Аффрикаты (сложные звуки «Щ», «Ч», «Ц»)




Звук «Щ» в произношении представляет собой смягченное и протяжно звучащее «Ш»: шь-шь-шь (например, в слове роща).

Другой мягко произносимый звук — согласный «Ч» (глухой). Это аффрикат, состоящий из «гьшь», произносимых слитно. При «Ч» язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при «Ш».

Звук «Ц» (глухой) произносится твердо. Правильное произношение этого звука требует прежде всего верного произношения «Т» и «С» (тс-ц), что при исправлении недостатка в произношении и должно быть принято во внимание.

Звук «X» - глухой. При произнесении его корень языка приподнимается к мягкому нёбу.

Точно определив и усвоив правильное положение речевого аппарата для каждого звука, не следует считать работу законченной. Нужно еще закрепить найденное, а для этого необходима тренировка. Постоянное повторение одних и тех же движений речевого аппарата дает возможность закрепить усвоенное, сделать его привычным, а затем непроизвольным.[8]

Общеизвестно, что во всяком искусстве приобретаемые навыки имеют ценность лишь тогда, когда они утверждаются непрерывной дальнейшей тренировкой. Вялый рот, нетренированные связки, отяжелевшее дыхание так же опасны для певца, чтеца, драматического актера, как застывшие пальцы для пианиста или ослабевшие мускулы для танцовщика.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикцию. Активная, четкая, правильная и согласованная работа артикуляционных органов создает отчетливую, как мы называем, хорошую дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой, неудовлетворительной дикции. А несогласованная их работа порождает искаженную дикцию. В этом случае страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют. Кроме того, плохая дикция, как результат вялой, плохо координированной работы артикуляционных органов, всегда ведет к снижению художественно ценных качеств певческой речи.

Певческая артикуляция от артикуляции при обычной речи отличается тем, что при певческом голосообразовании во много раз активизируется работа всего артикуляционного аппарата при произношении как гласных, так и согласных.[9]

Формирование согласных в пении, как отмечалось, ничем не отличается от их образования в речи, но произносятся они в пении очень четко и быстро. Для сокращения времени произношения две согласные, стоящие в соседних слогах, объединяются. Таким образом, согласный, стоящий в конце слога, произносится в начале следующего.

Пишется: «Снег ле-тит лег-ко и плав-но».

Поется: «Сне-гле-ти-тле-гко и пла-вно».

Совершенно недопустимо вставлять гласные между двумя согласными (снег - сынег). Это не только искажает речь (певческую речь), но и удлиняет произношение согласных.

Особое внимание надо обратить на четкое и ясное произношение согласных в конце слов, особенно при окончании музыкальной фразы. Их надо слегка подчеркивать.

Превращение звонких согласных «б», «в», «г», «д», «ж», «з» при произнесении в соответствующие глухие «п», «ф», «к», «т», «ш», «с» называется оглушением. Оглушению подвергаются:

а) звонкие согласные в конце слов, особенно если последующее слово начинается с сонорных (л, н, р, м), с согласного «в» или с йотированных гласных: «Дуб (дуп) растет зеленый»; «Хочу любить, но слов (слоф) любви не знаю» («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова); «Только год (гот) любила Мариула» («Олеко» С. В. Рахманинова); «Друг (друк) мой, Ванюшка» («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова); «Спокойна будь (буть), мой друг» («Русалка» А. С. Даргомыжского) и др.;

б) звонкие «б», «д», «в», «г», «з» в середине слов перед глухими согласными: «Трубка (трупка) никак догорела» («Старый капрал» А. С. Даргомыжского); «Лодка (лотка) все дальше плывет» («Море» А. П. Бородина); «Травка (трафка) зеленеет» («Весна» П. И. Чайковского) мн. др.;

в) согласный «в» перед глухими в начале слова: «Все (фсе), что цены себе не знает» («Мазепа» П.И. Чайковского); «В (ф) пустыне чахлой и скупой» («Анчар» Н. А. Римского-Корсакова) и др.

Перед звонкими согласными «в» произносится звонко: «Бедняжка принесла мне в дар» («Мазепа» П. И. Чайковского).

Если слово оканчивается на согласный «в» и последующее слово также начинается с этого согласного, то он в первом случае оглушается, а во втором - остается звонким: «Я вновь (внофь) воскрес измученной душой» («Мазепа» П. И. Чайковского).

Озвончению подвергаются глухие «к», «п», «т», «ш», «с» перед звонкими согласными: «С (з) горы»; «Чтоб не совсем сгубило (згубило) человека» («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова). Исключение составляют:

а) звонкий «в», перед которым глухие согласные не озвончаются: «И с верой в даль смотрели мы» («Нам звезды кроткие сияли» П. И. Чайковского);[10]

б) глухие согласные, если они стоят в конце слова и последующее слово начинается со звонкой согласной. Они произносятся с новой артикуляцией, т. е. без озвончения: «Путь далек, глухая степь безмолвна» («Ночь печальна» С. В. Рахманинова).

Все начинающие учиться пению неумело пользуются своим артикуляционным аппаратом. Это происходит оттого, что они переносят речевые навыки работы артикуляционного аппарата на пение. При этом интенсивность работы артикуляторных органов оказывается недостаточной. Артикуляционный аппарат у таких певцов работает вяло. Его органы работают несогласованно, отчего наряду с общей вялостью наблюдается перенапряжение, скованность отдельных органов (сильно «зажатая» нижняя челюсть, перенапряженный язык в сочетании с вялыми губами и т. д.). При пении резко меняется работа всего артикуляционного аппарата: увеличивается сокращение мышечных стенок резонаторных полостей, увеличиваются полости ротоглоточного канала, изменяются речевые уклады языка и губ, мягкого нёба, увеличивается степень раскрытия рта.

Чтобы правильно организовать новую функцию артикуляторных органов при пении, необходимо прежде всего снять перенапряжение с отдельных органов (если оно есть). Сначала надо добиться полной свободы всех органов артикуляции, а затем четкой, согласованной их работы и максимальном активизации. Укорочение согласных в пении и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной перестройки артикуляторных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба.

Начинающие петь плохо открывают рот оттого, что у них малоподвижна, «скована» нижняя челюсть, напряжены мышцы, ее поднимающие. При таком положении нижней челюсти через подъязычную кость подтягивается вверх гортань. Она оказывается в неестественно высоком положении, поэтому сильное зажатие нижней челюсти может быть причиной горлового призвука. При скованной нижней челюсти невозможна хорошая вокальная дикция, так как ротовая полость мала для формирования вокальных гласных.[11]

Список использованной литературы.

 

1. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. – М.: «Музгиз», 1952. – 268 с.

2. Вопросы вокальной педагогики. вып. 1 – М.: «Государственное Музыкальное издательство», 1962. – 146 с.

3. Вопросы вокальной педагогики. вып. 3 / сост. Заслуженный деятель искусств УССР профессор Евтушенко Д.Г. – М.: «Музыка», 1967. – 152 с.

4. Вопросы вокальной педагогики. вып. 4 – М.: «Музыка», 1972. - 229 с.

5. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов (материалы рентгенологических исследований). – М.: «государственное музыкальное издательство», 1962. – 55 с.

6. Мастера советской пианистической школы. – М.: Музгиз, 1954

7. Малинина Е. Вокальное воспитание детей. – Л.: «Музыка», 1987. – 89 с.

8. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: «Просвещение», 1987. – 95 с.

9. Назаренко И.К. Искусство пения: Хрестоматия. (Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения). Изд. 3, доп. – М.: «Музыка», 1968. – 622 с.

10. Саричева Е. Сценическая речь. – М.: «Искусство», 1955. – 247 с.

 


[1] Вопросы вокальной педагогики вып. 4 – М., 1962, с. 145

[2] Цит. по Вопросы вокальной педагогики вып. 4 – М., 1962, с.161

[3]Саричева Е. Сценическая речь. – М. «Искусство», 1955, с. 116

[4]Саричева Е. Сценическая речь. – М. «Искусство», 1955, с. 117

[5]Саричева Е. Сценическая речь. – М. «Искусство», 1955, с. 118

[6]Саричева Е. Сценическая речь. – М. «Искусство», 1955, с. 119

[7]Саричева Е. Сценическая речь. – М. «Искусство», 1955, с. 124

[8]Саричева Е. Сценическая речь. – М. «Искусство», 1955, с. 126

[9]Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., с.37

[10]Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., с.39

[11]Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., с.40



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: