УМК Spotlight «Английский в фокусе» для основной школы (5-9 классы) отвечает требованиям Федерального Государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам, обеспечивает возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной компетенции (уровень А2 в терминах Совета Европы).
В состав УМК Spotlight 9 входит книга для чтения (Reader) и является обязательным компонентом при работе над каждым модулем. Однако, исходя из конкретных условий обучения и уровня класса, книга для чтения может использоваться факультативно для организации дифференцированного подхода к учащимся (без ущерба в освоении основного учебного материала и достижении целей модуля).
Во всех УМК Spotlight принято использовать в качестве материалов для чтения образцы классической литературы. Тексты адаптированы в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся и разбиты на эпизоды для удобства пользования на уроках. Богатые иллюстрации могут быть использованы для развития навыков прогнозирования, эффективной организации речевой деятельности на основе прочитанного.
Основной учебник имеет модульное построение, а модуль - это блок уроков, предназначенный для решения группы целей (чтение, аудирование, лексика, грамматика, устная речь, письменная речь и т.д.).
Для подтверждения своей гипотезы я решила анализировать специализированные разделы по развитию навыков чтения (раздел Reading в каждом модуле) на предмет формирования универсальных учебных действий. Кроме разделов Reading, задания по чтению представлены также в разделах Culture Corner, Going Green, Across the Curriculum. Все разделы содержат упражнения на разные виды чтения и активно формируют различные виды УУД.Формирование разнообразных УУД при обучении различным видам чтения на английском языке можно представить в виде таблицы.
Таблица 1.Формирование УУД при обучении различным видам чтения на английском языке
Тип чтения | Формируемые УУД | |||||||
Личностные | Регулятивные | Познава-тельные | Коммуни-кативные | |||||
М 1а. Reading. Статья о фестивалях и праздниках в различных странах. | ||||||||
Поисковое чтение. Изучающее чтение | Нравственно-эстетическое оценивание | Прогнозиро-вание. Планирование своей работы. Постановка цели. | Поиск информации. Сопоставление, сравнение. | Умение выражать свои мысли | ||||
М 2а. Reading. Статья о жизни космонавтов на космической станции. | ||||||||
Ознакомительное чтение. Изучающее чтение | Оценка жизненных ситуаций с точки зрения нравственных и этических ценностей. | Постановка цели. | Умение выделять основную мысль в тексте. | Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения другого. | ||||
М 3а. Reading. Статья о необычных существах. | ||||||||
Изучающее, поисковое чтение. | Освоение личностного смысла учения. | Определение плана и цели своей работы. | Поиск информации, сопоставление. | Умение выражать свои мысли | ||||
М 4а. Reading. Статья о роботах. | ||||||||
Изучающее чтение. | Освоение личностного смысла учения. | Умение пользоваться словарем. | Умение устанавливать логические, смысловые связи. | Умение высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника. | ||||
М 5а. Reading. Статья о необычных видах искусства. | ||||||||
Поисковое, изучающее, ознакомительное чтение | Нравственно-эстетическое оценивание | Постановка цели выполнения задания. | Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста по иллюстрациям, умение выделять основную мысль. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | ||||
М 6а. Reading. Статья о благотворительной помощи животным. | ||||||||
Ознакомительное чтение | Оценка жизненных ситуаций и поступков. | Проверка правильности выполнения задания | Умение понимать основную мысль. | Умение высказывать свое отношение к прочитанному. | ||||
М 7а. Reading. Статья «Страхи и фобии». | ||||||||
Изучающее, ознакомительное и поисковое чтение. | Оценка жизненных ситуаций с точки зрения норм жизни и поведения. | Планирование своей работы, проверка пред-положений, взаимо-проверка | Поиск информации, умение прогнозировать содержание текста | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | ||||
М 8а. Reading. «Никогда не сдаваться!» Статья о людях, имеющих физические недостатки, но продолжающих вести активную жизнь и заниматься любимым делом. | ||||||||
Поисковое, ознакомительное, изучающее чтение | Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм и нравственных ценностей. | Планирование работы, проверка и корректировка. | Поиск информации, умение представить информацию в сжатом виде. | Умение высказывать свою точку зрения. Умение оформлять свои мысли в письменном виде. | ||||
Таким образом, следует отметить, что исследуемый УМК Spotlight 9 соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям. Независимо от предлагаемого вида чтения все упражнение способствуют формированию универсальных учебных действий. Причем, хотелось бы отметить, что наиболее разнообразно представлены блоки познавательных и коммуникативных УУД. Это логично, так как умение работать с текстом и информацией требуется любому человеку во всех сферах деятельности, а коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера и высказывать свою точку зрения). Именно поэтому, на мой взгляд, упражнения по чтению имеют такую значимость в достижении метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями даётвозможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012
2. Английский язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ [Е.Ю. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012
3. Ишпаева Г.Б., Гайнуллина Р.А. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе. – https://festival.1september.ru/articles/599535/
4. Казаковцева М.А. Универсальные учебные действия. - https://ciot-anapa.ru/parents/9-remember/97-whay-is-uud.html
5. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. - https://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
6. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [Учебное пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток – Запад, 2008.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588