Решите методическую задачу




Практическое занятие 1 «Методика изучения морфемного состава слова»

Задание 1

Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку

 

1. В ходе изучения раздела «Перспектива» по программе начального образования Школа России:

Выпускник научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

 

 

 

2.Курс программы «Перспектива» направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.

Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Повышение качества речевого развития детей, для которых изучаемый язык является родным, возможно только посредством изучения языка, так как язык обобщает наблюдаемые речевые явления, классифицирует их, облекает в понятную форму и тем самым поднимает знание родного языка на более высокую ступень. Поэтому обучение русскому языку строится по схеме: речь — язык — речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов.

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно (от класса к классу) накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения (обращать внимание на ролевые отношения, обстановку, цель, тему и результат общения), обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т. д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения (написать записку, объявление и т. д.), стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков (умения писать, читать, говорить и слушать).

Познавательная направленность обучения создает предпосылки того, что ребенок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звукобуквенную форму, но и определенное содержание, сосредоточенное в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет, замещает содержание словесного знака.

Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурно-семантических моделях слова, с которыми дети познакомились на уроках обучения грамоте и продолжают работать с ними на уроках русского язык.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

В новой системе большое внимание уделяется развитию речевого мышления. Поскольку

 

Задание 2

Решите методическую задачу

Методическая задача 1

Учитель использовал дидактический материал, приведенный ниже. Сформулируйте задания к каждому виду дидактического материала. Уточните этап и цель использования получившихся заданий.

1. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

Мы видим дидактический материал, который может быть использован на этапе изучения раздела "Имя существительное", темы "Склонение имени существительного". 1)Это задание можно предложить детям на этапе закрепления нового знания индивидуально или в паре. цель: закрепить, изученное на уроке. 2) На этапе повторения предложить фронтально. Цель: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

2. Столик, кормушка, загородный, переезд, досказать, подарок.

Задание направлено на определение состава слова. Использовать на этапе актуализации или закрепления знаний (деление слов в 2 группы по наличию приставок, суффиксов). выделение морфем слов. Цель: выявление правописания некоторых приставок и суффиксов в словах.

3. Соль, солонка, солнце; вода, водитель, подводный; лес, лесник, лестница; больной, больница, большой.

Задание представлено в виде групп слов для анализа. Использовать на этапе изучения нового знания (например 2 класс, изучение однокоренных слов. Выделите в каждой группе лишнее слово. Объясните почему?). Этап актуализации или закрепления знания (как индивидуальное задание для быстрой проверки понимания материала). Цель: разделение однокоренных слов и омонимичных корней разных слов. Определение отношения проверочный - проверяемый. Закрепление правописания некоторых корней слов.

4. Сказать, труд, земля, вода, земной, труженик, подземный, рассказ, водяной, доказать, трудный, сказка, наземный, земляк, затруднение, земляной, подводный, безводный.

Задание направлено на систематизацию знаний, используется на этапе закрепления знаний. Цель: закрепление умения находить однокоренные слова, выделять корень.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: