АРИСТОТЕЛЕВСКИЙ РЕНЕССАНС




ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ

ТИПА МЫШЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫНАТУРФИЛОСОФИИ И ГУМАНИЗМА.

Эпоха Возрождения хронологически охватывает XIV – начало XVII века. У её истоков находится итальянский гуманист Франческо Петрарка (1304–1374), а в завершении – Джордано Бруно (1548–1600) и Томмазо Кампанелла (1568–1639).

Термин «Возрождение» как историко-культурологическая категория появился XIX веке благодаря работе Якоба Буркгарта «Культура Ренессанса в Италии» (1860). Согласно Буркгардту, главное в Возрождении – это рождение новой культуры, а не воскрешение Античности (хотя название эпохи порождено стремлением возродить классическую древность). Новая культура по духу своему враждебна Средневековью. И вместе с Реформацией образует водораздел между Средневековьем и Новым Временем.

Основные характеристики ренессансной культуры мышления (по Буркгардту)

o Индивидуализм теоретический и практический.

o Культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью.

o Светский дух религии с тенденцией к язычеству.

o Освобождение от власти авторитетов, которые в прошлом господствовали над духовной жизнью.

o Особенное внимание к истории.

o Философский натурализм.

o Вкус к искусствам.

А.Ф. Лосев в работе «Эстетика Возрождения» даёт ряд существенных уточнений в характеристике Ренессанса.

В развитии философской мысли эпохи Возрождения можно выделить две тенденции – гуманистическую и натурфилософскую. Первая преобладает в начале эпохи, а вторая в конце.

ГУМАНИЗМ

Слово «гуманизм» (от лат. humanitas – человечность) впервые употребил римский оратор Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Для него humanitas – это образование и воспитание, возвышающие душу человека[1]. В решении этой задачи основная роль отводилась грамматике, риторике, поэтике, истории и этике – комплексу гуманитарных дисциплин («studia humanitas»). Именно они и стали теоретической основой ренессансной культуры.

В новую эпоху это слово стало обозначать общественное и литературное движение, более или менее противостоявшее схоластике и духовному господству церкви. В более широком (философском) смысле гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости и человечности желаемой нормой отношений между людьми[2].

Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304–1374). Видные деятели гуманистической мысли – Джованни Пико дела Мирандола (1463–1494), Лоренцо Вала (1408–1457), Марсилио Фичино (1433–1499), Томмазо Кампанелла (1568–1639).

С позиций ренессансного гуманизма в корне менялись представления о мире и месте в нём человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе. А именно:

В противоположность средневековому теоцентризму утверждается антропоцентризм. Если основной темой средних веков был теизм – прославление величия и славы Бога, то теперь основной темой становится гуманизм – прославление человека. Создаётся культ человека (всё человеческое обожествляется и противопоставляется божественному). Это – богоборчество, атеизм.

Формируется культ естества (в противоположность культу сверхъестества) и провозглашается идея естественной свободы человека.

Утверждается решительный индивидуализм. В средние века духовная власть принадлежит церкви, а в эпоху Возрождения – она в руках поэтов, ораторов и историков. (Например, Данте как поэтический судья мира воспевает Ад и полновластно населяет его).

Средние века чтят святых, Ренессанс чтит знаменитостей, людей великих, выдающихся своими духовными подвигами. Ренес­санс поклоняется их останкам и могилам, памятным местам их жизни. «Место, где покоится хороший человек, – священно; сто лет спустя его слова и подвиги напоминают о себе его внуку».

Родиной ренессансного гуманизма была Италия. И это не случайно: Италия – классическая страна, усыпальница античного мира. Все богатства древности здесь, и за ними не надо далеко ходить. Нужно лишь обратиться к своему прошлому.

Духовному возрождению древности благоприятствовали и политические факторы: государственная раздробленность Италии и слабость папской власти (политическое единство и централизация сковали бы мятежный дух возрождения). Огромную роль сыграло и то обстоятельство, что после падения Византии и разрушения турками Константинополя (1453) лучшие умы Восточной Римской империи оказались на западе, и именно в Италии (во Флоренции, прежде всего).

Возрождение классической древности шло подобно археологическим раскопкам, начинаясь с ближайших культурных слоёв и постепенно переходя к более дальним: от римского наследия к греческому. Начало – неолатинский ренессанс.

НЕОЛАТИНСКИЙ РЕНЕССАНС

Возврат к классической древности начинается с изучения позднеантичных текстов римских философов и ораторов Цицерона и Квинтилиана. Начало этому положил Лоренцо Валла (1406–1457). Опираясь на древнеримских авторов, он с языческих позиций стал критиковать христианский символ веры, искать ошибки в Библии, выступать против церковной власти. Он написал работу «О ложно принятом на веру и вымыш­ленном даре Константина», в которой доказывал, что император Константин никогда не наделял римскую церковь светской властью, что папы просто узурпировали её. И поэтому церковное государство нелегитимно. Неудивительно, что этого человека стали преследовать. Но в критиче­скую минуту он нашел защиту у папы Николая V, который взял его к себе на службу. Валла заявил о своей готовности отречься от крамолы и написать сочинение во имя «религии, истины и славы». Особенно рьяно Валла нападал на схоластику. А поскольку на вооружении схоластики была логика Аристотеля, то удары наносились, прежде всего, по ней. Орудием борьбы против схоластизированного Аристотеля стала древнеримская риторика. Вместо абстрактных и искусственных форм мысли предлагалась живая образная речь. Вместо Аристотеля – Цицерон и Квинтилиан.

АРИСТОТЕЛЕВСКИЙ РЕНЕССАНС

Однако Аристотель был настолько крупной величиной, что оставлять его в рядах противников было опасно. Поэтому перед деятелями Ренессанса встала задача вырвать наследие Аристотеля у схоластов и взять на вооружение себе. Для этого нужно было восстановить учение Аристотеля в чисто языческом значении и противопоставить его учению церкви. Эту задачу успешно решил Пьетро Помпонацци (1462–1525). Он воспользовался тем, что учение Аристотеля можно было понимать двояко:

а) натуралистически;

б) религиозно (теологически).

Натуралистическое понимание основывалось на представлениях о том, что:

- идея вещи содержится в самой вещи и составляет её внутреннюю форму (цель);

- что развитие вещи – это осуществление её внутренней формы (энтелехия);

- что весь мир – это система развивающихся внутренних форм, восходящих к высшей форме всех форм – к Богу-демиургу (высшей цели развития).

При этом упор делался на всеединстве мира, и система философии рассматривалась в пантеистическом духе.

В религиозном истолковании:

– упор делался на дуализме материи и формы;

– на том, что между миром восходящих энтелехий (самосуществляющихся форм) и формой всех форм – Богом-демиургом имеется онтологический разрыв (так что Бог оказывается трансцендентным миру).

Помпонацци отбросил религиозное понимание философии Аристотеля и объяснил её исключительно с натуралистических позиций.

Он воспользовался также неоднозначностью аристотелевского учения о бессмертии души. Аристотель различал в человеческой душе три начала: растительное, животное и разумное, и считал только разумное начало божественным и бессмертным, независимым от тела. Неясным оставался вопрос: разумное начало в человеке – это общий для всех людей дух или индивидуальный? Если только общий, то есть лишь родовое бессмертие человека, индивидуального бессмертия нет[3]. В таком случае у церкви нет власти в делах душеспасения. Если же разумнее начало в человеке индивидуально, то существует индивидуальное бессмертие. Соответственно, и церковь (ведающая душеспасением людей), имеет власть не только в этом мире, но и в загробном. Только признанием индивидуального бессмертия и можно было угодить вере и церкви (что и сделал в своё время Фома Аквинский, приспособив учение Аристотеля к нуждам христианства).

Помпонацци решил этот вопрос с натуралистической точки зрения, отбросив саму идею бессмертия человеческой души. Деятельный разум – это продукт естественного развития, всегда индивидуальный, но всецело зависимый от тела, и потому, смертный. В своём знаменитом сочинении «О бессмертии души» (1516) Помпонацци утверждал, что бессмертие – не более чем предмет церковной веры, и кому хочется в это верить, тот пусть и верит. Но реально душа смертна. Следовательно, человеку надо помышлять не о загробной жизни, а только о настоящей.

Задача поставлена чётко – свести небеса на землю: все явления, в том числе и сверхъестественные (включая волшебство, пророчества, демонологию и т.п.) объяснить из естествен­ных причин. Возрождённая философия Аристотеля была использована Помпонацци в разрушительных целях – для борьбы с учением церкви. Но вскоре выяснилось, аристотелевское наследие может противоречить не только учению церкви, но и естествознанию. Соответственно, деятелям Ренессанса пришлось искать другие источники в разработке новой натурфилософии. По этому поводу Куно Фишер писал: «Когда Помпонацци вывел аристотелевскую психо­логию на битву против христианских небес, недалеко было уже то время, когда аристотелевское учение о мироздании должно было рухнуть вследствие открытия настоящего неба».

