Но, несмотря на это внимание и наши многочисленные инициативы на местах, специалисты отмечают жесточайший кризис детского чтения в России.




Жукова Т.Д.

Июня 2020 года

Уважаемые коллеги, дорогие библиотекари!

От всей души поздравляю вас с прошедшим недавно Общероссийским днем библиотек, а также с сегодняшним праздником – Международным днем защиты детей!

Вспомним, что День защиты детей учрежден Конгрессом международной демократической федерации женщин в 1949 году.

Это были послевоенные годы, когда сильно действовала «антинацистская прививка», и весь мир встал на защиту юного человечества.

Наша профессия напрямую связана с защитой детей. Школьные библиотеки и школьные библиотекари дают ребенку возможность увидеть полную, целостную картину мира, учат добру и милосердию, состраданию и человеколюбию.

Знаю, как много работы – трудной, непопулярной для обычных дней, принес с собой COVID-19. Эти месяцы показали важность и во многом неповторимую сущность нашей профессии. Об этом написала друг нашей ассоциации, нынешний президент Международной ассоциации школьных библиотек Кэти Манк. В своем письме она отметила: «Вместе мы можем согреть своей любовью и теплом детей всего мира».

 

По степени влияния на будущее детей нашей библиотечной сети равных нет. Об этом мы с вами декларировали, когда несколько лет назад мы объединились, чтобы ускорить изменения и собрали около полумиллиона подписей под нашей декларацией «Библиотека меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку». Этот сбор подписей позволил сделать наш голос сильнее.

 

Символично, что именно сегодня, в день защиты детей, мы с вами говорим о чтении, о нашей профессии, о библиотеке как важнейшем социальном институте детства.

Уже не в первые мы 1 июня поднимаем тему школьных библиотек и чтения.

На слайде вы видите фотографии Парламентских слушаний 2009 года, которые были проведены по инициативе нашей ассоциации в Государственной думе тремя комитетами: Комитетом по образованию, Комитетом по культуре и Комитетом по делам женщин, семьи и детей. Тогда с этой высокой трибуны мы заявили о важности нашей профессии в духовно-нравственном развитии наших детей.

 

И лучшие представители нашей профессии многих регионов нашей страны тогда замечательно выступили, а сегодня я рада приветствовать их как участников нашего вебинара.

 

На этих Парламентских слушаниях мы не только говорили о проблемах, а мы вышли со своими предложениями, которые стали основой общественно- государственного проекта «Концепция развития школьных библиотек России». Эта концепция впоследствии легла в основу создания сегодняшней Концепции развития ИБЦ. И это важное достижение нашего профессионального сообщества на этапе последних 10 лет.

 

А сегодня наступает новый этап нашего стратегического развития, и мы опять выходим с новыми инициативами, проектами и предложениями. Несмотря на то, что из-за пандемии мы не сможем собраться на наш форум в Пушкиногорье, все эти месяцы активно работал расширенный стратегкомитет ассоциации. Мы готовим пакет документов для нового этапа стратегического развития наших школьных библиотек и нашей профессии. И флагманским проектом РШБА сейчас является проект «Читающая школа».

Необходимо отметить, что особенность кризиса детского чтения в России – слабая читательская среда. Ребенок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

Неслучайно одним из символом нашего проекта стала эта картинка с таким утверждающим посылом (мыслью): наши малыши хотят читать. Но, к сожалению, не все взрослые могут предоставить детям в нужное время нужные, хорошие книги.

И школьная библиотека должна компенсировать издержки слабой читательской среды, в которой находятся многие российские школьники, не имеющие хороших домашних библиотек.

И хотя в международном исследовании 9–10-летних детей на понимание прочитанного (исследование PIRLS) российские дети показывают отличные результаты, в следующем возрастном промежутке эта результативность падает.

В начальной школе ребенок учился читать; перейдя в основную школу, он начинает учится другим предметам с помощью чтения. А уроков чтения у него больше нет. И не все проходят этот этап без потерь.

Все понимают, что чтение – это общеучебное умение, но вместе с тем на чтение уже не обращают внимания ни родители, ни предметники. Поэтому сегодня особая роль в дальнейшем читательском развитии школьника отводится педагогу-библиотекарю.

И во многих странах Юго-Востока школьные библиотекари прошли сплошную переподготовку педагогов-библиотекарей, получив опережающее образование по когнитивным наукам, психологии и педагогике чтения детей цифрового поколения. И там уроки чтения проходят даже для выпускников школ.

Радостно, что в последние годы в результате модернизационных процессов в нашей стране появились уникальные школьные библиотеки с интересным пространством, площадью свыше 500 м2 и даже есть школьные библиотеки в 1000 м2.

 

 

 

Но, к сожалению, очень маленький процент школ имеют такую библиотеку, а значит не все российские дети имеют такого пространства для своего творческого развития. И наша общая задача – защитить право российского школьника на современную библиотеку, современный фонд, не только учебный, и возможность иметь умного наставника – квалифицированного библиотечного специалиста.

Мир и простая доброта сердца библиотекаря открывают в наших детях свет, и наша культура держится на плечах этих подвижников.

Именно они на своих рабочих местах создают настоящие храмы для читающей души ребенка.

Но без своего главного инструмента в работе – хорошего библиотечного фонда – сделать это сегодня очень трудно.

Простая, на первый взгляд, тема чтения может обернуться для нашего государства огромными потерями. Неслучайно функциональная неграмотность, вторичная неграмотность, причислена к цивилизационным вызовам 21 века.

Сегодня к теме чтения привлечено особое внимание.

Нацпроект «Образование» направлен на решение задачи, поставленной нашим Президентом, – войти в десятку лучших стран мира по качеству образования.

Мы понимаем, что без решения сложнейшей задачи – выхода из кризиса детского чтения – сделать это невозможно.

 

Основным критерием качества школьного образования сегодня являются результаты исследования PISA. Попасть за 6 лет с 3-го десятка на десятое место – задача, конечно, амбициозная, особенно если учесть, что с 2013 года мы поднялись лишь на несколько позиций вверх.

В одном из последних исследований PISA 15-летние шанхайские школьники заняли первое место. То есть китайские школьники продвинулись до пятого (наивысшего) уровня понимания глубины смыслов предложенных текстов, в то время как российские школьники смогли дойти только до второго уровня.

Кратко прокомментирую известную многим специалистам таблицу PISA.

Мы видим, что первый и второй уровень – это:

1. Выполнение самых простых заданий: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, определение основной темы или идеи текста.

2. Нахождение информации, сформулированной в явном виде, способность делать простой вывод на основе прочитанного, выявлять смысл основных частей текста, высказывать свою точку зрения, обосновав ее фрагментами из текста.

3. Обобщение информации, соотнесение текста со своим жизненным опытом, понимание информации, заданной в неявном виде.

4. Комплексные задания к текстам, критический анализ.

5. Полное понимание текста: нахождение информации; интерпретация и рефлексия на содержание текста, его форму и их оценка.

Наши дети 3,4,5 уровни сложности не смогли освоить. А как же они смогут справиться с усложняющимися учебными текстами? Особенно важно об этом говорить в контексте скорого перехода на электронные учебники, которые потребуют от наших школьников навыков нелинейного чтения или, как говорят сейчас специалисты по чтению, навыков цифрового чтения.

Цифровое чтение теряет линейный характер. Нагрузка на мозг ребенка при чтении гипертекста намного больше, чем при линейном чтении, а возможность глубокого вдумчивого чтения заметно уменьшается. Поэтому многие страны Юго-Востока, которые переходят или перешли на электронные учебники, например, Новая Зеландия, утверждают, что для того, чтобы ребенок вдумчиво, глубоко и быстро читал с экрана, ему нужно пройти хороший курс традиционного чтения – с книжного носителя.

Надо отметить, что эта проблема осознана руководством нашей страны, и за последние годы на высшем уровне были приняты важные решения по этой проблеме.

За эти годы было возрождено Общество русской словесности, которое по просьбе нашего Президента возглавил патриарх Кирилл. Совсем недавно в Москве прошёл второй Съезд.

Подписана программа Концепции поддержки и развития детского и юношеского чтения.

По инициативе Российского книжного союза в рамках ежегодного международного культурного форума в Санкт-Петербурге подводятся итоги конкурса на самый читающий регион – под патронатом губернаторов регионов.

Таким образом, мы с вами видим, что к теме чтения привлечено внимание на самом высоком уровне.

Но, несмотря на это внимание и наши многочисленные инициативы на местах, специалисты отмечают жесточайший кризис детского чтения в России.

Сегодня мы умиляемся успехам только наших одаренных детей, и многие наши проекты по чтению (в том числе у наших минкультовских коллег) рассчитаны только на эту категорию – талантливых детей.

Прав Евгений Александрович Ямбург, который в интервью Российской газете отметил: «Вот это сладостное внимание только к интеллектуальной элите и забвение всей остальной массы детей, – сегодня проблема уже государственной безопасности. По статистике, одаренных детей в мире всего два процента. И почему-то многие школы не понимают, что главная задача — не занимать топовые места в рейтингах, не выпускать как можно больше стобалльников ЕГЭ, а помочь каждому ребенку. Выучить его, помочь найти свое место в жизни».

Поэтому нам необходимы сегодня проекты, которые направлены на всех детей России. И привлечь к этой теме необходимо и общество, и власть, и бизнес, как это сделали наши зарубежные коллеги. И я рада, что мы вместе с нашими партнерами инициировали Движение «Мы – за читающую Россию!».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: