Галлюцинации – мнимые восприятия без наличия соответствующего объекта, действующего на органы чувств.
Основными признаками галлюцинаций являются:
1. Реальный предмет или явление в поле досягаемости анализатора в момент галлюцинаторного переживания отсутствует («мнимое переживание»); это патология представлений – следов бывших восприятий;
2. Галлюцинации всегда появляются в результате биологического страдания, патологического процесса (традиционно считается формальным признаком психоза);
3. Корковый конец анализатора не страдает органически, но изменяется его функция; патологический процесс меняет функционирование центральной нервной системы таким образом, что представления приобретают не свойственные им ранее психологические характеристики, которыми в норме определяется восприятие.
Галлюцинации делятся:
I. По идентификации галлюцинаторного образа с реальностью:
1. Истинные.
2. Ложные.
II. По органам чувств:
1. Зрительные галлюцинации: наблюдаются элементарные и сложные.
Элементарные – фотопсии (фосфрены) не складываются в предметный образ (вспышка света, туман, дым, пятна и т. п.).
Сложные – видение предметов с определенным содержанием:
1. зоопсии – видение животных;
2. демономонические – видение русалок, чертей, ангелов и т. п.;
3. антропоморфные – видение близких, знакомых лиц, умерших, своего двойника;
4. эндоскопические – видение внутренних органов и т. д..
Далее макро- и микропсии, подвижные и стабильные, одиночные и множественные, частичные и полные, цветные и бесцветные.
2. Слуховые галлюцинации:
1) акоазмы – элементарные неречевые галлюцинации (шаги, топот, стук и т. п.).
2) фонемы – окрики, вопли, стон, плач, кашель и т. п.
3) вербальные (словесные) – слова, фразы, разговоры.
По содержанию они могут быть: полифонические, комментирующие, императивные, угрожающие, индифферентные, односторонние, антагонистические и т. п.
Наличие стереотипных галлюцинаций именуется – галлюцинозом.
3. Обонятельные галлюцинации - восприятие различных запахов.
4. Вкусовые – ложные вкусовые ощущения
5. Тактильные – различные мнимые ощущения прикосновения, ползанья, перемещение живых существ (клещей, червей, насекомых).
Симптом маньяка – ощущение клещей под кожей с расчесыванием этих мест (напоминает чесотку).
6. Висцеральные галлюцинации – ощущение инородных предметов внутри тела.
III. По вовлеченности анализаторов в формирование галлюцинаторного образа:
1.Сложные (комплексные).
2.Простые.
IV. По условиям возникновения:
1. Гипногагические – чаще зрительные, но могут быть и слуховые. Появляются при закрытии глаз, в покое, чаще всего предшествуют засыпанию, проецируются на темный фон.
2. Гипнопомпические – то же самое, но в момент пробуждения.
3. Апперцептивные – слуховые или зрительные. Появляются после волевого усилия больного, желающего их испытать. Они связаны с предшествующим оживлением патологической идеаторной деятельности, в процессе которой возникает желание увидеть или услышать что-либо.
4. Шарля Боннэ – зрительные, реже слуховые. Наблюдаются при повреждении периферического отдела анализатора (слепота, глухота), а также в условиях сенсорной депривации или изоляции (заключение в одиночную камеру, иноязычное окружение, и т.д.) в поле пораженного или информативно ограниченного анализатора.
5. Экстракампинные – разновидность псевдогаллюц. Проецируются вне поля досягаемости соответствующего анализатора. При этом больные «видят» сзади себя, за тысячи километров.
6. Гемианоптические - возникают в зоне гемианопсии, чаще всего при поражении соответствующего коркового конца анализатора (опухоль, травма)
7. Психогенно возникающие:
· Доминантные – чаще зрительные, раже слуховые. Отмечаются при аффективно насыщенном переживании в момент их кульминации. Имеют психологически понятное содержание, связанное с психотравмой, эмоционально насыщены и исчезают по мере дезактуализации переживаний и уменьшения аффекта;
· Эйдические – чаще слуховые; повторение по типу клише реальных событий, сопровождавших психогенную ситуацию на одном из этапов ее развития галлюцинаторных переживаний (например, постоянное галлюцинаторное воспроизведение похоронной музыки и рыданий при похоронах);
· Воображение Дюпре – чаще зрительные, их фабула вытекает из мечтаний и идей, длительно и детально разрабатываемых, представляемых и вынашиваемых в воображении; условия их возникновения: приятность и желательность для пациента, который как правило, обладает художественным типом высшей нервной деятельности и обостренным воображением (встречается при истерической психопатии);
· Индуцированные – чаще зрительные; возникают по типу внушений или взаимовнушений активно галлюцинирующих больных на фоне эмоционального напряжения, приближающиеся к экстатическому, у лиц с художественным типом нервной деятельности, нередко при истерических чертах характера;
Псевдогаллюцинации – восприятия внутри тела (определение дано В. Кандинским), лишены объективности, сопровождаются чувством сделанности со стороны, нет целого ряда характеристик реальных предметов (цвета, схематичности изображения, беззвучные голоса, звучание мыслей и т. п.). Всё производится помимо воли больных и осуществляется кем-то извне.
Выделяют три основных разновидности:
1) зрительные
2) слуховые
3) речедвигательные (кинестетические)
Псевдогаллюцинации - отличаются следующими критериями:
1. критерий неполноты компонентов реальности: не имеют внешней проекции, а проецируются внутри тела больного, либо за пределами внешнего горизонта. Образы могут быть лишены цвета, формы, звучности и других свойств, что создают у больного впечатление необычности воспринимаемого предмета или явления.
2. критерий чувственной яркости: лишены реальности и чувственной живости (слышимые голоса слишком громкие или слишком тихие, лишены тембра или акустичности, «плоские, как по радио»)
3. критерий «сделанности», «навязанности извне»: неполнота и необычность восприятия при отсутствии критики к болезненному происхождению воспринимаемого образа порождает чувство искусственности, навязанности этих образов. Больные связывают эти образы с действиями определенных лиц, которые заставляют их воспринимать слуховые или зрительные образы.
4. критерий актуальности поведения: в отличие от истинных не отражаются в поведении больного
5. критерий социальной уверенности: больные с псевдогаллюцинациями считают свои переживания сугубо личным делом.
признак | истинные | Ложные |
Осознание галлюцинаторного образа | Имеет характер объективности и реальности, в сознании больного неотличим от образа реального восприятия | Осознается как нечто субъективное и вместе с тем аномальное, весьма отличное от реальных образов, представлений, фантазий и истинных галлюцинаций. |
Суждение о способе запечатления галлюцинаторного образа | Убежденность в обычном способе «восприятия» одним из анализаторов. | Уверенность в необычном «восприятии» несуществующим анализатором («внутренним Я», «внутренним оком», «внутренним ухом» и т.п.) |
Идентификация галлюцинаторного образа с реальным. | Полная, с отчуждением галлюцинаторного образа от субъекта | Отсутствует, галлюцинаторный образ несет в себе особые качества, позволяющие субъекту отличить его от реального |
Проекция галлюцинаторного образа | Как правило, в физический материальный мир, в реальное пространство в пределах досягаемости анализатора | Как правило, в субъективное пространство, нередко вне поля досягаемости анализатора |
«Чувство сделанности» | Всегда отсутствует | Всегда присутствует |
Актуальное поведение (соответствие поведения содержанию галлюцинаторных переживаний) | Почти всегда наблюдается | Поведение почти всегда диссоциировано с содержанием галлюцинаций |
Социальная уверенности (убежденность галлюцинанта в том, что окружающие видят те же самые образы) | Отмечается почти во всех случаях | Почти всегда отсутствует |
Галлюцинаторный образ несет угрозу | Чаще жизни, здоровью и благополучию больного и его близких | Чаще психической сфере пациента |
Суточные колебания выраженности симптома | Как правило, в виде усиления галлюцинаторных переживаний, вплоть до галлюцинаторной загруженности в вечерне-ночное время | Как правило, отсутствуют |
Течение | Чаще острое, относительно непродолжительное | Чаще хроническое, подострое затяжное |