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС

Политический ренессанс связан с именем Никколо Макиавелли (1469–1527). Макиавелли происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В период республики Макиавелли активно занимался политической деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимая место секретаря Совета десяти (1498–1512), выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре, отстранен от дел и надолго выслан в свое поместье близ Флоренции, где написал большую часть своих произведений. Особо выделяются его работы «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Макиавелли первым противопоставил теократическому идеалу идеал светского государства. Средневековая теократия[4] означала подчинение церковному влиянию не только внутреннего мира человека (духовной сферы), но и внешнего мира социальных отношений (гражданской сферы). Т.е. в средние века церковь обеспечивала нравственное и правовое единство общества. Макиавелли предложил альтернативу – единство руководством светской власти. При этом речь шла о верховенстве светской власти по отношению к церковной. Макиавелли наносил мощный идеологически удар по политическому господству церкви. По выражению Куно Фишера, он «показал непригодность её земного царства».

С точки зрения Макиавелли:

Государство имеет не божественную природу, а земную: оно создано не Богом, а человеком – суверенным политиком – государем. Создавая законы и вводя их с помощью силы, государь устанавливает политический порядок. Он (и только он) – мера всех вещей. Право и мораль не имеют абсолютного и всеобщего значения. Над ними возвышается суверенный правитель. Высказывание Людовика XIV: «Государство – это я», – идеологически обеспечено политической теорией Макиавелли.

У государства и церкви нет ничего общего. Поэтому духовное и светское должно быть разделено. Макиавелли требовал не только полной независимости государства от церкви, но и безраздельного господства государства над церковью. Руководствуясь в своём учении исключительно национально-патриотическими интересами создания независимого и сильного итальянского государства, он считал главным препятствием на пути к этому власть папы. Сопоставляя величие Древнего Рима с жалким состоянием современной ему Италии, Макиавелли особое внимание уделял влиянию религии[5]. Религия языческого Рима по своему духу была государственной религией, ее поддержание было делом политики и патриотизма. Христианство же, по его мнению, изначально обратилось к потустороннему миру и отвернулось от земного мира и государства, оно отвратило людей от государства и ослабило его политическую силу. К тому же, отмечает Макиавелли, христианская религия не осталась верной своему первоначальному духу и соблазнилось искушением власти земной – папством и клерикальным государством. Для Макиавелли это самое сильное препятствие для политического возрождения Италии. Он считал, что нет такого положения, в котором папство и политическая реформация Италии могли бы ужиться. Они абсолютно несовместимы – либо Италия, либо папство. И политический реформатор требует уничтожения папства, из-за которого церковь стала лицемерной, а государство – ничтожным. Он требует секуляризации религии (придания ей светского характера). Вместо христианства – патриотизм, а вместо церкви – государство.

Государство – высшее про­явление человеческого духа, а служение государству – цель, смысл и счастье человеческой жизни. Разделяя традиционное для католицизма представление об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли отводит воспитательные функции не церкви, что было нормой средневекового миросозерцания, а государству. Почти на полтора века раньше Гоббса Макиавелли обосновывал необходимость государства исходя из эгоистической природы человека. Государство необходимо для насильственного обуздания человеческого эгоизма.

В трактате “Государь” Макиавелли описывает способы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Макиавелли считает, что все средства дозволены для достижения политических целей. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с ними, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при достижении политических целей.

НАТУРФИЛОСОФИЯ

Ренессанс решительно противопоставил земной мир потустороннему. У Макиавелли это выразилось в обожествлении государства. По логике вещей, оставалось обожествить природу. Подорвать власть церкви не только в загробном мире (Лоренцо Вала), в общественно-политической сфере (Никколо Макиавелли), но и в природе. В своё время церковное могущество достигло своего апогея благодаря тому, что Фома Аквинский сумел распространить власть церкви на природный мир (он ввёл природу в царство Божьей благодати). Теперь у церкви планомерно вырывают власть, где только возможно, включая и сферу представлений о природе.

В натурфилософии антицерковная направленность принимает форму языческого пантеизма. Ведь пантеизм в корне противоречит идее креационизма (Божественного сотворения мира), он устраняет различия между Богом и природой. Здесь возможны две стратегии: растворение природы в Боге или растворение Бога в природе. В эпоху Возрождения преобладает последняя. Однако, пантеистическое мировоззрение, обожествляющее природу, противоречит не только учению церкви, но и аристотелев­скому учению, разъединяющему Бога и мир. Поэтому деятели Возрождения (использовав все возможности философии Аристотеля в своих разрушительных целях) идут дальше – к Платону и неоплатоникам. Особенно пригоден для пантеистического мировоззрения неоплатонизм, ибо в нём наиболее последовательно проводится принцип всеединства.

В целом развитие философского ренессанса, сравнительно с развитием самой древней философии, идет в обратном направлении. Античная мысль шла от космологических проблем (у досократиков) через антропологические (Сократ) к религиозным (у неоплатоников). Ренес­санс, исходя из средних веков, идёт от религиозного мировоззрения к космологическим проблемам. Путь проходит через рели­гиозный платонизм (т.е. неоплатонизм).

Исходный пункт этого движения – неоплато­низм флорентийской академии, а конечный – натурфилософия Николая Кузанского (1410–1464), Леонардо да Винчи (1452–1519), Николая Коперника (1473–1543), Джордано Бруно (1548–1600), Галилео Галилея (1564–1642).

Флорентийская академия возрождалась по образцу платоновской академии, закрытой императором Юстинианом в 529 г. В её создании особую роль сыграли Георгий Гемистос Плетон и Марсилио Фичино (1433–1499). Фичино перевёл на латинский язык сочинения Платона и Плотина. В платонизме он видел ключ к обновлению христианства. Его замысел заключался в том, чтобы согласовать хри­стианство и неоплатонизм (теологию с космологией). Неоплатонизм близок христианству в религи­озном мотиве – в стремлении к Богу. Но расходится с христианством по своим устремлениям обожествлять мир. Принцип христианства – искупление мира через Христа. Принцип неоплатонизма – эма­нация мира из Божественного начала (Единого). Фичино полагал, что для согласования христианства с неоплатонизмом нужно, чтобы теологический дух проникся представлением об эманации, т. е. принял бы космоло­гические формы. А с другой стороны, чтобы Божественная тайна мироискупления раскрывалась не только в церкви, но и в природе. Природа должна пониматься как сфера богопознания. В этом случае она приобретает такое религиозное значение, угрожающее популярности церкви. В глубине природы кроется тайна Божества. Созерцающий природу глядит в Божественную сущность. Таким образом, природа является великой тайной, которую надо рас­крыть. Природа ещё не является предметом строгого научного познания, она, скорее, тайная книга для посвящённых. Поэтому натурфилософия поначалу развивается в форме теософии и магии.

Собственно научный характер натурфилософия благодаря Леонардо да Винчи, Николаю Копернику, Джордано Бруно и Галилео Галилею. Именно их усилиями утверждается полный и безусловный натурализм в изучении природы. Так, что полностью исключается всякое вмешательство трансцендентного (божественного) начала. «Всякое трансцендентное утвер­ждение натурализм ощущает как чуждую каплю крови в своих жилах, как мертвую схоластику, как порабощение природы теоло­гией – и отбрасывает его с возмущением» (К. Фишер). Особую роль здесь сыграл Джордано Бруно.

«Природа сама по себе – божественна», – вот суть натурфилософских размышлений деятелей позднего Возрождения. Подобно тому, как Макиавелли обожест­влял государство и ненавидел церковное государство и папство, считая их источником политических бедствий, так теперь обожест­вляется природа и идет борьба с церковью вплоть до ее основа­ния – христианской веры. Этот смелый шаг делает доминиканский монах Джордано Бруно.

Бруно воплощает собой натуралистический ренессанс подобно тому, как Макиавелли – ренессанс политический. Главный его мотив – это обожествление приро­ды и вселенной, Божественное единство, это пантеизм в противоположность всем церковным представлениям.


[1] Цицерон называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

[2] См.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.130.

[3] Именно так понимал аристотелевское учение арабский средневековый философ Аверроэс.

[4] Теократия (от греч. theos – Бог, kratos – власть; буквально означает господство Бога) – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви. Это такое государственное устройство, при котором верховным правителем государства является само Божество, выражающее свою волю через посредство жрецов или духовенства.

[5] Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, церковь расшатала устои светской государственности и ослабила в людях стрем­ление к служению государству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: