Глава 2. Отличие музыки от других видов искусств




 

Великую музыку, в отличие от шедевров других видов искусств, узнают почти всегда вовремя. Оттого, что ее стук в души людей звучен. Все чувства доступны музыке - многовековую фразу французский композитор, известный больше как автор очерков о музыке, Третри дополнил важным нюансом - за исключением плохих стихов.

Слово "музыка" происходит от греческого "mousike", которое было адаптировано в латыни как "musica". Это слово произошло от "Музы" и распространялось на все виды искусства, которым покровительствовали музы. В системе древнегреческого образования музыка рассматривалась как упражнение для души, в отличие от "гимнастики" - упражнения для тела.

В Восточной культуре, однако, существует другое объяснение происхождения слова "музыка": по суфийской легенде Моисей услышал божественное повеление на горе Синай в словах Muse ke - "Моисей, внемли", а откровение, снизошедшее на него, состояло из тона и ритма. Во всех Восточных религиях музыка имеет божественное происхождение: например, Кришна всегда изображается с флейтой, а индусская богиня красоты и знания Сарасвати - с вИной, которую, кстати, изобрел никто иной, как Шива. На протяжении веков были известны также песни и стихи Давида.

Происхождение земной музыки на Востоке объясняется, как там заведено, через притчу: Бог создал статую из глины по образу Своему и попросил Душу войти в нее; но душа отказывалась быть заключенной в тело, потому что ее естественное состояние - свободно летать и не быть ничем ограниченной. Тогда Бог попросил ангелов сыграть ей их музыку. Когда ангелы заиграли, душа пришла в экстаз, и через экстаз, для того, чтобы сделать музыку более ясной и понятной для себя, она вошла в тело. По мнению мыслителей Востока существует пять различных опьянений: опьянение красотой, молодостью и силой; опьянение богатством; опьянение властью; опьянение знанием и опьянение музыкой. При этом опьянение музыкой - самое сильное, потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа.

В западной философии - более рациональный подход к толкованию музыки. Пифагор (около 550 до н.э.) рассматривал музыку как отрасль математики.

Платон (5-4 век до нашей эры) относил музыку к разряду этики. Он считал, что музыка оказывает очень сильное моральное воздействие на слушателей, а потому нужно подвергать ее очень строгой цензуре, чтобы нравственные устои слушателей случайно не пострадали по вине недобропорядочных музыкантов. Он считал, что чем музыка проще, тем лучше. Сложная музыка никуда не годится, потому что вызывает у людей депрессию и нервные расстройства.

Аристотель считал, что музыка способна сформировать характер человека. Он также заявлял, что оценить музыкальное исполнение могут только те, кто сами исполняют музыку. Типа, сам на баяне не играешь - в критики не лезь!

Согласно христианской доктрине, музыка должна быть подчинена словам, мелодия в церковной музыке использовалась для акцентирования текста.

Начиная с 17 века пробудился интерес ученых к музыке. Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) пытался связать музыку с движением планет.

Рене Декарт (1596-1650) видел основу музыки в математике. Иммануил Кант (1724-1804) ставил музыку на нижнюю ступень в иерархии видов искусства по той причине, что она лишена слов. Бессловесность музыки по Канту делает ее развлекательной, но бесполезной для высокой культуры. Но в сочетании с поэзией она, конечно, может иметь смысл.

Гегель утверждал, что музыка, в отличие от других видов искусства, не существует объективно, независимо от слушателя, и реализуется только тогда, когда ее кто-то слышит.

В 19-м веке о музыке, наконец, стали говорить сами композиторы и исполнители. Тон в музыкальной критике стали задавать Шуманн, Берлиоз и Лист.

В наше время философия музыки исходит из идей Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900), которые привнесли в теорию музыки новые концепции символизма и динамизма. Музыка близка к внутреннему динамизму процесса, она не опирается на жизненные образы, и поэтому у слушателя не существует конкретных препятствий для ее непосредственного восприятия. Ницше видел в музыке Аполлоно-Дионисийскую двойственность - сочетание формы и рационализма с опьянением и экстазом.

В 20-м веке большой вклад в теорию музыки внесла американка Сюзан Лангер, эстет и философ. Ей принадлежит известное изречение music is time made audible: "музыка - это озвученное время". Это значит, что символизм музыки реализуется в форме звука и может существовать только во времени.

А теперь - собственная теория, которая будет, несомненно, менее авторитетной и более спорной. Если задумаемся, откуда произошли струнные, духовые и ударные инструменты, станет очевидно, что традиционная музыка - это в своей основе музыка охоты. По своему происхождению струна - это не что иное, как жила убитого зверя, барабан - натянутая кожа освежеванной добычи, труба - спиленный рог. Можно ли считать музыку, исполняемую на таких инструментах, музыкой высших сфер? Вопрос, конечно, риторический. Или мы принимаем за высшие сферы совсем не то, что нам хотелось бы.

При всем при том, в нашем мире практически полностью отсутствует музыка любви: чмокающие и хлюпающие звуки считаются музыкально неэстетичными. Заметьте, что в живописи обнаженное тело выступает образцом эстетики, но музыкальное воспроизведение звуков, издаваемых этим телом, недопустимо никакими канонами. Я имею в виду, разумеется, не голос, а непроизвольные звуки: храп, отрыгивание, испускание газов и так далее.

Или вот еще: людей принято хоронить под музыку. Существует множество похоронных маршей, в том числе и шедевральных, таких, как похоронный марш Моцарта, но нигде в мире нет традиции сопровождать музыкой рождение ребенка. Кроме того, у всех народов принято усыплять детей заунывными колыбельными напевами, но почему детей не будят веселой песенкой? Малыш, наверное, был бы больше рад, если бы вместо нервического трезвона будильника мама промурлыкала бы ему на ухо что-нибудь типа "вставай, вставай, дружок, с постели на горшок".

Музыкой и пением обычно сопровождается уход из этого мира, окончательный или временный. Получается, что существующая в нашем мире музыка - это музыка смерти. Кстати, когда умер Курт Кобейн, статистики посчитали среднюю продолжительность жизни рок-музыкантов. Получилось меньше 30 лет, вдвое меньше обычного. Возникает мысль: да, музыка - это кайф, это опьянение и это наркотик, но за любой кайф приходится расплачиваться, и музыка здесь не исключение. Как говорится, помирать, так с музыкой!

Музыка начинается там, где кончаются слова. Музыка, как и родная речь, исходит из человеческого сердца: прекрасная - из доброго, безобразная - из злого. И передаётся она, по словам великого Бетховена, от сердца к сердцу: от ожесточенного - к такому же, от праведного - ко всем, кто хочет обрести истинно человеческое лицо, открыв своё сердце всему прекрасному на земле, потому что не в безобразном, а «в прекрасном таится Бог» (В. Жуковский).

Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья,

Способны на грабеж, измену, хитрость,

Темны, как ночь, души его движенья

И чувства все угрюмы, как Эреб;

Не верь такому…

В. Шекспир

 

В чём смысл шекспировского стиха? Если сердце не внемлет прекрасному - способно ли оно полюбить другого человека, - ведь по словам другого великого поэта Пушкина - «и любовь мелодия»? Не потому ли прекрасное искусство музыки неотъемлемо от человеческой жизни?

Говорят, что первый человек на земле, прежде чем заговорить, пел - интонировал. Да и дети, родившись, вначале поют - гулят, а потом начинают говорить. Человек уже от природы как бы носит музыку в себе. И что поразительно! - язык музыки понимают все (в той или иной степени), он не нуждается в переводе, как иностранные языки. В отличие от других видов искусства музыка действует непосредственно - в этом её сила: исцеляющая (духовная и шедевры светской музыки), либо разрушающая (музыкальная наркомания).

Чтобы у ребенка не возникла пагубная для души наклонность к музыкальной наркомании, к порножурналам, как у совращённых сверстников, начинать надо музыкальное воспитание, как и любое другое, буквально с пелёнок! Лучше - до рождения. Слушайте записи духовных песен, пойте любимые народные песни. Обязательно пойте младенцу колыбельные - малыш вначале воспринимает мир слухом, и ему так важен ваш родной голос!

Колыбельная - это продолжение благословения родителей перед сном. Поётся она очень просто - как птицы поют: «чик-чирик». Каждый сможет спеть! Но какое необходимое перед сном успокоение, утешение, а главное - защищённость даёт родной голос матери! С голосом матери ребенок связан как с «пуповиной». Это такая сила, которая дана на всю жизнь!

Человек разучился петь колыбельные, но Бог создал душу человека поющей! Что именно происходит с неумирающей душой человека - видно в пении. Человек может быть болен, что-то с голосом, слухом, но его душа непременно поёт! И это сегодня так необходимо! Мы все, и дети тоже, живём трудно, душа может быть повреждена на каждом шагу. Вдруг в пении колыбельной при нашей изувеченности современной жизнью проступает вечная нетленность, новорожденная детская душа.

Лишить человека пения - это очень большое зло. Массовая школа, внедрив программу Д. Кабалевского, заменила уроки пения слушанием музыки. Новое поколение разучилось петь. Осталось надеяться на семейные традиции домашнего музицирования, на соборное пение в храме, которое всегда исцеляло и сплачивало наш народ. Надо продолжать эти традиции, ибо, как известно, нет будущего у того народа, который не чтит память своих предков. Дети повышенно восприимчивы к звукам мира - ведь они познают слухом звучащий окружающий мир.

Музыка - это мир изображенный звуком. Подобно тому, как живопись отображает мир, наш, или непохожий на него визуально, музыка делает это с помощью звука. Но музыка далеко не всегда отображает сам звук этого мира (в отличие от других видов искусства) - все это делается с помощью различных ассоциаций.

Чтобы рассеять возможное непонимание, замечу, что этим миром, может быть все что угодно: маскарад в Рио-де-Жанейро, похороны в Венеции, завтрак в Арктике, двое влюбленных в саду на лавочке, внутренний мир отдельно взятого человека, безжизненный (или наооборот) Марс, люди, чувства, фантазии, города, реки, страны…

Если подходить с технической стороны, то получается другое определение: музыка - это последовательность ритмически связанных звуков, но это Вам говорю только для общего развития.

Музыка - это движение, выраженное в звуке. Это определение в первую очередь доводят до молодых музыкантов, и это применимо к большей части музыки.

Каждая нота каждой мелодии - это изображение какого-то движения. Музыканты не случайно говорят о скачках, прыжках - за этими терминами скрываются ощущения.

В музыке может быть изображено любое движение - физическое или душевное. К примеру, движение ног. Не случайно под хороший марш или современный дэнс хочется топать в такт. Пример - Иоганн Штраус-отец - Марш Радецкого.

Как известно, под марш обычно маршируют. То есть равномерно топают ногами - левой, правой, раз, два. Здесь такое движение изображено на протяжении всей пьесы.

Музыка, не касаясь идей, будучи совершенно независима и от мира явлений, совершенно игнорируя его, могла бы до известной степени существовать, даже если бы мира не было вовсе, чего о других искусствах сказать нельзя. Отличие музыки от других видов искусства состоит в том, что если последние лишь изображают, передают идею, то музыка сама есть Идея.


 

Заключение

Человек создал множество культурных ценностей за время своего существования. Многие из этих видов искусств являются мировыми и общеизвестными, другие же мало признаны, новаторски, что отнюдь не убавляет их ценность как вид искусства. Человек славен своим богатым внутренним миром. Способы его проявления весьма разнообразны. Это могут быть и картины, и прекрасные скульптуры, это могут быть замечательные книги и стихотворения. Но ничто не может сравниться с таким видом искусством как музыка. Музыка с самых древних времён являлась символом той или иной народности. Сочиняя музыку и песни, каждая народность привносила что-то новое, уникальное, тем самым закрепляя своё имя в истории. Музыка разновидна как ни что другое в мире. В нашем обществе существует множество разновидностей музыки, что говорит о бескрайнем воображении и таланте человека. Музыка как искусство имеет крайне широкую и разнообразную историю. Количество всевозможных исполнений и музыкальных инструментов исчисляется сотнями. Музыка продолжает развиваться и по сей день. С каждым новым исполнителем музыка, как вид искусства приобретает что-то новое, что-то значимое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: