться в цифровых библиотечных лабиринтах, библиотека становится гипермаркетом знаний и трансформируется в ядро школьной педагогики, раздвигая границы класса и школы вместе с IT- службами.

Нельзя не согласиться с профессором Гендиной, когда она говорит: «Библиограф, который получал образование в любое время, начиная с 18-го века, и мы все, кто получал библиографическое образование, всегда знали, что создавая любой, даже простейший библиографический продукт, мы обязаны сказать пользователю четко и внятно каковы хронологические границы, каковы критерии отбора, как организован материал, кому он предназначен. Но сталкиваясь с тем, что сейчас называется электронными информационными ресурсами, мы видим, что эти традиционные требования вдруг исчезли. И это такая сакральность электронной природы, упование на то, что от того, что мы перевели тот или иной документ в электронную форму», и этого достаточно.

Это не так. Часто получается, и мы все это хорошо знаем, что мы живем в век не только «переизбытка информации», но часто дезинформации.

Далее. Необходимо отметить, что у школьных библиотекарей во всем мире уже много лет существует четкое разделение между задачами предметника по информатике, который больше внимания уделяет внешней стороне работы с информацией, делая акцент на техническое и программное обеспечение, и задачами педагога-библиотекаря, который особое внимание уделяет содержательной стороне – углубленной интеллектуальной работе с контентом.

И наши библиотекари через курс «Основы информационной культуры школьника» развивают у школьников информационное мировоззрение, понимание информационных процессов и умения жить и работать в этих процессах – особенно в среде с угрозами манипулирования неокрепшим сознанием ребенка.

Когда Наталия Ивановна со своей группой создавала концепцию информкультуры школьника, было проведено исследование по всем предметам и классам: какая информационная нагрузка ложится на детей ежедневно.

Разработана готовая линейка для школьных библиотекарей – учебные издания по формированию информационной культуры школьника. Предлагаем и новое издание - учебно-практическое пособие «Формируем информационную культуру школьника: познавательные пятиминутки».

Сегодня в разных концах России есть пилотные школы, где школьные библиотеки ведут в рамках внеурочной деятельности занятия по этим программам. Пример – средняя школа №5 г. Курска – педагог-библиотекарь Татьяна Николаевна Авдеева.

Поскольку с информацией работает мозг человека, в работе школьных библиотек за рубежом используются в первую очередь когнитивные технологии. Это не тема моего доклада, просто скажу, что сейчас уже создана программа на 72 часа «Когнитивные технологии в работе педагога-библиотекаря». Программу уже опробовали в Челябинске и Екатеринбурге. готовы и дальше ее распространять. По этому направлению работает наша пилотная площадка в г. Сарапул к Удмуртской Республики.

Следующий тезис.

Таким образом, мы на следующем слайде видим функции будущих школьных библиотек: Школьные библиотеки – точка трансформации российских школ в свое новое качество – цифровые школы.

Цифровое чтение – нелинейное чтение – ключ к знаниям в цифровой школе. И такой ключ должен быть в руках школьного библиотекаря, педагога-библиотекаря, который получил опережающее образование и стал проводником этих знаний для школьников.

Как нам всем известно, основным критерием качества школьного образования сегодня являются результаты исследования PISA.

 

В одном из последних исследований PISA 15-летние школьники из Шанхая заняли первое место. То есть китайские школьники продвинулись до пятого (наивысшего) уровня понимания глубины смыслов предложенных текстов, в то время как российские школьники смогли дойти только до второго уровня.

Вот эти пять уровней:

1. Выполнение самых простых заданий: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, определение основной темы или идеи текста.

2. Нахождение информации, сформулированной в явном виде, способность делать простой вывод на основе прочитанного, выявлять смысл основных частей текста, высказывать свою точку зрения, обосновав ее фрагментами из текста.

3. Обобщение информации, соотнесение текста со своим жизненным опытом, понимание информации, заданной в неявном виде.

4. Комплексные задания к текстам, критический анализ.

5. Полное понимание текста: нахождение информации; интерпретация и рефлексия на содержание текста, его форму и их оценка.

Наши дети 3,4,5 уровни сложности не смогли освоить.

Чтобы стать важнейшим ресурсом в решении задач повышения качества российского образования, мы разработали проект «Читающая школа». Подробно об этом я говорила на вебинаре 1 июня. Познакомиться с материалами вебинара можно на нашем сайте.

А сегодня несколько слайдов по электронному ресурсу этого проекта.

 

 

И в заключение, дорогие коллеги, я сердечно желаю Вам доброго здоровья, тепла, любви и умных учеников!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: